Мало кто из музыкантов готов посвятить свою карьеру исключительно каверам на чужие песни. Как например, The Machine, которая является одной из старейших – с 1988-го – трибьют-групп Pink Floyd. Но трибьют-группа – некоторая творческая крайность, когда влияние музыканта “А” не перерастает в развитие идей у музыканта “B”.
В абсолютном же большинстве случаев, рано или поздно, в каталоге группы или исполнителя появляется трек извне . Трек, который оказался самым важным в становлении. Трек, который связан с воспоминаниями. Трек, который ненавидишь. Трек, который просто хочешь украсть.
И тем удивительнее, когда группа, чью песню ты перепел, чьим творчеством ты всегда восхищался, делает ответный жест и исполняет кавер на твою композицию. Это едва ли не одно из самых ярких признаний музыкальной состоятельности.
Наш автор Артем Рисухин оставил список из 8 музыкальных пар, участники которых в тот или иной период своей карьеры перепели друг друга.
David Bowie – I Know It’s Gonna Happen и Morrissey – Drive-in Saturday
Отношения Стивена Моррисси и покойного Дэвида Боуи никогда не были простыми. Чего только стоит их почти 20-летняя вражда с 1995 по 2014. Справедливости ради, список тех, с кем периодически «враждует» инди-божество Моррисси, до абсурда велик. Но, с другой стороны, мало кому удается быть даже в настолько амплитудных отношениях со своим кумиром.
А Боуи был им для Стивена с самого детства. С того момента как 12-летний Моррисси купил сингл «Starman» (1972). А два десятилетия спустя, в 1991, Дэвид спел вместе с The Smiths на концерте в Лос-Анджелесе.
Количество групп, которые в течение карьеры Боуи делали каверы на его песни, исчисляется сотнями. Да и визионерство и открытость Боуи к экспериментам очень часто приводили его не только к коллаборациям с другими музыкантами, но и просто к каверам на полюбившихся Дэвиду музыкантов. Одним из таких счастливчиков в 1993 году оказался и сам Моррисси. Песня «I Know It’s Gonna Happen», по словам Боуи, напоминала ему его собственную композицию «Rock ‘N’ Roll Suicide». Ответный реверанс Моррисси официально сделал уже в 00-х кавером на «Drive–in Saturday».
Johnny Cash – One и U2 – Don’t Take Your Guns To Town
Иногда лучший трибьют – отсутствие такового. Конечно же, речь сейчас о U2 и «Don’t Take Your Guns To Town».
В конце 90-х и на протяжении 00-х у Джонни Кэша вышло 6 альбомов серии «American Highways», на которых, уже будучи в своем зените, вновь засияла (в последний раз) кантри-звезда Кэша. Человека, который в середине прошлого века был одним четырех самых влиятельных музыкантов в Америке.
Эти альбомы представляют собой сборники каверов Кэша на огромный диапазон исполнителей. От традиционного фолка до Nine Inch Nails. Песня «One» в исполнении Кэша, безусловно, обрела свой кантри-шарм, став почти самостоятельной. Через год после выхода альбома с этой композицией U2, как истинные поклонники таланта Джонни Кэша, выпустили свою версию его классического трека «Son’t Take Your Guns To Town» в рамках европейского сингла «Elevation». Попытка самой дорогой группы в мире добавить дублинский колорит в трек не работает ни на записи, ни в живом исполнении (см. видео выше), красота убивается напрочь.
Нельзя сказать, что из нескольких десятков каверов, которые U2 сделали за свою карьеру, «Don’t Take Your Guns To Town» худший, нет. Но он однозначно не равноценен тому жесту, который сделал покойный Джонни Кэш, исполнив «One».
Peter Gabriel – Mirrorball и Elbow – Mercy Street
Аналогично серии «American Highways», в музыкальном мире блуждает великое множество так называемых «кавер-альбомов». И здесь стоит понимать, что кавер-альбом, в отличие от трибьюта, как правило, это кавер-версии песен нескольких музыкантов и групп, исполненных одним(!) музыкантом или группой. John Lennon, Cat Power, Nouvelle Vague (хотя технически, это скорее просто проект), Sonic Youth, Ник Кейв, Дэвид Боуи и многие другие выпускали альбомы со своими версиями песен других исполнителей.
Сейчас речь пойдет о кавер-альбоме Питера Гэбриэла «Scratch My Back» (2010). Первый студийный альбом за долгие 8 лет – эту работу ждали все фанаты музыканта. И откровенно, получили нечто среднее между пустышкой и полноценным релизом.
Да, с одной стороны, «Scratch My Back» – попытка пересмотреть 12 треков через линзу своего творческого видения. Оркестровки и вокал. Проблема в том, что на ряде треков это сработало, дало необходимую интимность, в то время как, например, «Street Spirit (Fade Out)» стала еще более депрессивной, нежели в оригинале, утонув в заупокойности.
Через три года Гэбриэл выпустил диск с ответами музыкантов, которых он перепел в 2010 – «And I’ll Scratch Yours». Концепт «Почеши мне спину, и я почешу твою» был наконец выполнен. Хотя даже с помощью коллег-музыкантов, это была далекая от предыдущих вершин работа Питера. Среди наиболее удачных пар треков с первого и второго альбома, стоит выделить «Mirrorbal» – «Mercy Street».
