В этом году лайнап четырехдневного бельгийского фестиваля Rock Werchter стал одним из самых насыщенных среди европейских анонсов. C 27 по 30 июня были заявлены такие артисты, как Tool и The Cure, Bastille и P!nk, Mumford & Sons и Florence + The Machine, Muse и Balthazar. Но так ли хорош весь фестиваль в целом, как список его хедлайнеров? Рассказывает Аля – основательница проекта FestivAlly, которая вместе с группой отчаянных фестивальщиков четыре дня ела вафли, пила пиво и параллельно изучала новые музыкальные горизонты.
FestivAlly – это проект по организации групповых путешествий на музыкальные фестивали.
Rock Werchter начинался как однодневное мероприятие еще в 1974 году. За это время он менял название и постепенно трансформировался в двухдневный фестиваль (1996), трехдневный (2000) и до нынешнего четырехдневного формата, начиная с 2003 года.
Глядя на постеры, разбегаются глаза. Проще сказать, кто из мировых музыкантов еще не выходил на сцены фестиваля. Количество которых, к слову, тоже растёт. На сегодняшний день их уже четыре: Main Stage, The Barn, Klub C и Slope. Каждая декорирована и украшена в своем стиле, но без привязки к определенному музыкальному жанру.
Фестиваль – это комбинация грамотного лайнапа, организации и атмосферы. Чтобы прочувствовать все тонкости этого четырехдневного приключения, нужно учитывать сразу несколько ключевых факторов:
ПРОЖИВАНИЕ
Rock Werchter 2019 проходил в селе Верхтер, в тридцати километрах от Брюсселя и в пятнадцати от студенческо-пивного городка Левен. Когда я говорю село – это именно то, что ты представляешь: за забором пасутся коровки и лошадки, вокруг колосятся поля, а из достопримечательностей разве что шпиль небольшой церкви.
В этой местности если и можно найти квартиру через booking или airbnb, то разбирают их очень быстро – за десять месяцев до фестиваля жилья уже не было. Из ближайших “цивилизованных” вариантов – тот самый Левен или город Арсхот, откуда курсируют бесплатные автобусы до Rock Werchter’а. Однако, большая часть фестивальщиков предпочитает остановиться в одном из предложенных кемпингов, разного уровня доступности и удобств: со своей палаткой, с арендованной палаткой и всем наполнением, или глемпинг с вариациями на тему вигвамов и сафари-тентов.
Группой FestivAlly мы выбрали самый комфортный вариант – кемпинг The Hive Resort. Во-первых – это красиво, плюс свой бар и отсутствие толпы. Из удобств – локеры, чистые туалеты, зона с умывальниками и два блока душевых, которые работали строго с 8 до 22. Во избежание толкучки и тепловых ударов, организаторы установили электронную очередь: каждый желающий попасть в душ, при входе получал персональный номерок. Следить за продвижением людей можно было с помощью большого электронного табло, сидя в тени и потягивая малиновый Хугарден.
Мы опробовали два варианта: лоджию с верандой и сафари-палатку. И скажу, что кровати, пледы, подушки, стулья и фонарики только добавляют фестивального настроения. А с разницей температур в 10-15 градусов, ночью приходилось шуршать по пакетам и натягивать на себя свитер – чем не походные условия? Если же становилось совсем холодно – прямо напротив нашего кемпинга находилась отдельная площадка с крытой сценой для ночных вечеринок “CNTRL PRK”. Каждый день до 4 утра тут играли диджеи и если хватало сил – можно было легко вынырнуть из постели в типично фестивальное месиво.
ТЕРРИТОРИЯ
На территорию фестиваля вела достаточно узкая асфальтированная дорога, длиной километра полтора. По бокам росли густые рощи и полевые цветы, вперемешку с фудкортами на любой аппетит. Хотя, возможно цветы нам померещились, так как над головой совсем не было тени и ко входу люди приходили уже слегка не в себе. Спасибо волонтерам, которые разносили холодную воду, постоянно предупреждали о том, чтобы мы были “hydrated” и надевали кепку.
Эта дорога – один из главных минусов Rock Werchter’а. В конце фестивального дня недостаток пространства создавал огромную очередь из желающих успеть на бесплатный автобус до Левена и тех, кто возвращался в палаточный городок. В наш первый день, когда мы вышли после концерта P!nk, все это шествие напоминало весёлый зомби-апокалипсис. Несчастные полтора километра затянулись на час, а люди волнами то разделяли, то внезапно сталкивали нас обратно друг с другом.
Что касается инфраструктуры на месте – RW богат мелочами, которые не сразу и заметишь. Например, очень грамотно расположены умывальники и туалеты относительно сцен. За счет этого даже в самые “плотные” дни очередь не стояла дольше пяти минут.
Так как проносить бутылки запрещено и вообще контроль на входе двойной: рамка-металлодетектор и уже стандартный шмон сумки, то покупать единожды воду приходилось внутри. Зато обновлять можно (и нужно!) сколько угодно – кроме пунктов раздачи и волонтеров, вода в умывальниках была пригодна для питья и обливания. А это очень спасало при 37 градусах в тени.
Еще одной приятной неожиданностью стал бесплатный и очень быстрый wi-fi. Найти его можно было возле North West Walls (http://northwestwalls.be/) – арт-объекта-инсталляции, которая стала неким символом фестиваля. Здесь с 2014 года художники со всех уголков земли рисуют муралы, презентуя разные техники и движения стрит-арта.
Но нам больше нравилась сцена Slope – самая маленькая и молодая площадка фестиваля (открыта в прошлом году). Тут тоже можно было поймать интернет, чтобы списаться с потерявшимися друзьями, успокоить маму, что все живы и закинуть пару фоток в Instagram. Тем более, это одно из уютнейших мест Rock Werchter’а, которое даже больше похоже на нору в холме из «Хоббита», чем на классическую сцену.
Сверху на ней расположено покрытие а-ля газон, где вечером идеально валяться, дожидаясь хедлайнера и расслабляя коленки. А под сценой, в саму ее конструкцию, встроены лежаки и скамейки. За счет сквозняка тут всегда было прохладно, за счет скрытности – немноголюдно. С виду этот движ слегка напоминал автовокзал в каком-нибудь Ровно, только пахнет приятнее. Когда снаружи беспощадно палит солнце, а тут и тень, и ветер, и вино дешевле на 1,5 евро, а еще слышно что играют музыканты – уходить совсем не хочется. Были даже мысли, что так как на сцене Slope выступает много “новичков” и местных бельгийских групп, то организаторы намеренно заморочились, создавая столько удобств в одном месте. Лежишь, отдыхаешь, незаметно для себя запоминаешь имена и гитарные рифы.
Еще один плюс, который изначально казался минусом – это электронные табло. Они выполняли роль индикаторов пропускной способности крытых сцен и первой фан-зоны Main Stage. С точки зрения безопасности – задумка и реализация отличные. Если светились зеленые стрелки над входом, то место внутри есть и зайтти можно. Но единожды мы все-таки испытали легкий стресс, когда на подходе к The Barn одна за другой эти зеленые стрелки поменялись на красные кресты. Даже припустив со всех ног и налету обливаясь пивом за три евро, нас ждало поражение. Пока мы добежали зал был заполнен и закрыт для входа. Зато благодаря этому опыту стало проще ориентироваться в расписании и планировать любимых артистов заранее, дожидаясь всех друзей “у бортика, справа от экрана”. А там уже кому как повезет.
Стоит отметить важную черту фестиваля – инклюзивность. Тут это настолько в порядке вещей, что все просто не замечали удобств, предназначенных для людей с ограниченными возможностями. Во-первых, сцены были оборудованы отдельными подиумами в несколько ярусов, а коляски без вопросов пропускали даже на «выходах» (и никто не возмущался: «а почему мне нельзя!»). Все подходы к кемпингам, сценам, фудкортам – с широченными пандусами. А от Main Stage шла дорога к отдельному выходу из фестиваля и благодаря ней в конце дня была возможность беспрепятственно и быстро отчалить, не продираясь сквозь толпу.
Но поражал даже не сам уровень подготовки. А то как люди на колясках, в гипсах, с костылями спокойно проходили к сценам, лежали в гамаках и на газонах, стояли в очереди и вообще не вызывали какого-либо дополнительного внимания. Мне кажется, эта «отрешенность» – является лучшим показателем внимания и заботы организаторов о каждом своем фестивальщике.
ЕДА
Сразу хочется отметить, что Rock Werchter – дорогой фестиваль. Отчасти, потому что Бельгия страна не бюджетная. Еще одна причина – изолированность от городской инфраструктуры с ее магазинами и заведениями. Минимальная покупка обходилась нам в три евро – будь то бутылка воды, колы, или пиво. Расплачиваться следовало талонами, которые легко и без ощутимой очереди покупались в пунктах обмена.
В кемпинг разрешалось проносить любые жидкости, в том числе крепкие алкогольные напитки, если они не в стеклянной таре. С одной стороны – удобно, учитывая бесплатные автобусы до Левена и супермаркет в получасе езды. С другой – на территорию самого фестиваля со своими напитками нельзя. А из-за насыщенности лайнапа, время для распития крепкого алкоголя под палаткой оставалось примерно с двух часов ночи до восьми утра. Перспектива джина на завтрак – это, конечно, богема. Но пять дней так не протянешь, тем более, когда в обед палатки и все их содержимое сильно нагревалось..
Отдельного уважения заслуживают разнообразие еды, ее качество и размеры порций. Фудкорты на любой вкус: вьетнамская, тайская кухня, фрукты, лапша всех видов, начосы с гигантским шаром гуакамоле, фалафели, картошка, пита, свежая выпечка и, конечно, вафли. Было все, на что хватило гастро-фантазий. Одной порции достаточно для двоих, а цены стартуют от 2 талонов – то есть, 6 евро. Утром мы питались в кемпинге. Тут организовался некий шведский стол, с неплохим кофе, йогуртами, мясо-сырной нарезкой, свежими фруктами и круассанами. Каждый продукт имел свой прайс и можно было собрать идеальный завтрак, особенно если взять всего понемногу и потом делиться.
Таким образом, за день бюджет укладывался в 10-15 талонов, так что даже экономному фестивальщику необходимо было не меньше 30 евро в сутки.
МУЗЫКА
Если ты, дорогой читатель, добрался сюда, то тебе действительно интересно узнать как это – сорвать голос, подпевая артистам о которых мечтал много лет. И хотя физически успеть везде было невозможно, а ключевые имена лайнапа часто пересекались, Rock Werchter побил все рекорды по актуальности и ожиданиям даже у опытных музыкальных путешественников.
Первый день мы начали с перформанса душевного Ólafur Arnalds. Несмотря на слаженность и затягивающий магнетизм исландца, немного испортил впечатление звук, который не успели выстроить по всему периметру шатра. Хотелось сидеть, лежать, медитировать. Но опускаясь ниже полутора метров, вся красота смешивалась в непонятную какофонию. Пришлось жертвовать первоначальным состоянием, подбираться к самому бортику и уже оттуда уплывать к зеленым мхам, ледникам и черным пляжам. К счастью, такой звук был только на первом выступлении.
Мы прокачались под дерзкую женщину – солистку Bang Bang Romeo, понаблюдали за крайне выразительной мимикой Vance Joy, не влезли и слушали снаружи странно-притягательную Charlotte Gainsbourg. Ускакали в закат с Bastille: то подпевая во весь голос, то развалившись на газоне и танцуя только руками.
Хедлайнеркой первого дня стала P!nk. Со времен последний нашей встречи на Sziget 2017, певица успела выпустить два альбома: “Beautiful Trauma” и “Hurts 2B Human”. Ее шоу стало еще динамичнее, а за счет постоянной смены настроения, фокуса и костюмов – у слушателя не оставалось выбора, кроме как завороженно следить за происходящим на сцене. Ну, или над сценой. Или под сценой. Или на видео. Или за летающей певицей. Люди плакали, смеялись, танцевали и пели во весь голос. Музыку P!nk можно любить или нет, но стоит побывать хоть раз на лайве и становится ясно почему она – звезда первого эшелона с огромной, преданной аудиторией.
Второй день был самым жарким, не только потому что хотелось успеть все и везде, но и по причине рекордно высокой температуры – 37 градусов в тени. Казалось, мы должны были умереть от жары. Но бутылка воды на голову, Nothing But Thieves на сцене, фанаты в тусовке – и можно жить! Правда, только до конца сета, а потом спрятаться и расслабить глаза в тени крытой The Barn под Jungle.
Пойти на Slope, чтобы визжать от счастья на британской рок-группе Yonaka. Залезть в толпу, прыгать, как в последний раз, рыдать, как будто вокруг никого нет. Было ощущение, что на сцене оголенный нерв, а музыка обрушивается волной так сильно, что оставалось подчиниться и тонуть. А потом ещё раз окунуться в умывальник и кричать под мейном все песни Weezer.
Силы заканчивались, но никак нельзя было пропустить легендарных The Cure, с выступлением длинной в два с половиной часа. Это уже была не просто возможность прикоснуться к прекрасному, это практически сольник. Контрольный выстрел для всех скептиков и снобов ворчащих: “уже не те, оттенок помады не такой”. Эмоционально, мощно, глубоко. Сложно описать словами мурашки, когда слышишь вживую Boys Don’t Cry, Lovesong, Friday, I’m In Love.
Закрывали второй день Tool. Точнее, открывали следующий – их выступление длилось полтора часа, почти до двух часов ночи. Не являясь фанаткой, мне сложно судить о том, как это было. Поразила преданность людей, которые приехали ради любимой группы, ждали весь день на адской жаре, а потом откуда-то нашли в себе силы творить под сценой абсолютное сумасшествие.
Третий день отмечен тем, как много мы расслаблялись и засыпали у железных бортиков крытой сцены Klub C. Издалека любовались бедрами Miles Kane и оживленными криками его фанатов. Хором пели “Where’s My Love” и вообще сильно прониклись SYML – сольным проектом Брайана Феннелла, в бывшем участника группы Barcelona. Восхищались образностью и сексуальностью King Princess.
Очень ждали выступления Aurora и не зря – она будто открыла портал в какую-то скандинавскую легенду и вела нас, как проводник, к чудесам параллельного мира. Ее незабываемый тембр голоса на подкорке записался в голове и звучал потом еще очень долго, как эхо. Как приятное, волшебное сумасшествие.
Которое сменилось сумасшествием совершенно другого рода, как только на Main Stage вышел Macklemore. Бен Хаггерти – король вечеринок во плоти. Его энергетика и прекрасное чувство юмора зарядили толпу до состояния экстаза. Казалось, не было тех кто не прыгал, не орал Thrift Shop или Glorious, не обнимался и не улыбался от счастья.
Единственный вопрос, который остался после – как с этим справится Флоренс Уэлч, совершенно другая по настроению, смыслам и музыкальной наполненности? Однако, на Florence + The Machine все дружно уверовали. Начиная от прыжков в толпу и объятий с фанатами, заканчивая разбитыми в кровь коленями – Фло рвало на части. А мы стояли и смотрели, не в силах шелохнуться, поднять телефон, опустить взгляд. Только выкрикивая обрывки текста «Cosmic Love”, “Big God”, “Shake It Out”. Будто все, что долго копилось внутри, сейчас нашло свой выход и стало так легко, как никогда.
В тот момент казалось, что куда еще эмоциональнее, искреннее. Казалось, пока на сцену не вышли хедлайнеры третьего дня – Mumford & Sons. И это было настолько интимно, что слов я так и не нашла до сих пор. Подобные моменты хочется вспоминать потом, через много лет, услышав знакомую гармонию в какой-то из песен. У такие концертов ценность гораздо выше цены входного билета.
Финальный день начался в компании прекрасых женщин: манифестирующей красотки Lizzo, страдающей в стиле поп-музыки середины девяностых – Grace Carter. Сексуальной, немного непонятной англоговорящему слушателю певицы Rosalia, а следом – нежной и застенчивой Laurel.
Нужно было так много успеть: ворваться в концентрацию абсурда и душевности с Mac DeMarco. Убедиться, что New Order живы и вполне еще могут раскачать людей с первых двух песен. Неожиданно проникнуться протестом и остросоциальными текстами Yungblud, который скакал по сцене в платье и розовых носках. И ждать двухчасовой кульминации в исполнении хедлайнеров – Muse.
Когда уже не единожды бывал на лайвах любимой группы, то ожидаешь получить знакомое удовольствие. Ждешь “то самое” интро к песне, помнишь в какой момент Мэтью наденет очки, знаешь что будет, если басист возьмет губную гармошку и будет томно расхаживать по сцене.
На фестивале Rock Werchter, Muse превзошли себя. Их всего трое, а было чувство, что перед глазами – оркестр. И дело даже не в огромном роботе-зомби, размером с Main Stage, не в джемах, которые смотрелись как импровизация и спонтанный крик души. Не в файерах, костюмах балета, вижуале или взрывах метафана.
Это совсем другой уровень выступления и уровень артистов. Под сценой казалось, что даже если земля сейчас разверзнется под ногами и сойдет с орбиты – они продолжат играть, дирижировать толпой своими движениями, отточенным до мелочей. А мы продолжим орать что есть сил: «No one’s gonna take me alive. The time has come to make things right..”. Много ли в этом настоящей, живой музыки? Да. Много ли шоу-программы? Тоже да. Достаточно гениальные, чтобы быть настолько пафосными.
Пожалуй, это было самое мощное выступление, которое мне повезло видеть своими глазами когда-либо и, без сомнения, идеальный хедлайнер для финального аккорда.
АТМОСФЕРА
На Rock Werchter’е треть людей составляют фестивальщики в возрасте 45+. Они не лезут под сцену, не обливаются пивом, но исправно подпевают каждому артисту на сцене: не важно, P!nk или Yungblud. Они говорят на английском даже если получается французско-голландский, общаются, улыбаются и радуются так, будто это обычный выходной и каждый день играют Muse.
Это вдохновляет. Я хочу видеть своих родителей в атмосфере, где они без оглядки могут танцевать и петь как в двадцать лет. Хочу видеть своих друзей, которые приходят не только сделать красивую фоточку, а отдаться моменту, не бросая косые взгляды на чьи-то складки на животе. Хочу видеть своих детей, которые не станут удивленно восхищаться удобными дорожками для людей с ограниченными возможностями. Для которых такой уровень организации – норма. Как будто это обычный выходной и каждый день играют Muse.
После поездки у меня остался всего один «итог». На фестах уровня Rock Werchter отчетливо видно как со временем и усилиями сможет выглядеть массовая фестивальная культура в Украине. Инклюзивная, толерантная, открытая, любого возраста. Объединенная музыкой и желанием праздновать жизнь, во всех ее проявлениях.
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: