Субботник в Москве

Существуют фестивали, которые категорически нельзя пропускать. Если бы человека можно было клонировать, то 6-7 июля необходимо было бы оказаться как минимум в трех местах одновременно: в Гдыне на Opener Festival, в Париже на концерте Atoms for Peace и в Москве на Субботнике. Но, поскольку технологии еще не дошли до такого уровня, а бюджет был ограничен, выбор пал на Москву – ближайший и самый экономный вариант.

Москва встретила нас жарой и традиционными угрюмыми лицами прохожих. В этом городе кажется, что вежливость или хорошее настроение – это порок. Поэтому, вооружившись недовольными гримасами, мы первым делом отправились за билетами. К сожалению, у официального российского дистрибьютора билетов не было функции отправки заграницу, а возможность купить в Украине появилась незадолго до фестиваля, поэтому многие наши соотечественники были вынуждены забирать их в московской кассе за день до фестиваля.

В 11:00 массивные ворота Парка им. Горького отворились и, воспламеняемые ожиданием и июльским солнцем, фанаты начали бодро проходить через металлоискатели. Чрезмерные средства безопасности, так свойственные Москве, к счастью, не создали особых неудобств. Входить и выходить за территорию фестиваля можно было свободно, хоть и немного раздражало то, что каждый раз по возвращении проверялся рюкзак.

Сцена располагалась высоко и далеко. Из-за этого коммуникация музыкантов с публикой была заметно усложнена. Первой на себе это почувствовала Каста. Ровно в 12:00 зазвучал бит, и четверка реперов произвела первые попытки «раскачать» немногочисленную сонную толпу. Неудачно. Отыграв 30 минут, ребята заметно расстроились, потроллили публику, отыграли беспроигрышную «Вокруг шум» и удалились восвояси.

Середина обещала быть скучной. Часть фанатов разместилась максимально близко к сцене, с прицелом на Arctic Monkeys и Hurts, часть валялась на травке, часть отправилась в Burger King у станции метро «Октябрьская», дабы подкрепиться перед насыщенным вечером. Группа «Легендарные дефиле 75-го года» — это какое-то недоразумение для такого масштабного феста. Ребята довольно криво играющие эстрадные хиты СССР 70-х годов не вызвали ни капли позитивных эмоций. «130 по встречной на старенькой Vespa», напротив, произвели приятное впечатление. Своей музыкой группа явно целиться в хипстеров последней редакции, к тому же, максимально пассивных и вялых (а таких в Москве оказалось на удивление много). Легкий электропоп смог немного расшевелить кучку людей под сценой, морально убитой мотивами СССР.

Самая интересная и ожидаемая часть фестиваля началась с ростовчан Motorama. Но и их подкосило расстояние между фан-зоной и сценой. Впрочем, были люди, которые пришли именно на них, что удивляло (в контексте мощности хедлайнеров) и радовало. Выступление длинной в 30-35 минут закончилось поломкой гитары, и ребята скрылись за кулисы. Savages мы, к сожалению, пропустили, так как они отыграли всего 20-25 минут и их банально было сложно застать на сцене.

Вышло солнце – главный враг фаната, который ждет хедлайнера. Вместе с солнцем на сцену вышла Jessie Ware. Ее роль в лайн-апе фестиваля не совсем ясна. Откровенно попсовая певица, не отличающаяся мощным живым исполнением. Как правило, такие выступления подкрепляет мощное шоу (достаточно вспомнить ту же Beyonce), но оного не предвиделось. Приятный вокал и исконный британский акцент, но не более. Скучные композиции, слабые аранжировки, жара. Джесси мило общалась с толпой, но слишком выбивалась из формата фестиваля, поэтому запомнилась лишь как легкий разогрев перед выходом Foals.

Foals ждала подстава в виде московской публики. Передние ряды заполонили фанатки Hurts, ждущие выхода Тео, чуть дальше разместились злостные айфонщики, которые пришли на концерт нафигачить как можно больше видео для ВК и YouTube, и лишь потом можно было обнаружить нормальных концертных фанатов, готовых всецело поддерживать группу. Впрочем, и среди них были преимущественно девушки, что заметно сбавляло накал агрессивных эмоций. Уже с первых аккордов “Prelude” британцы показали, насколько матерыми они стали за последние пару лет. Размашистые проигрыши в песнях, тяжелые аутро, 4-5-минутный лаунжевый джем после “Milk And Black Spiders”, заставляющая рыдать взахлеб “Spanish Sahara”, матроковая и воистину раскачивающая “Two Steps Twice”. Список можно продолжать. Яннис ходил в толпу, хоть неосведомленные охранники и пытались ему помешать. Первый раз он просто совершил рейд вдоль фан-зоны и еле-еле залез обратно на сцену. На “Providence”  традиционно попытался совершить stage-diving. Фанатки Hurts вообще не ожидали такого поведения от мишки Янниса, а вялые хипстеры были слишком заняты съемкой. Мишка чуть не утонул. Но даже отчаянное поведение фронтмена не сумело полностью расшевелить фан-зону. Рифф  на “Inhaler”, который так и требует слема, вызвал небольшие бурления в двух точках, которые быстро прекратились. Тем не менее, это было сильнейшее по энергетике и настроению выступление. Это был полноценный рок-перформанс со всеми вытекающими.

Hurts вышли с задержкой минут в 20. Это можно понять – Foals закончили чуть позже, чем планировалось, а количество аппаратуры, прежде всего световой, действительно внушает. Статика всех музыкантов, помимо Тео, в сочетании с правильной подсветкой, создает очень правильный образ группы. Малыми усилиями и хорошей подзвучкой ударных достигается мощное звучание и красивая картинка. Тео действительно хорош. Достаточно пафосно, чтобы девочки кидали на сцену нижнее белье, но и в меру драйвово, дабы не пропадало ощущение рок-концерта. “Wonderful Life” прозвучала третьей, что стало неожиданностью. Похоже, британцы все-таки перешагнули этот этап в своем сознании и сделали ставку на новые песни. Изюминками концерта, чуть не утонувшими в океане качественных, но слащавых песен, стали кавер на Bjork (“Army of Me”) и совершенно выбивающаяся из всей картины “The Road”. Мало того, что припев этой песни заполнен обезбашенной, как для эти ребят, ударной партией, там присутствует чуть ли не дабстеповое гитарное соло с мощным фуззом. Тео, по ходу песни, умудрился дважды переломать микрофонную стойку об колено, что вызвало искренний шок у публики. Закончили Hurts всеми любимой “Stay”, которой подпевали даже скептично настроенные фанаты Arctic Monkeys.

«…Группа здесь и сейчас находится в состоянии, которое можно назвать идеальным. К пятому альбому мы почувствовали себя по-настоящему реализовавшимся коллективом — на пике формы и играющим такую музыку, которую хотели исполнять всегда» — сказал Алекс Тернер в интервью lenta.ru в преддверии Субботника. Так же высокомерно и самоуверенно Arctic Monkeys выглядели на сцене. Талант не пропьешь, и песни звучало мощно, круто и солидно. Особенно, как ни странно, из предстоящего альбома AM. “R U Mine” успела настолько полюбится фанатам, что ее оставили на конец сет-листа, а с “Do I Wanna Know” начали. Старые добрые “Fake Tales Of San Francisco”, “Teddy Picker”, “Crying Lightning” никого, даже потенциально, не могли оставить равнодушным. Первый раз московская публика порадовала – очень сложные по рок-н-ролльным меркам тексты толпа знала почти наизусть. Тернер общался с публикой набором стандартных фраз. Пару раз прозвучало обыденное «Спасибо» на ломаном русском, но искрящийся пафос никак не позволял разглядеть в Arctic Monkeys живых музыкантов, а не глянцевую журнальную обложку. Впрочем, бис немного скрасил обстановку. Полуакустическая “Mardy Bum” звучит невероятно нежно и по-доброму, “When The Sun Goes Down” – пожалуй, самый сильный концертный боевик, а “505” уверенно хранит статус самой эмоциональной песни концерта. Arctic Monkeys действительно хороши, но в них остается все меньше и меньше души. Они уже давно перестали быть теми простыми парнями из Шеффилда, которые так полюбились всему миру. Хотя хедлайнерам Glastonbury это, наверное, позволительно.

Субботник – это действительно мощный и солидный фестиваль. С первого же раза организаторы взяли высокую планку. Группы не подкачали, погода была практически идеальной, приятное и красивое место проведения. И лишь надменная московская публика разбавила этот  водоворот положительных эмоций.

 

P.S. Бонус — сет-листы Foals и Arctic Monkeys:

Foals SetList     AM Setlist

Текст: Алекс Бондаренко

Фото: Александр Хальзов (http://khalzov.livejournal.com/19973.html)