Да, версия песни Гэбриэла у Elbow получилась слишком ровная, местами вокал Гарви вообще становится почти как в оригинале. Меж тем, «Mirrorball» – один из самых красивых треков первого альбома, в том числе и благодаря умелой аранжировке.
Franz Ferdinand – All My Friends и LCD Soundsystem – Live Alone
«All My Friends» – один из самых ярких, пульсирующих огней пластинки LCD Soundsystem «Sound of Silver» (2008). Выпущенный синглом еще в 2007, «All My Friends» собрал в бисайдах несколько версий заглавного трека, в том числе и дружеский кавер от Franz Ferdinand.
Прошло четыре года. В 2011 и Franz Ferdinand выпустили EP, названный немудрено – «Covers». Приуроченный к ежегодному Record Store Day, этот релиз состоял из пяти песен Franz Ferdinand в исполнении шести разных музыкантов, включая Peaches, LCD Soundsystem и Дебби Харри. Пример отличнейшего музыкального трансатлантического пинг-понга между двумя талантливейшими группами 00-х.
R.E.M. – Munich и Editors – Orange Crush
Если вдуматься, то намного логичнее в этой паре на месте R.E.M. смотрелись бы Joy Division и Bauhaus. А если вдуматься еще глубже, можно понять, почему это невозможно. Ничуть не умаляя достоинств рок-гигантов во главе с Майклом Стайпом. Просто Editors образца 2005 года – это все-таки чуть больше Кертиса и Мерфи. А если быть откровенными, то это практически и было их прямое наследие. Тем не менее, «Orange Crush» в исполнении Editors на бисайде к их синглу «Blood» (2005), подхватывает драйв оригинала и раскладывает его на более свежей палитре.
Судя по всему, кавер пришелся настолько по вкусу R.E.M., что в 2008 году, в эфире BBC Radio 1 они перепели одну из самых сильных песен ранних Editors – «Munich».
Следующие пары исполнителей пошли немного дальше, чем включение друг друга в собственные релизы, разделив вместе целые EP. Сплит (а именно так называется подобная практика совместного хронометража) применяется группами уже которое десятилетие, еще с подворотен панка.
Sonic Youth – Pay No Mind и Beck – Green Light
Порой кажется, что Бек и Терстон Мур… нет, не братья, но находятся в какой-то периодическом творческом симбиозе еще с 90-х. Еще со времен интервью на MTV в 1994 году. Бек перепевает Soniс Youth, они – Бека, Бек продюсирует альбом Терстона и так далее.
В этой извечной коллаборации рождаются порой замечательные творения, как, например, музыкальное шоу, организованное Беком и Терстоном прошлым летом в Лондоне. Или сплит, выпущенный в рамках Record Store Day в 2009 году. Для релиза Бек исполнил кавер на «Green Light» с альбома Sonic Youth «EVOL» (1986), а те, в свою очередь, сделали свою версию песни «Pay No Mind», которую, к слову, очень любил Джонни Кэш.
Flaming Lips – Elephant и Tame Impala – Silver Trembling Hands
До того как Flaming Lips увязли в попытках обуздать творческую шизофрению Майли Сайрус, они были сердцем психоделического гаражного рока 90-х и 00-х; смелыми художниками, которых нельзя было позвать на детский утренник, но которые своими концертами окунали в буйный мир воображения и диэтиламида.
До того как Уэйн Койн стал помогать Майли раскрыть свою пансексуальность для всего мира, Flaming Lips выпустили сплит с юной порослью жанра – Tame Impala, «Peace And Paranoia Split EP» в 2013. Немного однообразный? Возможно. Но с другой стороны, Койн и Кевин Паркер (Tame Impala) вращаются на слишком смежных орбитах, чтобы ожидать от их коллаборации какого-то контраста. В этом релизе они являются продолжением друг друга, а не противопоставлением.
Little Richard – I Saw Her Standing There и The Beatles – Long Tall Sally
1962 год. Гамбург, прокуренный Star Club. На сцене – разорванные в клочья музыкой, The Beatles. В самих The Beatles – таблетки бензедрина. Пол отчаянно рвет глотку в песне, которая навсегда станет, пожалуй, самой рок-н-ролльной песней группы. Песня, которая написана не ими, но будто специально для них – «Long Tall Sally». Чуть позже, в 1964 эта песня выйдет на одноименном EP.
За свою карьеру, особенно раннюю, The Beatles делали каверы на множество исполнителей; о тех тысячах, которые делали каверы на песни самих The Beatles, вообще стоит умолчать. Кроме, пожалуй, Литтл Ричарда, чью песню «Lang Tall Sally», ливерпульцы не просто перепели, они ее украли, сделали совершенно своей. Вокал Ричарда был фундаментом, который закладывал в свой стиль Пол Маккартни: не только на «Long Tall Sally», но и на «Good Golly Miss Molly» слышно, как Полу удавалось взять даже интонацию оригинала.
Величайшая рок-группа, дань которой сам Ричард отдал в год, когда ее не стало: В 1970 году он записал сингл «Greenwood Mississippi / I Saw Her Standing There».
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: