Отчет с концерта-реюниона группы 5’nizza в киевской Stereoplaza 30.05.2015
Во-первых, было жарко. Очень. И по мере перемещения по залу, прохладней не становилось. На 5’nizza пришло критическое для вместительности Stereoplaza количество людей.
Во-вторых, я так и не понял, передо мной была группа 5’nizza или два самостоятельных музыканта: Андрей Запорожец и Сергей Бабкин, виртуозно исполняющие песни группы 5’nizza.
Объединившуюся 5’nizza сложно считать полноценной творческой формацией. Они пока не планируют новый альбом, выпустили три песни, одна из которых больше похожа на SunSay, вторая – на группу Сергей Бабкин, а третья – на слабые отголоски самих себя.
В то же время, никто не отрицает, не побоюсь этого слова, гениальности Запорожца и Бабкина. И на концерте они в очередной раз подтвердили, что песни 5’nizza – это нетленки. Это песни, которые прекрасны и музыкально (несмотря на всю примитивность аранжировок), и по смыслу. Они уже давно ушли в народ и зажили своей жизнью. Причем не только в Украине. «Солдата», «Ямайку», «Я не той» знают во всем русскоязычном (или некогда русскоязычном) мире.
За время своей сольной деятельности, Бабкин и Сан довольно далеко ушли от первоначальных образов. Оттого вдвойне интересно было наблюдать за тем, как Запорожец сбрасывал свой «просвещенный» образ последних лет и перевоплощался в того дерзкого парня, который мог на ходу создавать меткие, емкие и комплексные тексты. Бабкин скрылся под гримом, тем самым взяв на себя еще одну актёрскую роль. В этот раз – камео.
Мне не повезло побывать на концертах «той» 5’nizza. Но мне показалось, что на исполнении «Огонь и я» – это было оно. И на «Морячок». И на некоторых других песнях – для каждого своих. «Смотри, что вытворяет!», «Я в шоке, я сейчас кончу, реально!», «ААА, это же Весна!», – многие, очень многие бились в экстазе. Это было исполнение мечты, возвращение к истокам, возможность увидеть то, с чем уже давно попрощались. Эти эмоции дорогого стоят.
Другой вопрос – такая акция одноразовая. Ну, может, двухразовая, чтобы захватить всех. Но на третий или четвертый концерт 5’nizza со старым материалом, смысла идти уже не будет. А смогут ли они выдать достаточно сильный новый – ой, не факт. Слишком разные люди, слишком много воды утекло и слишком разными творческими путями пошли участники дуета.
Кульминацией должен был стать «Солдат». Так и произошло. «Эта песня посвящается солдатам всех армий». А потом вышел Вакарчук с украинским гербом, спел вместе с группой и прокричал «Слава Україні» в конце. И вроде все круто, но остался какой-то неприятный привкус…
Дальше – лирическое отступление, которое можно не читать.
Песня «Солдат» – это ведь жесткая сатира. О «недоношенном ребенке войны», с башкой, отбитой сапогами и прочими прелестями срочной службы. Посвящая ее солдатам любой армии, можно было бы воспринять это как призыв отказаться от воинской службы, прийти к миру, уйти от идеи бессмысленных конфликтов, что отлично вписывалось бы в концепцию регги и джа, которая так близка 5’nizza. И все круто, но причем тут тогда Вакарчук с украинским гербом? Да и украинская армия, при всех ее недостатках, на данный момент находится в несколько другом состоянии, чем тогда, когда писалась эта песня. И это мы даже не говорим о добровольцах.
Если же воспринимать «Солдата» как некую положительную отсылку к военнослужащим, то получаем обратную ситуацию. Если мы делаем посвящение «солдатам любой армии», то отдаем честь и украинской, и российской армии, и армии США, и армии ИГИЛ. Но это же нонсенс. Мы не можем приравнивать людей, которые воюют за деньги, за идею, из-за больной головы, за Родину или за всемирный халифат.
И выход Вакарчука тут выглядит скорее как попытка Сана и Бабкина оправдаться за невнятную позицию, которую они так и не смогли сформировать за последние месяцы (вопрос того, кто был инициатором его появления на сцене остается открытым). И как попытка свести все к идее «Мира во всем мире». А получилось ни то, ни другое. И после того, как шок от появления патриарха украинской сцены рядом с некогда одной из самых раздолбайских групп прошел, осадочек остался неприятный.
Лирическое отступление закончилось.
На бис сыграли «Ты кидал» с аллюзией на ‘Looser’ Бека, «Я не той», «Ушедшим слишком рано» (уж лучше б ее солдатам посвятили) и «Неву». И все круто, и жара нипочем, и люди в экстазе. В метро потом пели, смешавшись с толпой, которая вышла с концерта на «Олимпийском».
Я видел огромное количество счастливых глаз, я слышал тысячи голосов поющих в унисон, я видел двух счастливых людей на сцене, которые именно в этой комбинации смогли достичь невиданного для Украины успеха. Но я так и не понял, зачем это все было и что 5’nizza хотела сказать этим туром.
Они не побоялись восстановиться, дать потрясающие концерты по Украине, рискнуть репутацией в России, но, кажется, до сих пор боятся ответить самим себе на принципиальные вопросы творчества и мировоззрения.
Подготовил: Алексей Бондаренко
Фото: Евгения Люлько
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: