Хитросплетения Шостаковича и дабстепа: Новая украинская музыка от DZ’OB

В 2016 году сложно говорить о музыке в ключе экпериментальности, новых жанров. Что есть экспериментальность? Необычные инструменты? Скотт Уокер на своем альбоме 2006 года The Drift избивал мясо в качестве одного из звуковых эффектов. Про Einstürzende Neubauten и говорить не приходится. Новые жанры? От того, что к glitch добавится еще post-traumatic-shoegaze-bluescore, мы не получим принципиально новый стиль.

Основатели днепропетровского коллектива DZ’OB Алексей Бадин (виолончель), Василий Старшинов (гобой), Максим Андрух (продакшн, электроника) не оперируют понятиями «революции в музыке» и «принципиально новый жанр», но они нисколько не преувеличивают, утверждая, что буквально ломают представление слушателей об академической и электронной музыке. Однако, об этом чуть позже.

Электронно-акустический проект – именно так предпочитают называть свой оркестр Макс и Алексей. Их детище, которому всего полтора года, является, по хорошему счету, результатом более десятилетия музыкальной деятельности его основателей. Помимо трех ключевых участников, ансамбль дополняют: Екатерина Коляда (скрипка), Ирина Ли (альт), Алексей Старшинов (фагот), Сергей Белоконь (кларнет).

12036871_493490117485072_5214561190839874869_n

Сегодня коллектив наконец представил широкой публике свое первое полноформатное лайв видео из трех композиций, записанное и сведенное на днепропетровской Hi5Studio: обработка «Mt. Saint Michel» и «Gwely Mernans» Aphex Twin, а также — вариации на тему 23-ей фортепианной прелюдии Шостаковича.

DZ’OB переосмысливают и буквально перемалывают в своих творческих жерновах устоявшуюся музыкальную концепцию, в которой, скажем, house и Шнитке существуют в совершенно разных системах отсчета. И в итоге, получается не просто синтез несовместимых жанров – днепропетровцы создают уже свой, эклектичный, поистине уникальный для Украины музыкальный продукт. В котором лихо закрученная спираль эволюции в музыке, стирает в ноль грани между эпохами, школами и традициями. К примеру, фортепианная прелюдия Шостаковича, которая, что примечательно, в первой половине прошлого века сама стала новой вехой в концертной полифонии, теперь обретает немыслимое звучание уже в тесной связке с битами и семплами, перерождается в IDM.

Подобная радикальность свойственна всему музыкальному методу DZ’OB. Чего только стоят обработки песен одного из самых эксцентричных диджеев современности – Aphex Twin. По словам Алексея Бадина, идиосинкразическая музыкальная палитра именно этого композитора позволяет сделать максимально изобретательное и интересное переложение на академическую партитуру. Так с подачи DZ’OB происходят еще более немыслимые инструментальные метаморфозы – электронная музыка становится академической со взмахом смычка виолончели.

1531864_548172518683498_1507923355534788414_n

Рискованно? Безусловно. Новаторство на стыке жанров всегда рискованно. И, что примечательно, посреди этого невероятно затягивающего процесса разрушения рамок и устоев, DZ’OB прекрасно отдают себе отчет, насколько нишевыми они являются. И, похоже, это знание доставляет им особое удовольствие, несмотря на остающийся открытым вопрос о целевой аудитории проекта. Это культурный пласт, которому только предстоит формироваться: из рядов поклонников экспериментальной электронной музыки и апологетов авангарда; приверженцев классики, открытых новым течениям.

Так или иначе, эта ниша совершенно не заполнена в Украине, хотя за рубежом такие оркестры как Alarm Will Sound (на который и равняются днепропетровцы) осваивают кросс-жанровость еще с начала нулевых.

Несмотря на беззастенчивое перекраивание музыкальных полотен прошлого и настоящего, DZ’OB не так авангардны, как Ensemble Modern или формация Bang on a Can. Они умеют донести мысль до слушателя, не перегружая его излишне витиеватыми конструкциями. Их музыка по-своему удивляет, но не отталкивает. Увлекает, например, завораживающими пассажами центральной части переложения «Mt. Saint Michel» (Aphex Twin).

DZ’OB открыты экспериментам, работе с новыми композиторами, а главное – у них есть дар творческого предвидения. Как говорит Макс Андрух: «Время для тех произведений, которые мы создаем, наступает прямо сейчас, оно уже актуально». И он прав. На наших с вами глазах на украинской музыкальной сцене рождается нечто совершенно особенное и прекрасное. Чуть большее, чем проект – новое видение музыки как таковой.