Интро
«Уважаемые пассажиры, к сожалению, наш автобус сломался. За вами приедет другой, но мы пока не знаем когда. Извините», – без особого энтузиазма сообщает нам стюарт компании Ecolines. Пара десятков людей в салоне разочаровано вздыхают и высыпают на автовокзал города Ровно. Кто выпить кофе, кто покурить, кто перекусить. Через три часа приезжает наполовину забитый (именно так, а не наполовину пустой) автобус, который забирает нас и везет по направлению в Гданьск.
«Да ладно, не может такого быть, что там еще 20 автобусов спереди», – с уверенностью бывалого пересекателя государственных границ заявляю я подругам, с которыми мы стоим все в том же автобусе на пункте пропуска Ягодин. «Чуваки, я вам не завидую, я там в прошлый раз 13 часов стоял», – утешает меня коллега Юра Береза сообщением в мессенджере. Мы стояли 10 часов.
В Гданьск приехали около 5 утра. Заселились в хостел, денек погуляли по городу. Славный и уютный портовой городок не зря часто сравнивают с Амстердамом. Разноцветные домики, большие и красивые корабли, каналы – всё есть. Ну и цены соответствуют. В общем, ничего общего с Варшавой или Краковом.
На «нулевой» день поехали заселяться в фестивальный кемпинг. Open’er уже 11-й год проходит в Гдыне (для меня стало открытием, что Гданьск и Гдыня – это разные места). Это относительно молодое поселение со впечатляющим портом, который, судя по всему, является градообразующим предприятием.
От вокзала до территории фестиваля (а это военный аэродром) добираться минут 20 на автобусе. Где-то как из центра Киева на ВДНГ. Фестивальных автобусов очень много, они бесплатные и ездят регулярно. Кроме того, по Гдыне раскиданы точки, где можно обменять билеты на фестивальные браслеты, чтобы не стоять в очереди на самом Open’er. Конечно же, все в итоге толпятся у двух кабинок на вокзале.
Кемп
Приезжаем на фест. Быстро меняем браслеты. В уме считаю количество палаток, под которые нужно забить места для друзей. Взглядом ястреба окидываю территорию, чтобы найти самое большое и пышное дерево. Первый шок. Деревьев нет. Вообще. Только 3 жалких березки и то непонятно где.
Проходим через контроль. Досматривают рюкзаки. Не очень тщательно. Позже еще и окажется, что на территорию кемпа можно проносить свое пиво (wodka nie mogę, piwo mogę). Это знание сэкономит нам много денег и практически избавит от необходимости покупать воду.
Сталкиваемся с интересной системой формирования палаточного городка. Если на известных мне фестивалях палатки можно сразу же ставить где захочешь, то на Open’er все не так. Палаточный городок поделен где-то на 10 условных зон, разделенных красными лентами. Ставить палатки можно только в «открытых зонах». Когда они забиваются, открывают доступ к захвату новых территорий.
Дожидаемся открытия зоны «А2» и запрыгиваем во второй ряд. Пытаемся отжать место под пару палаток друзей. Выходит так себе. Спереди стали польские студентки. Справа – группа флегматичных британцев. Из «наших» так никто к нам и не подселился.
На территории кемпа работает пара точек с едой, мини-магазин, палатка с хорошим кофе, две палатки с розетками для зарядки девайсов и тент ред булла. Чуть поодаль – пункт обмена денег.
Наличка на фестивале под жестким запретом. Платить можно двумя способами: либо картой Mastercard с Paypass (VISA не проходит, хотя некоторым удавалось), либо при помощи специального браслета со встроенной в него картой Mastercard с Paypass. Браслет бесплатный, его можно получить и пополнить на специальных точках. Более того, этой мини-картой можно пользоваться и за пределами феста. Прикольно.
Вечером встречаем знакомых из Киева. Начинаем стремительно опустошать запасы Heineken (в кемпе продается только это пиво по 9 злотых (где-то 60 грн), на фесте можно было еще найти Desperados – та же цена). Ребятам удалось пронести еще немного алкоголя. Знакомимся. Начинаются первые приключения. С дороги и непривычки ночь быстро погружается в туман.
Фест
Просыпаюсь от того, что хочется умереть. В палатке ужасная духота, солнце жарит нещадно. В голове болтается вчерашний Heineken и бог знает что еще. Усилием воли выбрасываю себя за пределы тента. На улице бодрит ветерок.
Очередь в душ делится на два потока – в горячий и холодный. Горячий душ платный. Один сеанс – 4 злотых (где-то 30 грн). В женский холодный душ ни одного человека. В мужской – где-то столько же, сколько и в теплый, но очередь движется намного быстрее. Не такой уж тот душ и холодный…
Сам фестиваль занимает впечатляюще огромную территорию. Это поле прямоугольной формы. У основания – главная сцена. С противоположной стороны, где-то в 500 метрах, – Tent Stage. Между ними по бокам зона фудкортов и всяких развлекаловок. Между ними еще две сцены – Alter Stage и Beat Stage. Самые интересные выступления идут поочередно – на главной сцене, потом на «Тенте». Главная трудность в том, что дойти от мейна до Tent Stage – минут 15 по разбитому полю. Но на второй день привыкаешь.
Сталкиваемся с неожиданной проблемой. К сценам нельзя проходить с пластиковыми стаканчиками с пивом. Можно только со специальными стаканами Heineken, которые берешь в долг за 6 злотых (где-то 40 грн). Ну ладно. Быстро перестраиваемся, берем по стакану и используем их как универсальную емкость. Но не выбрасываем.
Скоро начинает первый ожидаемый артист – Royal Blood. Протискиваемся в «первую фан-зону». Набирают мощность колонки. По телу проходить дрожь. Начинается фестиваль.
Хеды
Впечатления по большинству артистов я описывал в своем Telegram-канале. Тут остановлюсь на хедлайнерах.
Radiohead. Гдыня оказалась самой восточной точкой Европы, где можно было застать группу Тома Йорка с туром в поддержку последнего альбома. В этот день концентрация украинцев на фестивале зашкаливала. Толпа набилась внушающая. А поскольку под Radiohead особо не послэмишься, поклонники британского бенда все теснее прижимались друг к другу. Под сценой даже падали в обморок.
Учитывая, что я под сцену не полез, оценить выступление британцев оказалось сложно. В этом туре они используют очень странный подход к изображениям на экранах по краям сцены. Там показывают либо световые заставки, либо очень размытые силуэты музыкантов. Поэтому, если ты не стоишь достаточно близко, о том, что происходит на сцене остается только догадываться. Если говорить о звуке – сыграно же все безупречно, но в этом и не приходилось сомневаться.
Без эмоциональной привязки к артисту, основная часть сета Radiohead показалась довольно затянутой. Подхватить настроение удалось начиная с фантастической «2+2=5». Весь бис прошел на одном дыхании – Lotus Flower, The National Anthem. И финальный драматичный аккорд на Street Spirit.
Foo Fighters. Монстры стадионного рока. Как и Radiohead, группа Дейва Грола приехала в Польшу практически прямиком с Гласто. Foo Fighters качают, рвут и подкупают харизмой. Смутило лишь то, что вживую песни звучат слегка прилизано. Вроде и на сцене куча гитар, а в «пачке» все равно мягковато. Но это детали.
Грол много шутил, бегал в толпу, играл самые известные песни и не скупился на комплименты Польше и толпе. Играли очень долго, два часа, не оставив шанса истощенной публике вызвать их на бис после Best Of You. Стадионный рок как он есть.
The Weeknd. Мазафакин старбой вытащил на сцену гигантский треугольник, полный световых эффектов и пиротехники. Для The Weeknd его группа – это лишь дополнение. Он сам – царь и бог, главный магнит для зрителя и профессионал высшей пробы. Все сыграно и спето идеально. Салют в конце – эмоциональный пик. The Hills как последняя песня – практически рок-н-ролльное завершение сета.
Не хватило False Alarm. Не хватило искренности и какого-то экспромта, но в целом плевать. The Weeknd подтвердил статус одного из главных поп-артистов современности.
The xx. До концерта меня постоянно мучил вопрос – каким образом группа, музыка которой держится на тишине, сможет удержать внимание многотысячной толпы. The xx – стадионные музыканты поневоле. Они писали для двоих, а вышло для миллионов. Теперь они возглавляют лайнапы, и даже самые нежные песни (вроде Shelter) приобретают масштабный окрас.
Неожиданно The xx прокачали. Каждая нота резонировала с настроением толпы. Каждый из трио выполнял свою драматургическую функцию. Роми контактировала с залом, Оливер создавал динамику на сцене, а Джейми притягивал внимание новыми и новыми способами извлекать звук из многочисленных пэдов и барабанов.
Единственное замечание – слишком коротко. Группа отыграла от силы час и ушла, даже не вернувшись на бис.
Lorde. Новозеландская звезда приехала на Open’er с новым альбомом Melodrama. Если The Weeknd хоть иногда акцентирует внимание на своих музыкантах, то в случае с Lorde не сразу улавливаешь, что она играет не под «минус». На сцене главная она и все внимание приковано только к ней.
Lorde берет открытостью и искренностью. Ей всего 20 лет. Она еще не настолько привыкла к огромным толпам людей на концертах и признанию фанатов. Слушая ее пламенные признания в любви публику, ей действительно хотелось верить. Да и сетлист был составлен грамотно – и попрыгать, и порыдать. Под конец Lorde еле сдерживала слезы благодарности и это был один из самых трогательных моментов фестиваля.
Moderat. Отдельно хочется остановится именно на этой группе, которая играла ту же программу, что и в Киеве. Но именно немцы показали мастер-класс по работу со звуком, светом и сценической подачей. Шоу, от которого сначала замираешь с открытым ртом, потом начинаешь рефлекторно танцевать, а потом еще неделю напеваешь Bad Kingdom.
Как хорошо отметила моя знакомая: «Я еще не встречала людей, которым бы не понравился Moderat вживую». Я тоже. И думаю, что в ближайшее время не встречу.
Тусич
От музыки на Open’er мне удалось получить даже больше чем я ожидал. Особенно хороша оказалась Tent Stage в лице Warpaint, Nicolas Jaar, M.I.A., Michael Kiwanuka. Жаль только, что не всегда хватало времени или же возможности залезть под гигантский тент, извечно забитый людьми. На главной раскачали, но разочаровали вокалистами Prophets Of Rage. Порвали в хлам, пусть и старой программой, The Kills. Ярким шоу и самоотдачей порадовала молодая поп-звезда Charli XCX.
На фестивале не хватило ночной жизни. Концерты заканчивались около 2-3 часов ночи и музыка замолкала. В кемпе, кроме как заряжать телефоны и пить припасенное пиво, было делать нечего. Поэтому каждый развлекался как мог: знакомился с людьми, танцевал под портативную колонку, кричал «Ярек», занимал очередь в душ.
Принципиальным плюсом оказалась возможность ездить в Гдыню и близлежащие города. Гданьск, Гдыня, Сопот – все они достойны посещения. А поскольку в первую половину дня на фестивале все равно делать нечего, их можно объездить все. Кроме того, в 20 минутах ходьбы от территории Open’er обнаружился живописный пляж. Когда не идет дождь можно на нем сгореть и покупаться в ледяной воде, распугивая чаек.
В общем, Open’er оставил сладкое ощущение параллельной реальности. Другого мира, в котором много прекрасной музыки, новых ощущений и неожиданный поворотов сюжета.
Open’er – очень чистый фестиваль. «У вас удивительная страна! На наших фестивалях люди б уже в первый день забросали все мусором и стаканами из-под пива. А тут очень чисто!», – рассказывала парочка британцев за 50 подвернувшемуся им поляку на фудкорте.
Возможно, Open’er не хватает атмосферности и сторонних забав, но если вы гонитесь за музыкой и впечатлениями – это отличный выбор. Фестиваль посетило огромное количество людей – 120 000 слушателей. Каждый из них наверняка открыл для себя что-то новое, даже если шел на группы с заученными песням. На Open’er хочется узнавать и впечатляться. Для меня Open’er 2017 – это четыре дня открытий.
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: