Не шароварщина. Музика Гідності в Stereoplaza 02.04.2015

Любое начинание, базирующееся на национальной тематике и патриотическом посыле безнадежно ассоциируется с пост-совковыми стереотипами. Поэтому к концерту-фестивалю «Музика Гідності» я изначально отнесся с большой долей скепсиса и побаивался, как бы это все не превратилось в фестиваль самодеятельности местного Дворца Пионеров.

Об обратном убеждал мощный лайнап, собравший как лучших представителей последней волны украинской музыки, вроде Zapaska и Один в Каное, так и признанных хедлайнеров, вроде Крихітки или OT VINTA. Помимо этого были заявлены весьма нетипичные артисты как для клубной сцены – Арсен Мирзоян, Тоня Матвиенко и совсем выбивающейся из общей околороковой тусовки Ярмак. Лайнап составляли те артисты, которые ездили в АТО а рамках деятельности фонда-организатора концерта.

Когда мы пришли в StereoPlaza, бросилось в глаза, что это не простой концерт. Настолько разношерстной публики мне видеть еще не доводилось. В одной толпе оказались хипстеры, бойцы АТО, поклонники традиционной поп-музыки, молодежь и люди постарше. В обычных условиях представить их всех рядом было бы невозможно. Но у «Музики Гідності» была конкретная цель и посыл, которые объединили всех, от мала до велика. Миссия концерта – собрать деньги на лечение и протезирование раненных воинов АТО.

Последним штрихом, который убедил меня в том, что мероприятие заслуживает отдельного внимания, стал анонс ведущих – конферансье выступили Андрей Баштовый и Богдан Кутепов из Громадського ТБ.

Очень легко включать циника и критиковать все, что происходит на сцене на подобных мероприятиях. Всегда можно найти, кого обвинить в наигранном патриотизме, пиаре и прочем. Но не в этот раз. При всей глубине моего скепсиса, «Музика Гідності» прошла действительно достойно.

Каждая группа и каждый исполнитель несли собой уникальный посыл и настроение. Мирзоян пел простые боевые песни под гитару, Кузин заряжал проверенные хиты, Один в Каное поразили уровнем исполнения, Крихітка порадовали подачей и мощнейшим видеорядом, собранным из переписки волонтеров с военными. Можно продолжать, но суть концерта не была в представлении отдельных команд.

Суть была в едином порыве. Организатором удалось сделать все достаточно грамотно, чтобы было минимум заминок, максимум эмоций и достаточное количество здравого патриотизма. Важнее было то, что говорилось, чем пелось; то, о чем молчали, чем то, что выставляли напоказ; то, что делали, чем то, чем бравировали.

Я не могу сказать, что мне понравилось все, что я видел и слышал со сцены. Но, во-первых, мои музыкальные предпочтения могут принципиально отличаться от большинства присутствовавших на концерте, а, во-вторых, формирование новой украинской патриотической музыкальной эстетики – вопрос не одной статьи и не одного концерта.

Денис Блощинский, организатор фестиваля и, по совместительству, фронтмен группы NESPROSTA сделал очень правильные акценты во вступительной речи. Это был фестиваль не об украинском языке и не об ура-патриотизме. Это был фестиваль о человеческих ценностях, ненависти к войне и желании жить в нормальной, процветающей стране.

Периодические вставки фильмов от BABYLON#13 проедали наизнанку. Рассказы из зоны боевых действий задевали за живое. Музыка подкрепляла эмоции.

Конечно же, не все было гладко. Были и моменты откровенной «шароварщины» и пошлости. Были и неуместности, была и усталость. Да и было бы странно, если бы этого не было. Но в контексте общего впечатления от концерта, об этом даже не стоит говорить.

На втором этаже, в VIP-зоне сидело много раненных бойцов, многие на колясках. Я прекрасно понимал, что не вся музыка им близка. Сложно найти человека, которому одинаково близки Тоня Матвиенко, Zapaska, Кузин и Ярмак. Но я видел искреннюю радость на их лицах. Они хлопали едва ли не активней фан-зоны, с благодарностью принимали энергию, исходящую со сцены. И это стало для меня главным аргументом в том, что «Музика гідності» была удачной затеей.

Мне очень хочется верить, что слова организаторов соответствуют действительности и они руководствуются исключительно благими намерениями. Я ничего не знаю про фонд «З країни в Україну», я не знаю механику процессов и как этому фестивалю удалось разместить такое количество рекламы в городе. Но людям на сцене и под ней хотелось верить. По словам организаторов, удалось собрать более 200,000 грн. 200,000 грн на лечение и протезирование.

По-моему, это очень неплохо.

Подготовил: Алексей Бондаренко
Фото: Евгения Люлько