Китай – одно из популярных направлений, которые выбирают украинские музыканты для заработка за границей. Мы решили узнать, каково это – работать в кавер-группе в Поднебесной. Маргарита Розумец, фронтвумен группы Star Rocket, рассказала нам о быте и специфических вкусах китайцев, порою непростых буднях, а также доходах музыканта из Европы в огромной, но до сих пор загадочной азиатской стране.
Меня зовут Маргарита. Я вокалистка и идейный вдохновитель группы Star Rocket. Нас четверо. И мы сейчас в Китае. Текущий состав нашей группы собрался уже здесь. В Поднебесной мы провели разное количество времени. Я — в сумме года 2, Павел — больше 3-х лет, Владислав (вокалист, гитарист) — 2,5 года, Владимир (басист) — приехал 3 месяца назад. До этого мы путешествовали с басистом Гери из Венгрии. Сколько мы ещё здесь будем — мы пока не знаем. Жизнь в Китае часто очень непредсказуема.
Контракты и условия работы в барах
Музыканты иногда играют в одном заведении по 3-6 месяцев. Но чаще — месяц. То есть, вы постоянно переезжаете с места на место. Со всем багажом. Условия разные. Репертуар — тоже. «Пожелания» зависят от конкретного места. Играем кавера и стараемся делать так, чтоб самим было не стыдно. Ввиду отсутствия музыкальной аппаратуры в некоторых (читайте — многих) китайских барах, не стыдно получается не всегда.
Варианта здесь два — либо плакать, либо смеяться. Хотя нет, есть третий — делать это одновременно. Стараемся играть то, что нравится самим (в пределах китайского понимания). Но здесь хотят китайские песни. Везде. Что это такое, послушайте сами. Или посмотрите клип на песню Нишивода на ютубе.
Время работы, опять же, зависит от обстоятельств. В основном это 3-4 сета по 20-30 минут. Но возможны варианты. Учтите еще время репетиций. В итоге получается, что часто у нас два выходных в месяц или их нет вообще.
Оплата – как договоритесь. Возможно, вам даже предложат подписать контракт, там будет указан размер оплаты. Но читать нужно внимательно. Да и со стороны работодателя контракт может выполняться не всегда. Но вы, со своей стороны, будете им обязаны.
Жилье чаще всего предоставляют. Это может быть гостиница или квартира. Обычно по 2 человека в комнате.
Быт в Китае
Пытаться узнать достоверную информацию о будущем жилье почти нереально. Китайцы скажут «апартамент из гуд». А вас будет ждать сюрприз. Понятия о «гуд» у нас разные. К тому же китайцы любят приукрасить. Сейчас мы были вынуждены жить отдельно по два человека, потому что в квартире, которую нам выделили, просто не может поместиться вся группа. У меня не было места чтобы развесить одежду и краситься.
Быт отличается от нашего. Если вы в Китае не убираете у себя дома — это нормально. Если у вас сломался унитаз — это нормально. Они не стремятся к чистоте и порядку. Вы можете встретить в квартире мышь или большого таракана, и это будет, опять же, вполне нормально. Это другой мир. Другой менталитет. Я не буду делить на плохое и хорошее. Приезжайте, пожалуйста. «Welcome to China», как говориться, и решайте нравится вам или нет.
Здесь другое восприятие жизни и общества. Китайцы во многом напоминают детей. Как в некой инфантильности, так и в дружелюбии. Иногда оно бывает просто показухой, иногда — искренним. Кому интересно копнуть глубже, почитайте, о том, что такое “стратагема”.
Китайская музыка и ее слушатели
Простите, музыка? Здесь нет доступа к фейсбуку, ютубу и гуглу. Поэтому мировая музыкальная культура в массы не просочилась. Кроме Леди Гади.
Здесь популярны китайские «хеппи сонгс». Также китайцы знают слова «джаз», «лаунж» и «рок», но их смысл им, чаще всего, не известен. По их мнению, барабанщик в музыке не очень нужен. А вот без саксофона и клавиш нельзя никак. Басист, в принципе, тоже человек не первой необходимости. Если он, конечно, не красивая девушка. Но лучше все равно с саксофоном.
На рок концерте публика может сидеть и кушать. Или делать селфи и играть с телефоном. Аплодисменты достаются тебе где-то после того, как ты вспотел 3 раза и исполнил китайскую песню. Думаю, у украинской публики во-первых, другой менталитет, во-вторых, гораздо большая осведомленность о музыке в целом, и о жанрах, в частности.
Музыкальная сфера? Та деятельность, о которой мы говорим, очень косвенно относиться к “музыкальной сфере”. Скорее это “кабак”. К творчеству имеет мало отношения. Если говорить обобщенно, то китайская популярная музыка очень похожа друг на друга. Здесь не принято выделяться. Лучше делать как все. Или как на Западе делают. Речь сейчас идёт не о качестве, а исключительно о внешнем сходстве. В западной традиции — наоборот. Нужно быть ни на кого не похожим и делать то, что никто не делал.
Китайские песни, которые все знают и любят, можно пересчитать на пальцах. Две из них – это песни группы Beyond (которая, собственно говоря, из Гонконга, а не из Китая). Их творчество напоминает группу Кино. В Китае поход в ктв (вариация караоке) считается бóльшим развлечением, чем посещение концерта живой группы. Этим многое сказано.
Деньги, которые получает музыкант в Китае
Деньги. За деньгами, собственно, музыканты и едут в Китай. Сколько платят? В основном, как договоритесь. Цена артиста часто зависит здесь от цвета кожи и паспорта, а не от таланта или качества музыкального продукта.
Основные виды занятости музыкантов здесь: контрактная работа — примерно месяц вы играете в одном и том же заведении (может быть дольше) и халтура — это одноразовое выступление на мероприятии (свадьба, бизнес митинг, открытие чифана и т.д). Часто на халтурах аппаратуры нет, и в момент, когда вы идете подключаться, у вас могут попросить флешку.
Если вас привозит с Украины бар или агентство и берет на себя расходы по визе и билеты, вероятно, вам предложат оплату в размере 7000-8000 юаней в месяц на человека (это около 1000 $), с предоставлением жилья.
Если вы фрилансер (без агентства), то вам будут платить 9000-15000 юаней в месяц. Оплата будет зависеть не от качества вашей работы, а, скорее от платежеспособности заказчика.
За халтуру платят примерно 500-1500 юаней за 1 день на человека. Последние несколько лет размер оплаты снижается. И, артисты пытаются объединиться в коалицию, чтоб “держать прайс”. Обсуждают, в основном, кому кто сколько заплатил, но не наличие аппаратуры или вопросы уважения и нормального отношения к себе и к своей работе.
Снижение прайса связывают с тем, что приезжает много лаоваев (европейцев – кит.), и многие из них соглашаются играть под минус/плюс за 500. Потому, за 1000 китайцы как бы брать не хотят. Зачем платить больше.
Менеджеры-обманщики и сплошная неопределенность
Часто поездка в Китай – это сплошное приключение. Вы узнаете здесь много нового. “Музыка” начнёт вас беспокоить в Китае далеко не в первую очередь. Сначала будут: “незнание китайского языка и как с этим жить”, “что это вообще за люди?!”, “где борщ и хлеб?”, “аппаратура где?!”, “почему меня обсыпало? дерматит? пищевая аллергия? чем намазать?”. Когда найдёте ответы на эти вопросы, подумаете о музыке. Первая реакция на китайские песни: “эммм, хаха, да ладно, вы серьёзно?!”. Дальше – поиск компромисса. С самим собой и окружающей действительностью. Собственно говоря, вы будете все время пребывать с ощущением неопределенности. Китай непредсказуем.
Этой зимой перед Китайским Новым годом наша группа собиралась домой (Новый год по китайской традиции длится около 3-х недель; обычно в январе-феврале, каждый год время разное). Мы заканчивали 3-з месячный контракт в городе Тяньцзинь на севере Китая. Контракт мы закончили, но денег нам за последние 2 недели не заплатили. А это около 20000 юаней (почти $3000). Менеджер клялся честью все вернуть, но потом начал съезжать, что деньги не его и все такое. Не выплатили до сих пор.
Музыкантам, работающим сейчас в этом баре, менеджер говорит, что с нами полностью рассчитались. Хотя, у меня полно скринов переписок с ним, где он сам называет сумму долга. Так мы и не поехали домой.
Начали искать новый контракт. Нам предложили приехать в китайскую Венецию – город Сучжоу. Условия мы все оговорили, в том числе нам обещали рабочие визы и контракт минимум на 3 месяца + дневные подработки. Нюанс – в баре не было барабанов. Паша (барабанщик) прикинул будущие доходы и сроки контракта и купил акустические барабаны. Общий вес с тарелками был, ни много ни мало, 75 кг. Приезжаем мы в Сучжоу, нам показывают квартиру. Жилище – агонь. Уборки в нем не было, думаю, где-то с 70-х годов, ржавые окна, завешанные мусорными пакетами, дубарь и писюны, нарисованные на стенах и потолке, как подарок от предыдущих жильцов. Поиграли мы в этом баре недели две. На последнем нашем концерте (тогда мы не знали, что он последний), китайцы были так счастливы, пьяны и веселы, что аж подрались. И обрыгали наши новые белые барабаны. На следующий день бар закрылся.
Менеджер клялся, что заплатит, что продаст машину и все-все, лишь бы нам заплатить. Не заплатил до сих пор. И визы тоже не сделал. Так вот нам повезло 2 раза подряд этой зимой. Басист Гери после этого случая полетел домой в Венгрию. Мы нашли басиста Вову и продолжили наше путешествие.
Бывало даже так, что нам платили! И даже аплодировали! И пару нормальных баров было! Даже квартира чистая попадалась! И концерты бывали хорошие! Но вы уже поняли, что в Китае весело. Ваша логика и представления о том, что такое выступление здесь не сработают. Для китайцев концерт больше ассоциируется с детским утренником и веселыми играми, чем с получением удовольствия от выступления группы. И вообще всем, что вы видели на концертах у себя дома.
Фото: предоставлено Маргаритой Розумец
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: