Уже завтра, 12 апреля, в Киеве начнется второй форум Kyiv Music Days, на котором соберутся многие профессионалы рынка. Одна из главных панелей форума: тренды и тенденции. В преддверии мероприятия, чтобы понимать, чего ожидать, мы решили опросить нескольких спикеров и задали им один вопрос: «Как изменилась украинская музыкальная индустрия за последние 5 лет и куда она движется?». Мнения разделились.
Напомним, что в этом году LiRoom выступает информационным партнером форума.
Игорь Тарнопольский
музыкальный продюсер JAMALA и LAUD, основатель Enjoy Records
В моем понимании украинская музыка сделала огромный качественный скачок с 2014 года. Во-первых, социальные изменения всегда влияют на культурные: общество сплотилось на фоне драматических событий последовавших чередой.
Во-вторых, появился четкий запрос на идентификацию и из андеграунда чередой проявились ONUKA, ДахаБраха. ОЕ – поехали в стадионные туры. Дважды! В поп-музыке расчистились целые ниши: Винник заменил Стаса Михайлова, на освободившееся место Ани Лорак тут же подтянулись новые дивы и т.д. А героев предыдущей сцены вовсе снесло ветром перемен.
Мы стали независимы от российского шоу-бизнеса и очень даже качественно заместили своими локальными артистами. Инди-музыка нашла свое звучание: Vivienne Mort, Один в Каное, Христина Соловій стали собирать полные залы по стране. Волна англоязычных артистов в разных нишах старается экспортироваться на запад и у некоторых получается: Jinjer – подписали перспективный контракт, Brunettes Shoot Blondes – преуспели в рекламных контрактах.
В общем, брожение происходит на разных уровнях, в разных нишах и это, как правило, положительные тенденции, а местами – настоящие прорывы. Рэп-сцена буквально в течение прошлого года дарит нам alyona alyona и Alina Pash – два украиноязычных проекта. И похоже это цунами уже не остановить!
Для JAMALA этот период ознаменовался большим достижением на международном рынке – сложно переоценить значение нашей победы в «Евровидении» для всей украинской сцены и страны в целом. Хочу отметить, что после судьбоносных для нее событий она выпускает суперуспешные синглы Крила и Solo, который попал в британские чарты. LAUD – участник «Голосу країни», стал одним из долгожданных проектов качественной украинской поп-сцены, который задает новый уровень в этом сегменте.
Думаю, что мы живем во времена больших перемен, а значит и больших возможностей. Конечно, этим смогут воспользоваться только те, кто сможет понять изменившийся запрос, почувствовать дух времени, найти или предложить свои ниши. Тем не менее, даже те, кто сможет преодолеть ментальный барьер, предложит рынку что-то по-настоящему нужное, не сможет заработать и реинвестировать достаточное количество денег для создания настоящего чуда.
Сложность ситуации состоит в том, что экономика, средний уровень жизни не позволяют продолжаться этому захватывающему процессу развития и деления рынка на ниши. Формирование из сферы шоу-бизнеса в настоящую индустрию, к сожалению, не произойдет, пока не будут осуществлен базовый пакет реформ в области авторского права и коллективного управления. Мы верим в лучшее, готовимся к худшему. Делаем все, что от нас зависит.
14 апреля в 12:30 Игорь Тарнопольский – «Кейс. Інвестиції в музичний проект. Що необхідно для старту та для того, аби втриматися «на плаву»»
Саша Вареница
основатель агентства «Много Воды» (среди артистов – alyona alyona, Alina Pash)
Я отмечаю одну занимательную тенденцию. Скорее, допущение. Начнем с такого факта: вполне вероятно, что в 2019 году в Украине не будет запущено ни одного нового заметного музыкального проекта/артиста. Были бы – я бы уже об этом знал. Я пока не слышал ни единого слуха о новой группе, певце или певице, которого собирают, готовят в недрах шоубиза ведущие лейблы или продюсеры.
С «фрэшменами из ниоткуда» – та же история. Я весь март искал артистов для шоукейса своего агентства. Ньюкамеры настолько сырые, пустые и разобранные, что тоска берет. Украинская сцена проседает. Да, пока еще есть ощущение вроде как «несется»: вышел альбом alyona alyona, скоро альбом Алины Паш, есть смысл ждать второй альбом Kazka и что-то новое от The Maneken. Юра Бардаш анонсировал запуск нового артиста. Впрочем, сугубо украинской сцены Миша Крупин коснется косвенно. Сам проект Youra заявлен на Brave! А значит, будет релиз-продолжение его мощного дебютного ЕР.
Но что дальше? Уже апрель, а ни одной яркой сенсации. Слабый состав Евровидения, «на манеже все те же» в отборе на Sziget, ну и так далее. Причину я вижу вот в чем.
В индустрии кончились деньги, заработанные до 2013 года. А все, что было после – это работа в реинвестиции и легкий плюс. Даже в самых умелых руках. Но это точно не тот уровень заработка, когда один артист может заработать продюсеру стартовый кэш (минимум полмиллиона лишних гривен) на запуск следующего. Если в 2019 году продолжится эта безрассудная «охота на ведьм» по теме гастролирующих в Россию и если новая власть так же, как и прежняя, палец о палец не ударит для выстраивания культурных связей с Европой, то украинской сцене скоро придет пиздец. Не тотальный, конечно. Но неизбежный в будущем.
У нас есть с полсотни сильных действующих проектов, которые продолжат работать, собирать площадки и выпускать новые альбомы. Но рубрики вроде «Новое имя» профильным изданиям придется закрыть. Причем, скорее всего, надолго.
12 апреля в 16:50 Саша Вареница вместе с главным редактором Karabas Live Игорем Панасовым проведет дискуссию на тему «PR і Медіа. Пошуки спільної мови». Шоукейс «Много Воды» пройдет в воскресенье в 21:00.
Юрий Никитин
генеральный продюсер mamamusic (среди артистов KAZKA и НеАнгелы)
На самом деле, все перевернулось с головы на ноги. Украинский музыкальный рынок стал работать так, как работают развитые музыкальные рынки в мире – артист полностью ориентирован на продажу музыки и билетов на свои концерты, а не корпоративные мероприятия. И это главное. Те, кто популярен и любим, те реально и зарабатывают.
Есть две основные тенденции, которые с каждым годом все больше выделяются среди остальных. Первую я называю «Made in Ukraine». Во-первых: это о том, что наконец-то локальный продукт стал в нашей стране более востребованным, чем зарубежный. Во-вторых: украинский музыкальный продукт стал «котироваться» не только в России, а и далеко за пределами бывшего СНГ. И самый яркий тому пример – группа KAZKA и ее трек Плакала.
Вторая история связана с развитием нишевой музыки. Появилось много разной музыки, и тот андеграунд, что раньше звучал по-аматорски, стал качественным. Это во-первых. Во-вторых, большие артисты стали вырастать из маленьких ниш. Если проще, нишевые музыканты стали занимать места в ТОП-20 музыкального рынка. Такого не было никогда раньше. В целом, выигрывает индустрия, а главное – слушатель.
13 апреля в 13:30 Юрий Никитин проведет воркшоп.
Ксения Шагова
PR-агент (среди клиентов агентства H2D и HMG)
Когда наблюдаешь за тем, как работают западные ребята, впечатляет очень четкое распределение действий и задач. Никто никому не помогает, никого не спасает, каждый решает свой конкретный вопрос. Нет никакого ни дружеского, ни семейного подряда. От создания музыки до работы техников на площадке они проходят абсолютно понятный путь. В этом колоссальная разница между нами.
Музыкальная индустрия, как и любой бизнес, который не является приоритетным для страны, находится на стадии крайне медленного зарождения. Все мы самоучки, которые изо дня в день пытаются угнаться за временем и тенденциями.
2014, безусловно, стал переломным, для молодых артистов, так как ушла конкуренция, вырос дух патриотизма, общий курс сместился. У артистов состоявшихся «отвалилась» существенная часть дохода и географии в лице России. Всем пришлось подстраиваться и оперативно менять направление. Пока у общества в голове не закрепится понимание того, что музыка – это таки бизнес, на мой взгляд, рано рассуждать о музыкальной индустрии.
Изменения происходят каждый день, но это сложный и длительный процесс. Мы живём в условиях минимальной конкуренции как среди артистов, так и среди менеджмента, площадок, технического персонала и тд. Именно поэтому живём в интересное время рождения нового.
13 апреля в 17:40 Ксения Шагова приймет участие в дискуссии «Що саме не так з українською музичною журналістикою. Поради від гравців ринку». Другие участники – главный редактор Comma Сергей Кейн и основатель HMG Евгений Кибец.
Купить билеты на Kyiv Music Days можно по ссылке. Уже завтра мы опубликуем гид по ивенту.
Фото обложки: пресс-служба
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: