Стоя у истоков танцевальной культуры в Украине, Anna Lee наблюдала как менялись тренды, развивались стили. Но экономическая и политическая ситуация в стране заставила всю сцену вернуться к исходной точке, практически начинать с нуля.
9 декабря в киевском Sentrum пройдет второй эпизод фестиваля транс-музыки – Club Styles Fest. Trance Edition, vol.2, на котором сыграют The Thrillseekers (UK), Robert Nickson (Netherland), Sam Laxton (UK), DJ Anna Lee (Ukraine) и UDM (Ukraine). Незадолго до события мы встретились с диджеем и обсудили, что нужно сделать, чтоб наступило “покращення” для транс-сцены в Украине.
Купить билеты на фестиваль Club Styles Fest. Trance Edition, vol.2 в Sentrum можно по ссылке.
– Со времен Godskitchen, Global Gathering, Cream трансовые ивенты утратили популярность. Ты уже третий раз делаешь ивент на крупной площадке. Что тебя заставило выйти из привычных клубных форматов?
– В свете последних событий — закона об украинизации радиоэфира — стало очень тяжело делать любые клубные мероприятия, в том числе фестивали транс-музыки. Для привлечения большего количества посетителей клубы, за редким исключением, перешли на откровенную попсу. Их постоянные посетители хотят что-то помедленнее, поспокойнее, то, что можно потом спеть в караоке. Кроме того, звук в клубах не отстроен под транс-музыку, а если трек не «звучит» так как должен, он и не воспринимается нормально, а это уже беда для промоутера. Мы долго искали место для проведения ивентов, и в итоге нашли для себя киевский Sentrum. Пока что всем довольны. На сегодняшний день лучше чем там транс-музыка не звучит нигде.
– Чего стоит ожидать в этот раз?
– Фирменный британский саунд всегда радовал, во все времена. Все самое свежее приходило к нам именно из Англии. Британцы всегда отличались «фирмОй». Считаю их самыми крутыми трансовиками, а потом уже голландцы, немцы и так далее.
Так что фирменное звучание на Club Styles fest обеспечено, спецэффекты обещаем. И, конечно, стоит ждать эксклюзивных треков, которые нигде еще не были засвечены, ни на радио, ни на других больших ивентах. А во времена легкой доступности любой музыки в сети очень важно – иметь эксклюзив!
– А что такое тру транс?
– Я считаю, что настоящий транс — без каких-либо примесей, к примеру, без биг рума и каких-либо подобных добавлений в жанр. Я люблю Pure Trance, Uplifting Trance, Melodic, Vocal Trance иногда очень в тему мелькает в моих сетах, также Psy-Trance, Progressive Psy.
Нет такой позиции – только такой-то транс хорошо, а остальной – плохо. Это же глупо. Дело вкуса. Но стиль должен быть чистым. Каждому стилю присущи свои особенности, своя специфика. Но когда слушаю новые релизы на Beatport в разделе транс, а там откровенный хаус играет – это зло.
– То есть, тебя раздражает больше то, что EDM (прим. – бигрум хаус, ставший как отдельный стиль) выдают за транс? Но ведь смешение неизбежно. Это одна из причин почему индустрия движется вперед.
– Всё верно, смешение стилей приводит к развитию и трансформации музыки, появляются новые стили, новые ветки в какой-то тематике, это абсолютно нормально и замечательно. Благодаря этому каждый год появляется что-то абсолютно новое, неповторимое.
Сейчас клубам нужны трансовые события, но без транс-музыки — таковы запросы. Так, чтобы артист был транс-звездой, но давно не играл музыку в этом стиле, потому что клубы подстраиваются под реакцию своих постоянных посетителей. И им не интересно развивать что-либо новое, или открывать на что-то глаза. С позиции бизнеса я их понимаю. Но мне было бы всё равно, кто и как называет музыку, если бы это не имело глобальных последствий.
После приезда таких звёзд, спустя время, когда на другом мероприятии, ты начинаешь играть тру транс, люди недоумевают: «Что за фигню она играет? Вот настоящие звёзды знают толк в транс-музыке – мягко, пушисто, очень медленно, а эта играет что-то непонятное». Друзья мои, это и есть транс! И это не только у нас происходит – это во всем мире случилось. Многим артистам надоела эта ситуация и они начинают предпринимать что-то по этому поводу — делая мероприятия, они обязательно афишируют, что это будет тру транс.
– Как думаешь, к чему приведет вся эта игра в шоубиз и куда выведет транс музыку?
– В конце концов, людям надоест попса, появится что-то новое в клубной индустрии, а кое-что трансформируется до неузнаваемости. Всему своё время. Как вы правильно заметили, это уже скорее шоубиз, а не клубная индустрия, диджеи стали обыкновенным «товаром» на рынке. И чем круче у тебя команда, тем больше вероятность того, что ты сможешь задать тон, и даже назвать любой стиль так, как тебе будет угодно.
К чему это приведет? Скорее всего, к уходу идейных личностей в андеграунд. А музыку – это как получится. Миром уже давно правят только деньги и договоренности. И всё же я романтик и верю в настоящий транс.
– ОК, давай тогда подойдем с другой стороны. Большинству новичков транс-музыка открывается за счет EDM. То есть то, что тебе не нравится, все равно дает сцене аудиторию.
– Аудитория кочует из одного направления в другое. Это абсолютно закономерный процесс. Человеку надоедает что-то одно, он идет дальше — туда, где его зона комфорта. Таким образом, из любого другого стиля мы тоже получаем новых слушателей. Поэтому иногда хорошо представить транс-сет на радиостанции, где никогда не играл транс — несколько человек обеспечено. На смешанных мероприятиях, где играют техно, хаус и транс диджеи вместе, всегда найдётся кто-нибудь, кто заинтересовался именно твоей музыкой.
Кстати, недавно я играла на интернет-радио, где никогда до этого момента не играл транс. Учитывая это, я решила представить Classic Trance на виниле, и это имело довольно большой резонанс — я получила новых подписчиков, огромное количество просмотров и комментариев. Так что хорошо, что такие эксперименты есть. Для любого артиста в любом стиле подобные эксперименты очень полезны.
– А как обстоят дела с транс-музыкой в Украине и ивентами?
– Скажу так – мы живы и продвигаем транс-музыку. Делаем и крупные события, и небольшие для поддержания интереса к стилю. Пока есть те люди кому это интересно, мы можем делать ивенты для них.
В то время как во всем мире транс возрождается с невероятной силой, видоизмененный, обновлённый, он становится вновь востребованным, в Украине интерес к клубной музыке уменьшается — попсой буквально задушили радиостанции и ТВ. Тем не менее солд-аут трансовых мероприятий в Британии показывает, что и к нам в скором времени доползет эхо возрождения.
– А оно доползет? Как это будет выглядеть?
– Очень надеюсь что да, хотя если финансовая ситуация в стране усугубится, то людям будет не до вечеринок. И всё же по умолчанию я всегда думаю о хорошем.
Что касается возрождения, то прежде всего разные промоутеры начнут делать трансовые мероприятия в Киеве и за его пределами, поскольку интерес к стилю возрастет. Я наблюдаю, что всё больше наших ребят ездят за границу на разные транс-ивенты, и это не потому, что они случайно оказались там или будучи в отпуске попали на мероприятие. Потом обсуждают это событие с друзьями, делятся в сети впечатлениями, видео и фото с ивента – это всё тоже привлекает внимание людей, которые потенциально могли бы слушать и ходить на такие вечеринки.
– На Trance Edition, vol.2 стоит ожидать дебютный сет от украинца UDM. Но он ведь не новичок. Расскажи подробней об этом.
– Да, мы очень горды, что именно у нас будет его дебют. Он довольно известный продюсер, издал очень много работ, но диджей-сет он представит впервые. Уверена, люди очень ждут его выступление. По крайней мере, реакция была очень хорошей, когда мы объявили лайн-ап с его участием. Считаю, что украинская сторона покажет себя за пультом не хуже чем британцы!
– Но ведь диджею тоже нужно научиться хорошо работать. Это же не только на кнопки нажимать и подгонять по скорости.
– Всё верно. И это серьезная проблема в наши дни. Почему-то люди путают диджеев и продюсеров. Для того и для другого нужен талант, а сводить бит в бит можно и зайца научить, грубо говоря. Но время диктует нам свои правила, и сложилось так, что оценивают скорее не диджеинг, а продакшн. Мы в корне несогласны с этим, но приходится учитывать требования нового мира. Нет своих работ – нет выступлений. Люди хотят видеть продюсеров за пультом – в итоге часто получают разочарование.
Я, по личному опыту многих лет проведения различных мероприятий и привозов артистов мирового значения, могу сказать, что нередко бывает такое, что именитый раскрученный продюсер за пультом чувствует себя как «ботаник» в первом классе за партой. Не каждому дано играть, как и не каждому дано писать музыку. Хорошо, когда человек может совмещать в себе и то, и другое, но это скорее исключение. С другой стороны, продюсер сам в ответе перед публикой за свою подготовку. Мы лишь даем возможность ему показать себя.
– Весьма давно ты делала конкурс для артистов, которые играли вместе с тобой в туре по разным городам. Стоит ли ожидать продолжения?
– На сегодняшний день ситуация сильно изменилась – недостаточно быть диджеем, нужно еще писать музыку и успешно издаваться на лейблах. Люди хотят видеть героев, чью музыку они знают и любят. Кроме того, мы всегда выбираем только из тех артистов, которые продвигают транс-музыку, а не играют всё, что скажешь: на одном мероприятии хаус, на другом дип, на третьем ещё какой-то винегрет стилей и треки на заказ. Мы берём идейных ребят.
– Что для тебя “успешно издаваться”?
– Это когда твои работы начинают брать известные лейблы, лучшие в определенном жанре. Все стремятся издаваться там, потому что если попадёшь на хороший лейбл, получишь отличный фидбек, продажи, саппорт от мировых топов, а значит и заинтересованность от фестивалей, организаторов различных ивентов. В результате у тебя появляется шанс получить гастроли или повысить узнаваемость. Следующий твой трек будут слушать с большим удовольствием и вниманием, и шансы издаться на этом же или подобного уровня лейбле также увеличиваются. Тебе начинают поступать предложения сделать ремикс на тот или иной трек, а это уже деньги. За ремикс ты получаешь в разы больше и сразу. Это лучше, чем долго накапливающиеся роялти за издание трека.
Я издавалась на отличных лейблах раньше и сейчас, в декабре, выйдет сразу несколько новых работ. Горда, что это лейблы Universal Nation (Black Hole Rec.), DS-R (Enhanced Music), Critical Uprising (KSX), также жду подтверждения даты от AVA WHITE. Плюс несколько заказных ремиксов будут закончены. Работа кипит.
Иногда хороший лейбл готов издать твой трек и предлагает дату релиза через полтора-два года. И ты просто отказываешься от этого и издаешь работу на лейбле попроще, но фактически сразу.
Многие штампуют треки один за другим, используя готовые материалы, которые свободно продаются в сети, даже никак не видоизменяя их. Поэтому очень много похожих работ, которые звучат так, как будто у них один автор. Из-за переизбытка материала стало тяжелее подписывать работы. Так что в сложившейся ситуации, если артист издается на приличных лейблах – это, можно сказать, уже успех.
– В Украине подобная ситуация с ивентами у драм-н-бейса. В этом году почти все ивенты диджея Tapolsky были бесплатны, в том же Sentrum включительно. Что думаешь насчет подобного формата, может ли он сработать для трансовой тусовки?
– Я не слежу за его творчеством, поэтому не могу ничего сказать и о его ивентах, или как-то проанализировать их. Я не считаю, что бесплатный вход что-то решит. Кроме того, как на счёт выплаты гонораров зарубежных артистов в евро? Бытовой райдер тоже тянет немалые деньги из бюджета мероприятия. Если делать бесплатный вход, то, простите, кто все эти счета будет оплачивать? А спецэффекты, а крутые LED экраны у артистов за спиной, а аренда клуба?
Опыт прошлых лет в других клубах, когда для привлечения большего количества людей на мероприятия мы делали бесплатный вход до полуночи, к примеру, либо по каким-то спискам всю ночь, ничего хорошего не принес. В результате люди ждут бесплатный вход всегда и везде, не понимают, почему они должны покупать билет, если раньше было бесплатно. Ценность таких мероприятий теряется.
– Одна из фишек как раз в том, что локальные артисты собирают аудиторию. Привозов почти нет. А что если делать ивенты только с локальными артистами и сконцентрироваться на самом шоу?
Люди избалованы — кого им только не привозили. И теперь они хотят видеть новых артистов, тех, кто ещё не бывал в Украине (мы делали опросы в соцсетях). Если мы говорим о проекте с бесплатным входом и украинским лайн-апом, то откуда возьмётся шоу? Украинский лайн-ап это хорошо, но не настолько, чтобы оплачивать такое дорогое шоу, как у нас. Бесплатно без спонсоров сделать его невозможно, или можно, но из личных средств и в минус. А если платно, то получится, что билеты будут завышены для мероприятия с украинским лайн-апом. Обращаешься к спонсорам, и первый вопрос от них – а кого вы везете?
– Все привозы в Украину вполне нормальны для европейцев. А за счет шоу и локальных артистов можно больше заинтересовать соседей и СМИ…
– Локальные артисты не интересны СМИ. Соседи ездят к нам в очень маленьком количестве. А СМИ можно заинтересовать только деньгами. Если это не Армин, им не особо интересно.
– Ты бы согласилась сделать бесплатный тур в регионы, чтобы поддержать транс-музыку и напомнить о ней, расширить комьюнити? То есть, взять локацию (не обязательно клуб), вертушки и звук.
За многие годы, а играю я уже 21 год, я провела немалую работу, в том числе и в регионах, популяризируя транс-музыку в стране. Полагаю, именно за это я получила в своё время награду «За особый вклад в развитие клубной культуры Украины». Бесплатных мероприятий тоже было немало.
Сегодня я нацелена больше на студийную работу. Издаю больше своих треков и ремиксов — это очень важно для меня, в первую очередь, как для артиста. Это занимает невероятное количество времени. Мне даже школу диджеев некогда открыть, хотя запросов уже столько, что, наверное, давно пора это сделать.
Готовить сейчас проект для регионов я считаю несвоевременным. Это абсолютно ничего не даст. Ситуация с клубной музыкой настолько плачевна, что нужно начинать буквально с нуля. Сколько мероприятий ни делай в разных городах – люди просто не пойдут туда. По крайней мере, в нужном количестве. Либо у мероприятия должна быть сумасшедшая спонсорская поддержка, а соответственно и реклама, тогда можно собрать людей. Но не потому, что это такое-то направление, а потому что им расскажут, что это модно, и они скорее придут на событие, чтобы зачекиниться, а не послушать музыку.
Я считаю верным решение делать в Киеве солидный проект и собирать на него людей со всей страны, поддерживая таким образом транс-движение.
– А разве раньше была поддержка?
– Раньше была поддержка со стороны телевидения и радиостанций. На радио звучало больше клубной музыки, в том числе транса, а на ТВ были проекты, посвященные этой тематике. Каналам было интересно. Они не боялись поддерживать что-то новое.
В 2003 году я была основателем и выпускающим редактором программы «Клуб», мы делали обзоры происходящего в клубной индустрии, рассказывали о музыкальных стилях, трендах по всему миру, а также ездили по ночным клубам Киева и снимали происходящее. Я успевала отыграть в одном клубе, объездить в ту же ночь несколько других заведений, сделать репортаж, а рано утром — вместо сна — руководить монтажом. Потом наступил момент, когда гастролей было столько, что пришлось выбирать: ТВ или диджеинг. Потому что не в моём стиле делать что-либо некачественно. И я выбрала второе.
Спустя несколько лет, совместно с DVJ Arnaby мы запустили ТВ проект CLUB-STYLES VIDEO MIX на STAR TV. Он был полностью посвящен популяризации транс-музыки в стране. Это был некий видео-микс под транс-музыку и выходил по выходным. Невероятное количество времени уходило на подготовку. Знаю, что многие ждали наши новые выпуски, кто-то делал под них хоум пати. Потом, насколько я помню, у канала поменялся владелец, а вместе с ним и стиль.
Мы решили перебазироваться в клубы, сохранив название. Я провела всеукраинский конкурс диджеев, чтобы набрать резидентов. Нашла очень интересных ребят, причём не из Киева. Хедлайнерами оставались мы, создатели проекта, я и Настя (Arnaby). Мы добавили DVJ-инг, который транслировался на LEDах клуба, это помогало полному погружению сознания под красивейший транс. Мы всё ещё готовили для наших поклонников видео-миксы и дарили DVD на каждом нашем мероприятии. На наши мероприятия съезжались люди со всей страны.
– Сейчас встречается больше не поддержка от государства, а рейды и побои органов власти в клубах. Что думаешь насчет этих ситуаций?
– Я считаю это беспределом на государственном уровне.
– C какими проблемами сейчас сталкиваетесь при организации?
– С самыми разными. Порой проблема появляется вовсе не оттуда, откуда ты её потенциально ждешь. В 99% случаях подводит человеческий фактор, отсутствие ответственности, например. То есть, в нашей стране вообще нормальная тема: слово дал – слово взял обратно. С этим ничего невозможно поделать. Можно больше никогда не работать с этими людьми, но не так много тех, кто вообще каким-то образом связан с подобной тематикой, поэтому пытаешься добиться своего всеми правдами и неправдами. Так что, учитывая такие моменты, ты постоянно находишься в невероятном стрессе.
– Что тогда нужно, чтобы поднять танцевальную сцену и когда стоит ожидать “покращення”?
Нужно проводить больше фестивалей и масштабных мероприятий, посвященных танцевальной музыке, не смешанные ивенты. А это, в условиях плачевного экономического состояния государства и, с учётом сегодняшнего материального благосостояния украинцев, практически невозможно. Любой фестиваль — это десятки зарубежных артистов разного уровня. Для того чтобы оплатить их гонорары, бытовые и технические райдеры нужны ресурсы.
Автор: Роман Астафьев
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: