Катя Варапай побывала на концерте Океан Ельзи в Тель-Авиве, который группа дала в ходе мирового турне “20 років разом”, и описала свои впечатления от увиденного на сцене и в зале.
Мы бежим по теплым тель-авивским улицам, обгоняя разноцветных велосипедистов и счастливых бабушек. Немного теряемся. Спрашиваем, как пройти у прохожей. Девушка снимает наушники, рисует в воздухе зигзагообразный маршрут. Перебивая друг друга на иврито-английском, рассказываем ей про Океан Ельзи.
– How much does ticket cost?, – думает изменить планы новая знакомая.
– 280.
– Wow! They are RHCP? RHCP from Ukraine?
Кажется, в ответ мы киваем и говорим, что не RHCP, a Okean Elzy. Вдруг потом послушает.
У клуба внушительные очереди, состоящие из русскоязычных людей в вышиванках. У входа – глянцевый пузатый козак собирает деньги в коробку «на допомогу Україні». Девушки в веночках делают селфи и жертвуют деньги. Понимаем, что серьезная израильская охрана еще не скоро пропустит всех желающих, так что садимся рассматривать публику.
– Представь, ты живешь в Израиле с 10-и лет. Ты уже не особо украинец. А сегодня вот надел вышиванку. Может даже на работу пошел в вышиванке. А вечером гордо по улицам на Океан Ельзи. Со Своими. К Своим.
Если в Украине концерты, посвященные 20-летию, Океаны начинали с призыва «Вставай», с Тель-Авивом Святослав здоровается, как с городом «де не падає зима» и «ходять всі на головах» – старой доброй «Там де нас нема» из старого доброго первого альбома. Зал рад несказанно. Зал танцует. Поднимаются жовто-блакитні прапори.
Дальше такие важные для Украины и, как оказалось, менее знакомые израильской публике, строки: «Коли тобі тісно, на площі нас більше ніж було до того», – «Коли тобі важко».
Израиль знает, что «за вікном майже весна», и тысячи людей здорово поют об этом времени года в повернутый к ним микрофон. Зал скучает на проигрышах и, немного шаманских, отдающих восточным колоритом, импровизациях. Зато не на шутку заводится, когда Святослав отбирает струны у гитариста Владо Опсеницы и под ослепляющие вспышки светодиодов валит свой рок. Дальше «пісня про непрості часи, які зараз склалися в нас на Батьківщині. Я думаю, ми всі разом візьмемось – і все буде добре». Океаны поют: «дайте нам спокій бути такими, якими ми є» – «Лелеки».
В продолжение этой мысли играют «Незалежність» и «Стріляй» из альбома «Земля». Альбома, продюсером которого выступил Кен Нельсон, известный по работе с Coldplay и Snow Patrol. Альбома, релиз которого состоялся в мае 2013 года, за полгода до революции. Но песни уже предрекали:
«Де ми з тобою будем,
Коли закінчиться їхня війна.
Чи вистачить нам сили
Зробити так, щоби впала
Стіна, стіна, стіна».
В отличие от «Майже весна», припев которой зал подхватил, в, повернутый на слове «Стіна», микрофон из двух тысяч прокричали десятки. Но прокричали с надрывом, и, наверняка, известной площадью в глазах.
Дело в том, что за последний год ОЕ из «культовой», «самой собирающей», «самой востребованной заграницей» украинской группы, стали символом единения, символом надежды, напоминанием о важности культуры в столь сложные и страшные времена. Сейчас об ОЕ пишут в школьных учебниках. В Украине стало сложнее добираться до большой части побережья Черного моря, но всегда был и будет свой Океан.
С каждой новой песней Святослав все больше носится по сцене, размашисто дирижирует залом. Он отдает какое-то невместимое в одном человеке количество энергии. Зал, конечно, возвращает, но в зале две тысячи, а на сцене – пять. Пять человек привыкших заряжать стадионы.
Концерт ОЕ в Тель-Авиве вышел сильный, драйвовый и уносящий в сумасшедшие танцы. С фирменной надломистой пластикой Вакарчука, с призывами отпустить себя музыке. Была веселая «911», нежная и сильная акустическая «Вище неба». Хотелось прыгать, хотелось танцевать, замереть и вслушиваться в каждую ноту, отдавать все свои силы обратно на сцену, собирать в карманы спетые слова.
Может, дело в том, что в прошлый раз живое исполнение этих песен я слышала на улице Институтская под запах горящих в бочках дров и вкус еле теплого, но такого сладкого чая. Я помню, как в Украине люди танцуют, забыв о самом страшном. Как трепетно слушают каждое слово, как зажигают спички и обнимают стоящего рядом. И мне хочется, чтобы это почувствовали и красивые украинцы, которые уже давно живут среди самых раскрепощенных израильтян, но так сдержанно слушают любимые песни. И так нетерпеливо просят еще хитов, желательно, без длинных разговорах в промежутках.
Мне хочется научить их немножко смеяться над собой, разбрасывать руки в стороны и кружиться в танце, карабкаться по колонкам куда-то к верху кулис, как это вдруг делает Вакарчук, спрыгивать вниз под отрывающий от земли аккорд. Попросить внимательнее слушать Своих – им есть что сказать. Украине совсем скоро стукнет 24, она уже не та, что 5, 10 и, тем более, 20 лет назад. Она взрослеет, переоценивает, учиться, становится честнее. Украина пережила и до сих пор переживает страшное. Кто, как не Израиль способен ее понять?
Зал просит «Без бою» на бис. На сцену выходят Влада Опсеница и Милош Елич. Играют с публикой, пытаясь выиграть немного тишины. У них в планах акустика, но фирменная израильская беспардонность не сразу соглашается на камерность. Океаны настаивают, и мы все же слышим нежную «Така як ти», которая бывает «один лиш раз на все життя», – песню из авторского проекта Святослава «Вночі». Песню, написанную, кстати, в любимом кафе Набокова. В награду, зал получает заветную «Без бою» и, в принципе, готов уходить. На второй бис ОЕ зовет буквально сотня поклонников. Вакарчук предлагает остальным задержаться еще немного. Последней поет «Обійми» тоже из «Земли», которая, кстати, по словам фронтмена: «ценна не сама по себе, а тем, что на ней что-то растет».
Группа всем сердцем обнимает зал, как непослушного, но своего ребенка, целует, складывает пальцами сердце и очень благодарит.
П.С. ОЕ планировали выходить на бис трижды. Хотели еще спеть про «Вулицю» «дискотек, бібліотек і вільних ідей». Но русскоязычный Тель-Авив просил только «Без бою». И я их ни в коем случае не осуждаю.
На этом концерте я увидела людей, которые привыкли брать то, что хотят и ровно столько, сколько могут унести. Мне просто очень хочется показать им, какая красивая и сильная теперь Украина. Думаю, увидев, они бы очень гордились.
Там же я увидела украинцев, которые в Израиле всего год или даже месяц, но приехали в Тель-Авив из других городов, и купили, за приличную сумму, билет на Океан, который видели уже не раз. Это так важно…
П.П.С. Простите, что текст не столько про музыку.
Дякую Океан Ельзи, за кожне слово й кожен акорд! Ваша музика невимовно важлива!
Подготовила: Катя Варапай
Фото: Eleonora Ladin. Полный фотоотчет.
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: