Как я ездил в Литву на программу для музыкантов We Are The Citizens of Music от Европейского Союза.
Обычным субботним утром, я зашел на кухню, сделал себе чаю из остатков заварки, и засел лениво пролистывать ленту Facebook. Глаза зацепились за пост одной из организаторов Дня Уличной Музыки в Киеве. Суть его сводилась к тому, что есть возможность провести неделю в Литве в компании музыкантов. Жилье-еда оплачиваются, перелет – на 70%. Единственное условие – наличие открытой шенгенской визы.
Скептично взглянув на экран монитора, все же нашел загран и перепроверил открытый шенген. Написал автору поста. Мне выслали аппликационную форму. После ее заполнения сказали, что вылет через неделю, и я смело могу брать билеты в Вильнюс.
Программа и участие Украины в ней
We are the citizens of music – это программа, проходящая на грант от Erasmus+ – инициативы Европейского Союза, направленной на развитие европейской молодежи и стран, претендующих на вступление в ЕС. Организаторы на местах предлагают свои услуги (на волонтерских началах) и просят под это конкретную сумму денег, которая идет на логистику, еду и прочие бытовые радости. В данном случае организатором тусовки в Литве выступила замечательная Юдита Струмилаите, которая по профессии специализируется на менеджменте фестивалей и культурных мероприятий.
Из Украины нас ехало шестеро. Эскен и Фил из Симферополя (сейчас живут во Львове), Нина из Симферополя в качестве тим-лидера (сейчас живет в Симферополе) и Катя с Яной из Киева. По-хорошему, для участия в подобной программе нужно предварительно заполнять большую аппликационную форму и писать мотивационное письмо. Мне повезло вскочить в последний поезд, избежав формальностей, поскольку девочка, которая должна была ехать, заболела и была вынуждена отказаться.
Украинский десант. Слева направо: Эскен (вокал), Катя (вокал, флейта, гитара), я (гитара), Фил (гитара, бас), Яна (клавиши)
Аукштадварис
С Яной мы приехали на день раньше положенного и успели остановится в живописном районе Ужупис, что в Вильнюсе (эдакий местный Монмартр – место тусовок творческой богемы и бомжей). На следующий день пришли на автовокзал и поехали в место назначения – загадочный населенный пункт под названием Аукштадварис. Поскольку выговорить это слово я не мог, мне на помощь пришло то, что большинство обслуживающего персонала в Вильнюсе владеет русским. На мои потуги сказать что-то вроде «Аукстивдар», милая девушка из глубины кассовой кабины молча протянула билет на автобус.
Аукштадварис оказался то ли ПГТ, то ли деревенькой в 55 километрах от Вильнюса. Там нас встретили организаторы и отвезли на место, где нам предстояло жить последующие 5 дней. Для 36 музыкантов из 6 стран они сняли комплекс домов на берегу озера, с живописной поляной, баскетбольно-волейбольной площадкой и даже сауной. В миру это называется Sodyba Bielinio, в рамках программы это был The City of Music.
В главном домике расположилась репетиционная база, она же место общего сбора. В сауна-хаузе мы пели, танцевали и играли уже ближе к ночи, поскольку шум после 22:00 мог сильно травмировать субтильное спокойствие местных жителей.
Приблизительно так проходили репетиции (когда не было дождя, а дождь в Литве может начать в любую минуту)
Основной зал, он же главная репетиционная комната. Музыка тут не замолкала ни на секунду.
Мой друг Гио из Грузии медитирует на фоне наших поместий
Первые дни
Армения, Грузия, Эстония, Италия, Украина, Литва – такой был географический набор программы. И, без преувеличения, каждый из 36 музыкантов достоен отдельного рассказа. Лишних людей там не было. Не было халявщиков, которые «вскочили» только ради визы или бесплатного недельного отпуска. Да, там было понятие тим-лидера, то есть человека, который ни на чем не играет и не поет, но занимается организацией своей группы, в том числе вопросов с визой. Но даже они принимали участие во всех мероприятиях.
В первые пару дней я ощущал некоторую растерянность. На проект приехали музыканты с самыми разнообразными инструментами – от электрогитары и вокального процессора до контрабаса и кавакиньо (бразильский аналог укулеле). Все разного уровня с разными вкусами и стилистическими рамками. Тем не менее, каждый мог найти себе место, если проявлял достаточно инициативы, а не отсиживался в уголке.
Формирование групп и концерт в Вильнюсе
Конечная цель проекта – выступление на Дне Уличной Музыки в Вильнюсе. Специально для We Are The Citizens Of Music, построили основательную сцену в одном из городских дворов, с отличным звуком и расположением. Мы должны были представить программу на 4 часа. Кто, как и что будет играть – предстояло определиться самим.
Вопрос выбора коллег по группе был самым волнующим. Создание команд происходило в режиме контролируемого хаоса. Кое-кто приехал с уже готовой авторской музыкой, многие сами по себе. Из более-менее сплоченных коллективов были итальянцы, играющие фолк, трое грузин играющих электро-поп и литовский дуэт, включающий контрабас, вокал и классическую гитару.
Мы с украинцами решили объединится в общую группу, но нам не хватало барабанщика. На помощь пришел замечательный армянин Арне. Арне – одно из самых сильных впечатлений проекта лично для меня. Этот спокойный человек, внушающий уважение и уверенность всем своим видом, оказался лучшим барабанщиком из тех, с которыми я когда-либо пересекался на сцене. По движению руки или качку головой, он подхватывал ритмы, переходил из одной части песни в другую, и всегда оставался в рамках: не недоигрывал и не переигрывал. Нашу группу мы назвали Ukropy & The Tiger. Арне был The Tiger.
Помимо нас сформировались такие команды:
Аушра и Лукас из Литвы – контрабас, вокал, классическая гитара, бас-бочка. Играли своеобразный инди-фолк; Итальянцы – играли колоритные народные итальянские темы. Все инструменты акустические – классическая гитара, бубен, виолончель (подыгрывала девочка из Британии), баян (девочка из Эстонии), скрипка, труба, вокал. И, не исключено, что я что-то забыл; Армяне и литовская вокалистка Дорота – играли смесь довольно тяжелого металла с мощным народным вокалом. Гитара, барабаны (Арне, кто же еще), губная гармошка и бас; Грузины + армяне – начали с трех авторских электро-поп песен, продолжили длинным сетом из блюза и фанка; Хвича (Грузия) и Антанас (Литва) – сформировали хард-рок дуэт из электрогитары и ударных. Играли одну, но длинную песню; eBaltasis Kiras – литовец Таутвидас собрал около 6-7 музыкантов из проекта и совместил их инструменты со своими электронными заготовками.
Репертуар оставался на рассмотрении у каждой группы. Мы сыграли четыре трека – обыграли Модель (Океан Ельзи) в регги-стиле, сыграли два машапа – Арешт (ТНМК) + Clint Eastwod (Gorillaz) и Get Lucky (Daft Punk) + Шмара (Скрябін), а также закаверили I Feel Good (James Brown). Благодаря удивительной харизме и умению Эскена вести себя на сцене, получилось вроде бы неплохо.
Репетиции и воркшопы
Весь концерт был подготовлен за 2-3 репетиции каждой группы. Да и репетиции в большинстве своем проходили в формате чуть ли не свободного джема. Найти минуту, чтобы кто-то не сел за ударные или не взял в руки гитару – было практически невозможно. Джемили постоянно.
Помимо этого, девочки-организаторы подготовили несколько разноплановых воркшопов. Суть одного из них заключалась в том, чтобы убедить участников в том, что плохой музыки нет. Еще до проекта, мы должны были указать в аппликационной форме одну песню, которую ненавидим. В итоге, всех случайным образом разделили на 6 групп и дали по какой-то ужасной попсовой песне, чтобы мы ее сделали так, как нам нравится.
В мою группу вошли парочка эстонок и мы сделали Crazy (Britney Spears) в приджазованном стиле с соло на мелодионе и флейте, и фольклорной концовкой.
А по вечерам у нас были Intercultural Evenings…
Грузинская чача, українська горілка и литовское пиво
Одна из основных задач проекта – обмен культурным опытом. Уж в этом мы преуспели. Представители каждой из стран должны были привезти национальную еду и напитки.
Если с итальянской и грузинской кухней я был минимально знаком, то армянская, эстонская и литовская стали для меня приятными открытиями. Но это тема отдельной статьи. А вот распитие чачи с грузинами – это уже настоящий межкультурный опыт. К тому же, в Литве оказалось отличное и недорогое пиво.
Украинский культурный вечер получился весьма нетипичным. Да, мы сделали бутербродики с салом и огурцом и притащили горілку. Но, поскольку среди нас был крымский татарин Эскен, главным блюдом стала гора чебуреков, которые разлетелись за две минуты.
Итальянский стол
О культуре и языке
Все происходящее в ходе проекта заставило меня сильно задуматься о собственной культуре. На примере всех этих ребят легко проследить отношение каждой из стран к собственной культуре. Как метко выразилась моя вокалистка – в Украине украинское либо возводится в абсолют, когда от нее начинает тошнить, либо вообще игнорируется.
Каждый грузин знает по крайней мере парочку народных песен, любит и уважает их, не говоря о том, что умеет танцевать. Каждый литовец ориентируется в народных традициях, помимо этого, в стране неслабо развит инди-фолк. То же самое можно сказать и про остальных. Национальная культура в них не доминирует, но и не остается на задворках. И именно за счет такого аккуратного и бережного отношения, развивается.
Не могу сказать, что у нас все очень плачевно с этим – скорее, это моя личная проблема, так как от многого украинского меня отбило еще в средней школе, под чудодейственным воздействием уроков музыки. Но когда видишь реакцию иностранцев на «Смереку» или даже «Червону Руту», понимаешь, что надо немного пересмотреть свои взгляды на то, что я обычно называю «шароварщиной».
Более глобальная проблема в другом – Армения, Грузия, Литва, Эстония – бывшие советские республики, как и Украина. Независимость мы все получили приблизительно в одно и то же время. Парадоксально было наблюдать, что армянам и грузинам уже легче общаться друг с другом по-английски, а не по-русски.
В этих странах выросло первое поколение людей, для которого русский – иностранный язык. Они учат его в школе и многие очень хорошо говорят. Но нигде его нет в обиходе. И они искренне удивляются тому, что так много украинцев разговаривает не на языке своего государства.
eBaltasis Kiras – литовец Таутвидас собрал самых разных музыкантов в ходе программы, чтобы сделать свой электронный проект
«Сегодня я многое понял»
Эти пять дней в Аукшадварисе и еще три в Вильнюсе достаточно сильно изменили меня. Во-первых, я расслабился по очень многим вопросам. Когда живешь неделю исключительно музыкой и с музыкантами, когда бесконечно играешь и разучиваешь что-то новое, общаешься и пьешь с людьми самых разных культур, твое сознание начинает неприлично расширяться.
Я встретил там потрясающих музыкантов. К примеру, скромный парень Артур из Армении, прилежно выполняющий все нормы расписания, и никогда не выделяющийся из общей массы. Но когда он брал в руки губную гармошку… Во время одной из дискуссий, Артур сказал, что для него музыка – это возможность почувствовать единство с чем-то трансцендентным. И в том, как он играл – это было видно. Я еще не видел настолько сильного музыканта, играющего на гармошке.
Был замечательный гитарист Саша из Армении, с которым мы договорились, что он меня подучит играть, был Иоанне из Грузии, который на Родине уже заслужил неслабую популярность, участвуя во многих ТВ-проектах. Был Марио из Италии, который уже играет на классической гитаре, словно бог, но планирует поступать в консерваторию, потому что ему мало. Список можно продолжать.
У всех них горящие глаза и непреодолимое желание что-то делать. Тарнопольский говорил: «я отговариваю музыкантов быть артистами». Этих он бы не отговорил. В большинстве случаев их уровень – результат колоссального труда и любопытства. Они радостно ныряют в новые культуры и стили, ищут мелодии и поглощают их.
Это то, чего не хватает лично мне и, я уверен, многим другим украинским музыкантам. Большинство закрывается на том уровне, которого уже достигли, и не копает дальше. На этом развитие тебя, как музыканта, заканчивается. А попасть в такую ловушку очень просто.
Что дальше
Дальше, я планирую совершенствоваться в том, что мне нравится делать. Помимо этого, очень круто было бы организовать подобную программу в Украине. Для этого нужно собрать команду ответственных организаторов, которые не раздеребанят деньги на новые айфоны и бухло, а действительно посвятят месяц своей жизни подготовке, как это сделали литовские девочки (если есть желание заняться этим – пишите).
Дальше, можно пробовать участвовать в подобных программах в других странах. Они уже прошли в Армении, Литве, в Грузии и скоро, скорее всего, поедут в другие страны – Италию и, возможно, Эстонию.
Дальше, нужно пытаться развивать обмен опытом между Украиной и странами ЕС, и не только. Потому что самые интересные вещи зачастую рождаются на стыке культур и стилей.
Дальше, я еще долго буду рассказывать об этой программе и каждом ее участнике, поскольку это было одно из лучших приключений в моей жизни.
Алексей Бондаренко
Фото: с официальной группы We Are The Citizens of Music в Facebook
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: