Я начинаю писать этот текст между концертами – натурально в вэне, во время девятичасового переезда из Италии в Австрию. Stoned Jesus находятся в туре, посвященном десятилетию группы, который начался в сентябре этого года и займет большую часть года следующего. Для автора этих строк третье десятилетие века снова будет наполнено музыкой во всех ее проявлениях, но самым важным, пожалуй, является десятилетие уходящее. Мой любимый сегмент украинского андеграунда (тот, который с гитарами, но не метал и не хардкор, ага), из которого собственно появился Stoned Jesus, был так богат на таланты, что составить десятку самых важных для меня альбомов оказалось не так просто. А еще здесь могли бы быть упомянуты легендарные концерты для пятидесяти человек, интернет-холиворы и тусовки на Опере, но давайте сконцентрируемся на СД-Рках, которые до сих пор пылятся у кого-то на полке.
25 января в Киеве в седьмой пройдет традиционный фестиваль альтернативной музыки Winter Mass, который курируют Игорь Сидоренко и Влад Ляшенко. Купить билеты можно по ссылке.
Игорь Сидоренко – фронтмен и основатель украинской группы Stoned Jesus, одной из самых популярных украинских групп в мире.
10. My Personal Murderer – Cauchemar (2016)
Самым недавним релизом в моем андеграундном топе стал альбом трехлетней давности, что казалось бы свидетельствует о неважном состоянии этого самого андеграунда на данный момент. Но на самом деле стоящие молодые группы появляются на горизонте чуть ли не каждые пару месяцев, нужно только иметь желание проявлять к ним интерес. Уровень интереса к музыке – это непростая тема, которая близка и мастермайнду этого проекта, Евгению Чеботаренко. По слухам, он работает над следующим полноформатом МРМ, но ему придется очень сильно постараться, чтоб переплюнуть Кошмар, чьи томные вещи на стыке слоукора и атмосферик-рока крайне впечатлили вашего покорного в свое время.
Кстати, вот он, один из главных факторов: время. Должно пройти некоторое время, чтоб запись не только не потеряла своей привлекательности, но и обросла определенной значимостью. И если мы говорим о записях, которые свое время обогнали, нельзя не упомянуть Срiбну Змiю. Конечно, львовский квинтет Анна можно отнести к андеграунду с большущей натяжкой, но конкретно этот альбом абсолютно не похож на тот стандартный ню-метал, который группа играла в начале своей карьеры. Многочастные продолжительные композиции, явно сочиненные под влиянием Cult of Luna и Mastodon, отпугнули значительную часть фанбазы коллектива, и на этом история Анны как активной музыкальной единицы, увы, заканчивается. Они выпустили несколько синглов и периодически собираются поиграть на летних фестивалях, но Срiбна Змiя лично для меня навсегда останется их творческим пиком.
В качестве активного деятеля вышеупомянутого андеграунда ваш покорный приложил свою руку ко многим релизам, из которых можно составить отдельный топ. Добавлять их в этот список мне кажется не совсем правильным, но для одного альбома можно сделать исключение. Этот же альбом оказался единственным для супергруппы Wolverine Blues, собранной из сливок киевской хардкор-сцены с намерением поиграть угарный приметаленый стонер.
Помню, как в первом туре джизасов мы смотрели видео их студийного лайва; помню щекочущее ощущение, что ты наблюдаешь рождение новых звезд прямо на твоих глазах. Сейчас такой оборот любят вставлять в каждый второй сучукрмуз-пресс-релиз, но тогда не нужно было лить много воды, чтобы продемонстрировать потенциал молодой команды. К сожалению, работа над вторым альбомом застопорилась, когда коллектив покинул один из его со-основателей, и Wolverine Blues стали еще одной группой из тусовки, закончившей свое существование после одного – зато какого! – полноформата.
Этих ребят хватило аж на два альбома, и именно второй мне кажется более интересным. Если дебютник был приятным, но довольно типичным примером инструментального пост-рока, то Аврора звучит более прогрессивно, во всех смыслах. Более того, в финальном треке можно услышать вокал барабанщика группы, Юры Касьяненко – позже Юрец будет голосить в эмо-коллективе Салют, а сейчас отвечает за микрофон в польском нойз-рок-квартете Bastard Disco. Его тезка, гитарист Nice Wings, Icarus! Юрий Нагорный, также был важной фигурой столичного андеграунда уходящего десятилетия. В частности, первые афиши фестиваля Winter Mass и обложка Seven Thunders Roar – дело его талантливых рук.
Помню, когда в 2008-м я собирался писать рецензию на предыдущий, дебютный ЕР киевлян Slow Ride Home, то обратился к гитаристу Саше за подсказкой – в каком жанре они играют. Саша ответил что-то типично уклончиво-ироничное, но в целом намекнул, что группа будет отходить от сладж-думового звучания.
Так и произошло: четырехтрековый получасовой инструментальный The Great Southern Supercluster оказался огромным реверансом в сторону европейской психоделической сцены того времени, и мог смело стать в один ряд с лучшими пластинками Colour Haze и My Sleeping Karma. Среди впечатлившихся оказались как автор этих строк, так и многие представители этого топа, а фронтмен Ethereal Riffian Валерий Корнев прямо называл второй ЕР Slow Ride Home в числе своих главных музыкальных влияний. Угадайте, что дальше? Правильно, музыкантов поглощает бытовая рутина, группа потихоньку сворачивает активность, а пантеон культовых записей украинского гитарного андеграунда пополняется еще одним прекрасным релизом.
У Бомжей было всё, чтоб стать легендарной группой – провинциальная прописка, уникальный состав из отца (бас-гитара) и сына (лид-гитара), харизматичный фронтмен. Но, конечно, основным козырем квартета были риффы. Даже не так – не риффы, а РИФФЫ. Сокрушительные, слонопотамские, настолько медленные, что ты забывал дышать, когда находился в их власти. Соответственно, при таком базисе для песен их средняя продолжительность приближалась к 15-20 минутам, что вполне характерно для музыки группы, жанрово засевшей где-то между Swans и Sleep. Когда ты наблюдал их вживую, то казалось, что концепт времени перестает существовать, есть только горячий титан, обволакивающий все твои внутренности тягучим звуком. Конечно же, их не могло хватить надолго: обещанный второй альбом так и не материализовался, вышеупомянутый фронтмен покинул коллектив, и Бомжи тихо растворились в небытие. Но оставшийся после них Polynseeds – это одновременно вечнозеленая (sic!) классика дум-метала и один из наиболее недооцененных альбомов жанра.
Нет смысла говорить об украинских группах, опередивших свое время, без упоминания киевлян +\- (произносится «плюс минус»). Пока их сверстники открывали для себя мазафаку, квартет не только нарезал хаотично-безумный маткор, но и крайне профессионально подходил к своей деятельности в целом, будто существуя в каком-то параллельном измерении. Запись на студии, а не в подвале у кента, клипы с сюжетом и актерами, а не нарезка концертных фейлов, ну и конечно же куча креатива с продвижением своей музыки. Чего стоит только задание разгадать ребус, если хочешь послушать новый сингл! Впрочем, без крутой музыкальной составляющей все эти пляски с бубном были бы обречены на провал, и тут концептуальный Emerald Island тоже не подвел. Не скрывая большой любви к Converge, Poison the Well и The Mars Volta, ребята выдали полчаса довольно оригинального материала, в котором даже нашлось место для экспериментов с электронным звучанием. Следующим (и последним) релизом группы была ЕР витчхаус-ремиксов на самый эпичный трек альбома Nimrod Glacier – да-да, витчхаус-ремиксы, когда многие только открыли для себя дабстеп! Немудрено, что с неизбежным распадом коллектива его основной мозг, бас-гитарист Максим Сикаленко, продолжил свою музыкальную деятельность с еще большим успехом – теперь он известен как столичный хаус-продюсер Cape Cod, глава лейбла Kiev House.
Удивительно, но в этом топе нашлось место группе, которая не только не распалась, но и выпустила новый альбом в прошлом году. Более того, их следующий альбом уже почти готов, а концертные графики уплотняются с каждым сезоном! Речь идет о психоделик-рокерах Somali Yacht Club, чей дебютный полноформат The Sun широко известен и почитаем в узких кругах. Справедливости ради, не одной психоделией вдохновляется львовское трио; в их музыке можно услышать и пост-метал, и шугейз, и стонер-дум, а уж на грядущем альбоме появится еще много чего. При этом популярность группы растет не столько благодаря умелому использованию участниками коллектива разнообразных жанровых влияний со стороны, сколько из-за характерного подхода к написанию песен и довольно атмосферных живых выступлений.
А на другой стороне Украины не менее талантливые и эклектичные 5R6 несколько лет шли к пику своей творческой активности. Их гибрид альтернативного рока и прогрессив-метала достиг идеальной формы на Islands, единственном альбоме квартета, которому предшествовали очень сильные, но совершенно разные по материалу EP Knots and Spirals (2010) и +6.5 and Brighter (2012). В идеальном мире талант группы к написанию запоминающихся хуков вкупе с умелым балансированием на грани жанров уже давно бы принес ребятам контракт с крупным лейблом, ведь у каждой конторы вроде Roadrunner или Inside Out есть свой «домашний» около-Tool. Увы, не всем музыкальным коллективам удается превратить хобби в профессию, да и не всем этого стопроцентно хочется, если уж начистоту. Вот и наши герои, например, без особого шума из 5R6 переименовались в Doomed City и выпустили новый альбом в начале уходящего года – тот же состав, но немного другая музыка. Зацените, если пропустили!
Забавно, что самый важный для автора этих строк релиз отечественного гитарного андеграунда последних десяти лет одновременно самый короткий по продолжительности. Двадцать с небольшим минут звучания и всего шесть песен – зато каких! Накопив опыта в десятке-другом недолговечных групп, столичный квартет Maloi выстрелили дебютной ЕP и попали сразу в десятку. Неглупые искренние тексты, цепляющие мелодии, приятное разнообразие саунда, несмотря на нежелание выходить за рамки грустного “бородатого” панк-рока – Boys You Gotta Slow Down как раз-таки не сбавляет оборотов ни на секунду. Концертные выступления коллектива впечатляли неожиданной (как для жанра) слаженностью, однако их частота уменьшалась с каждым годом, так как в игру вступила такая штука как «реальная жизнь». Она же повлияла на частоту релизов: следующая запись ребят, полноформат Late Night Calls Inc, вышел аж под занавес 2016го. С тех пор мы не слышали никаких новостей от Maloi, но их всегда можно послушать… чем я прямо сейчас и займусь. И вам советую!
Фото обложки: Алина Кучма
Підписуйтеся на нас в Інстаграмі, Телеграмі та YouTube
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: