Опера «Розовый бутон» авторства одной из самых неоднозначных андерграундых групп Украины – Хамерман Знищує Віруси – стала одним из главных событий ГОГОЛЬфеста. Многие представления в духе классического искусства уступили в популярности абсурдной постановке, которая оказалась намного глубже, чем может показаться на первый взгляд.
Сложно встретить людей, которые знают ХЗВ, и относятся к ним индифферентно. Творчество Владимира Пахолюка и Альберта Цукренко либо открыто недолюбливают, либо показательно преподносят. Будучи одной из самых приземленных и в то же время возвышенных украинских групп, ХЗВ поставили перед собой новую цель – сделать оперу. «Розовый Бутон» собрал полный 19 павильон – почти тысячу человек.
Высокий жанр требует соответствующих решений. ХЗВ практически исключили обсценную лексику из арий, заморочились с декорациями, продумали, в конце концов, полуторачасовой спектакль. Среди привлеченных артистов – Даниэлла Заюшкина из Vivienne Mort и Александр Пипа на бас-гитаре. По всем канонам, с характерными элементами.
Конечно же, с точки зрения академического искусства, «Розовый бутон» – это полная чушь. Из всех артистов, оперным голосом обладал Андрей Перебийнос. Музыка игралась не оркестром, а рок-группой в лице бас-гитариста, барабанщика, гитариста и трубача. Костюмы не имели ничего общего с «высоким стилем». «Розовый бутон» – это «антиискусство». Но в современном мире понятия искусства и его антипода часто меняются местами, переливаются друг в друга и порождают собой новые формы.
Если словами пересказать фабулу оперы, могут принять за шизофреника тяжелой стадии. Хотя базис более чем фундаментальный. Что может быть фундаментальней Библии? Переосмысление истории Каина и Авеля с внедрением поведенческих моделей современного социума, положенное на проблему трудоустройства и детских психологических травм – целая гамма пластов. Конечно же, понять все, что авторы хотели сказать своим произведением, простому зрителю невозможно. Во-первых, это опера, там плохо слышно слова. Во-вторых, зачем?
Постановка выполнена на виртуозном уровне, относительно ее изначальной цели. Это действительно интересно, смешно, волнительно, местами глупо и глубоко. Завершающий диалог Каина и Авеля достоин отдельного воспевания. Как по выполнению, так и по содержанию.
В один момент в артистов полетел кроссовок, в другой – барышня выскочила танцевать прямо под сценой и была фигурно унесена охранником. Спектр эмоций – от минус до плюс бесконечности. От восторга до негодования. От понимания прелести глубины абсурда до неприятия откровенной чепухи.
«Розовый бутон» – это красивая, глубокая, виртуозная чушь. И, похоже, спрос на подобное «антиискусство» растет прямо пропорционально медленной, но уверенной смерти классического пост-советского перформанса. И, оседлав фундаментальные, классические формы, приправив их абсурдом и безумием, ХЗВ из клубных хулиганов, поющих песни о тяжелом пубертате, превращаются в общепризнанных артистов нового поколения.
Текст: Алексей Бондаренко
Фото: Женя Люлько
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: