Этот материал не про плагиат. Давайте будем честны, творческое заимствование уже настолько давно и прочно стало частью массовой культуры, что это уже никого не смущает.
Хороший художник – тот, кто умеет грамотно воспользоваться наработками своих предшественников. Учитывая, что с начала нулевых музыка вошла в бесконечный цикл повторений, умение грамотно жонглировать аллюзиями – едва ли не самый короткий путь к славе. Примечательно, что в зарубежной музыке заимствуют (иногда это называют «вдохновляются творчеством») намного чаще. Целая плеяда групп, паразитировавших на музыке Radiohead, Madonna напрямую брала семплы ABBA, Марк Ронсон вообще только и делает, что подает наработки прошлого в красивой обложке.
И это мы не говорим о судебных разбирательствах, вроде дела Joe Satriani против Coldplay или семьи Мартина Гэя против Фаррела. Хотя в этих случаях схожестей было поменьше, чем у сотен других примеров.
Украинские музыканты тоже слушают зарубежную музыку, и это сказывается на творчестве. Сознательно зарубежные хиты под себя переписывают разве что отдельные звезды эстрады (к примеру, Потап и Настя). Представители рок-сцены копируют более искусно и даже уместно. Нарочно или нет, знать мы не можем, но факт остается фактом.
Мы прослушали и отыскали 10 песен украинских групп, которые имеют нечто общее с 10 песнями неукраинских групп. Инструментальная линия, вокальная схожесть, характерный звук инструментов и гармония аккордов и т.д. Этот материал не про плагиат, а про радость открытий от обнаружения треков, которыми вдохновлялись украинские музыканты.
Океан Ельзи ‘Незалежність‘ – Plain White T’s ‘Hey There Delilah‘
Суперхит “Hey There Delilah” вышел восемью годами ранее в исполнении группы Plain White T’s и в июле 2007 стал хитом №1 по версии Billboard Hot 100. Грубо говоря, какое-то время это была самая популярная песня в мире. В песне Океан Ельзи вокальная линия и инструментальная гармония в куплете практически идентичны.
Возможно, мелодия просто засела в голове у Вакарчука (а этого сложно было избежать, учитывая, что Hey There Delilah долго время звучала из каждого утюга) и родилась в виде своей песни. Настолько удачной, что группа решила закрыть глаза на схожесть.
Pianoбой ‘Выходной‘ – Caesars ‘Jerk It Out‘
При всех композиторских талантах Дмитрий Шурова, и он не без греха. Песня «Выходной» – взбалмошный фанковый номер из второго альбома Pianoбой. Однако, ближе к припеву внимательного слушателя будто пронзает током. Далеко копать в происхождение инсайта не приходится – суперхит “Jerk It Out” в свое время звучал и в компьютерной игре FIFA и даже в рекламе пива на украинском телевидении.
Инструментальная линия в припеве практически идентична творению Caesars.В остальном, песня целиком оригинальна и хороша во всех смыслах.
Бумбокс ‘Поліна‘ – Jimi Hendrix ‘Purple Haze‘
«Поліна» когда-то стала первой ласточкой, намекающей на переход Бумбокса из «полу-акустического» формата в фулл-бенд. Схожесть этой песни с легендарным творением самого Джими нетривиальна. Но достаточно попробовать сыграть основную тему на гитаре в обеих песнях – и тождественность на лицо.
Впрочем, использование одной и той же гармонии – заимствование сомнительное, но если вы вдруг не знаете, как сыграть куплет Purple Haze, смело играйте вступление «Поліни». Не ошибетесь.
Брати Гадюкіни ‘Молишся, сину?‘ – Red Hot Chili Peppers ‘Can’t Stop‘
Мастодонты украинской музыки Брати Гадюкіни всегда отличались потрясающим умением взять лучшее от зарубежной музыки и обернуть в одиозную украинскую упаковку. Добавляем к этому мощное влечение к фанк-року и замечаем, что главный рифф «Молишся, сину?» уж больно напоминает тот самый из ‘Can’t Stop’. Впрочем, на этом схожесть заканчивается, да и сыграно совершенно по-разному. Но привкус остается.
Epolets ‘Де ти є‘ – System Of A Down ‘Lonely Day‘
Лирическая баллада «Де ти є» – один из самых сильных номеров второго альбома одесситов. У песни целый ряд достоинств: интересные переходы, виртуозное гитарное соло, надрыв и драматургия. Но вступительный перебор на гитаре выталкивает из недр памяти лишь один вечный хит, под который протанцевало не одно поколение украинских подростков.
“Lonely Day” System Of A Down держится на тех же 4 аккордах (правда, в другой тональности). Справедливости ради, на эти же 4 аккорда написано еще пару сотен песен, которые явно уступают треку Epolets по большинству характеристик.
Tape Flakes ‘To Where The Morning Comes‘ – Timo Maas ft Brian Molko ‘First Day‘
Что-то неуловимо похожее есть в этих двух песнях. Казалось бы, и вокальная, и инструментальная линия разные, да и заподозрить Tape Flakes в том, что они вдохновляются творчеством Timo Maas довольно сложно. Но после n-ного прослушивания понимаешь – все дело в звуке одной из дорожек синтезатора. И Саша Филоненко, и Тимо использовали один и тот же арпеджиатор, из-за чего кажется, что «это уже где-то было».
O.Torvald ‘Outro‘ – Saltillo ‘Necessary End‘
Outro к альбому «Ти є» сложно назвать полноценным треком, тем не менее, не обнаружить его схожесть с творением ‘Necessary End’ виртуозного Saltillo нельзя. Конечно, этот хип-хоповый бит использует добрая половина продюсеров и диджеев, но слушая трек O.Torvald подсознательно ожидаешь, когда же вступит виолончель.
Друга Ріка ‘Фурія‘ – Depeche Mode ‘Personal Jesus‘
Сравнивать Другу Ріку c Depeche Mode уже давно стало моветоном. Да и ‘Personal Jesus’ обыгрывали уже такое количество раз, что песня сама превратилась в своеобразный эталон. Можно было бы пройти мимо, не будь «Фурія» столь популярна.
Гитарный рифф, вокруг которого строится песня, не является точной копией, но можно его назвать качественным попурри. Впрочем, в этом же можно обвинить еще один украинский суперхит – песню «Зелені очі» Океан Ельзы.
СКАЙ ‘Мы разом! Мы вместе!‘ – 30 Seconds To Mars ‘Kings & Queens‘
Хит СКАЙ 2014 года, озаглавленный «Мы Разом! Мы Вместе!», является чуть меньше, чем копией Kings & Queens группы Джареда Лето. Тут и сугубо «марсовские» переходы и характерный хор, который Лето начал использовать как раз на альбоме «This Is War». Правда, можно еще попытаться прицепиться к гитаре в стиле Эджа из U2, но этим в мире поп-рока не грешил разве что ленивый.
ТНМК ‘Війна світів‘ – Gorillaz ‘Every Planet We Reach Is Dead‘
В данном случае аллюзия совсем не прозрачная, но все же она есть. Далеко не самый раскрученный трек Gorillaz, 2005 года выпуска стал базисом для припева свежей «Війна Світів» харьковчан, которая увидела свет в прошлом году. Если не верите, попробуйте пропеть припев на украинском под вступление Gorillaz и удивитесь результату.
Впрочем, за подобную аналогию ТНМК можно только похвалить. Такое дежавю скорее заставляет напрячь мозги, вспоминая знакомую мелодическую линию, нежели скривиться от недовольства.
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: