Rock Werchter в деталях. Каким был фестиваль с одним из лучших лайнапов в мире

В этом году лайнап четырехдневного бельгийского фестиваля Rock Werchter стал одним из самых насыщенных среди европейских анонсов. C 27 по 30 июня были заявлены такие артисты, как Tool и The Cure, Bastille и P!nk, Mumford & Sons и Florence + The Machine, Muse и Balthazar. Но так ли хорош весь фестиваль в целом, как список его хедлайнеров? Рассказывает Аля – основательница проекта FestivAlly, которая вместе с группой отчаянных фестивальщиков четыре дня ела вафли, пила пиво и параллельно изучала новые музыкальные горизонты.

FestivAlly — это проект по организации групповых путешествий на музыкальные фестивали.

Rock Werchter начинался как однодневное мероприятие еще в 1974 году. За это время он менял название и постепенно трансформировался в двухдневный фестиваль (1996), трехдневный (2000) и до нынешнего четырехдневного формата, начиная с 2003 года. 

Глядя на постеры, разбегаются глаза. Проще сказать, кто из мировых музыкантов еще не выходил на сцены фестиваля. Количество которых, к слову, тоже растёт. На сегодняшний день их уже четыре: Main Stage, The Barn, Klub C и Slope. Каждая декорирована и украшена в своем стиле, но без привязки к определенному музыкальному жанру.

Фото: Jokko, Jason Asare

Фестиваль — это комбинация грамотного лайнапа, организации и атмосферы. Чтобы прочувствовать все тонкости этого четырехдневного приключения, нужно учитывать сразу несколько ключевых факторов:

ПРОЖИВАНИЕ

Rock Werchter 2019 проходил в селе Верхтер, в тридцати километрах от Брюсселя и в пятнадцати от студенческо-пивного городка Левен. Когда я говорю село — это именно то, что ты представляешь: за забором пасутся коровки и лошадки, вокруг колосятся поля, а из достопримечательностей разве что шпиль небольшой церкви.

В этой местности если и можно найти квартиру через booking или airbnb, то разбирают их очень быстро – за десять месяцев до фестиваля жилья уже не было. Из ближайших “цивилизованных” вариантов – тот самый Левен или город Арсхот, откуда курсируют бесплатные автобусы до Rock Werchter’а. Однако, большая часть фестивальщиков предпочитает остановиться в одном из предложенных кемпингов, разного уровня доступности и удобств: со своей палаткой, с арендованной палаткой и всем наполнением, или глемпинг с вариациями на тему вигвамов и сафари-тентов.

Группой FestivAlly мы выбрали самый комфортный вариант — кемпинг The Hive Resort. Во-первых — это красиво, плюс свой бар и отсутствие толпы. Из удобств — локеры, чистые туалеты, зона с умывальниками и два блока душевых, которые работали строго с 8 до 22. Во избежание толкучки и тепловых ударов, организаторы установили электронную очередь: каждый желающий попасть в душ, при входе получал персональный номерок. Следить за продвижением людей можно было с помощью большого электронного табло, сидя в тени и потягивая малиновый Хугарден.

Мы опробовали два варианта: лоджию с верандой и сафари-палатку. И скажу, что кровати, пледы, подушки, стулья и фонарики только добавляют фестивального настроения. А с разницей температур в 10-15 градусов, ночью приходилось шуршать по пакетам и натягивать на себя свитер — чем не походные условия? Если же становилось совсем холодно — прямо напротив нашего кемпинга находилась отдельная площадка с крытой сценой для ночных вечеринок “CNTRL PRK”. Каждый день до 4 утра тут играли диджеи и если хватало сил — можно было легко вынырнуть из постели в типично фестивальное месиво. 

Фото: Аля Шандра

ТЕРРИТОРИЯ

На территорию фестиваля вела достаточно узкая асфальтированная дорога, длиной километра полтора. По бокам росли густые рощи и полевые цветы, вперемешку с фудкортами на любой аппетит. Хотя, возможно цветы нам померещились, так как над головой совсем не было тени и ко входу люди приходили уже слегка не в себе. Спасибо волонтерам, которые разносили холодную воду, постоянно предупреждали о том, чтобы мы были “hydrated” и надевали кепку. 

Эта дорога — один из главных минусов Rock Werchter’а. В конце фестивального дня недостаток пространства создавал огромную очередь из желающих успеть на бесплатный автобус до Левена и тех, кто возвращался в палаточный городок. В наш первый день, когда мы вышли после концерта P!nk, все это шествие напоминало весёлый зомби-апокалипсис. Несчастные полтора километра затянулись на час, а люди волнами то разделяли, то внезапно сталкивали нас обратно друг с другом.

Что касается инфраструктуры на месте — RW богат мелочами, которые не сразу и заметишь. Например, очень грамотно расположены умывальники и туалеты относительно сцен. За счет этого даже в самые “плотные” дни очередь не стояла дольше пяти минут.

Так как проносить бутылки запрещено и вообще контроль на входе двойной: рамка-металлодетектор и уже стандартный шмон сумки, то покупать единожды воду приходилось внутри. Зато обновлять можно (и нужно!) сколько угодно — кроме пунктов раздачи и волонтеров, вода в умывальниках была пригодна для питья и обливания. А это очень спасало при 37 градусах в тени. 

Еще одной приятной неожиданностью стал бесплатный и очень быстрый wi-fi. Найти его можно было возле North West Walls (http://northwestwalls.be/)  — арт-объекта-инсталляции, которая стала неким символом фестиваля. Здесь с 2014 года художники со всех уголков земли рисуют муралы, презентуя разные техники и движения стрит-арта. 

Но нам больше нравилась сцена Slope — самая маленькая и молодая площадка фестиваля (открыта в прошлом году). Тут тоже можно было поймать интернет, чтобы списаться с потерявшимися друзьями, успокоить маму, что все живы и закинуть пару фоток в Instagram. Тем более, это одно из уютнейших мест Rock Werchter’а, которое даже больше похоже на нору в холме из «Хоббита», чем на классическую сцену.

Сверху на ней расположено покрытие а-ля газон, где вечером идеально валяться, дожидаясь хедлайнера и расслабляя коленки. А под сценой, в саму ее конструкцию, встроены лежаки и скамейки. За счет сквозняка тут всегда было прохладно, за счет скрытности — немноголюдно. С виду этот движ слегка напоминал автовокзал в каком-нибудь Ровно, только пахнет приятнее. Когда снаружи беспощадно палит солнце, а тут и тень, и ветер, и вино дешевле на 1,5 евро, а еще слышно что играют музыканты — уходить совсем не хочется. Были даже мысли, что так как на сцене Slope выступает много “новичков” и местных бельгийских групп, то организаторы намеренно заморочились, создавая столько удобств в одном месте. Лежишь, отдыхаешь, незаметно для себя запоминаешь имена и гитарные рифы. 

Еще один плюс, который изначально казался минусом — это электронные табло. Они выполняли роль индикаторов пропускной способности крытых сцен и первой фан-зоны Main Stage. С точки зрения безопасности — задумка и реализация отличные. Если светились зеленые стрелки над входом, то место внутри есть и зайтти можно. Но единожды мы все-таки испытали легкий стресс, когда на подходе к The Barn одна за другой эти зеленые стрелки поменялись на красные кресты. Даже припустив со всех ног и налету обливаясь пивом за три евро, нас ждало поражение. Пока мы добежали зал был заполнен и закрыт для входа. Зато благодаря этому опыту стало проще ориентироваться в расписании и планировать любимых артистов заранее, дожидаясь всех друзей  “у бортика, справа от экрана”. А там уже кому как повезет.

Стоит отметить важную черту фестиваля – инклюзивность. Тут это настолько в порядке вещей, что все просто не замечали удобств, предназначенных для людей с ограниченными возможностями. Во-первых, сцены были оборудованы отдельными подиумами в несколько ярусов, а коляски без вопросов пропускали даже на «выходах» (и никто не возмущался: «а почему мне нельзя!»). Все подходы к кемпингам, сценам, фудкортам – с широченными пандусами. А от Main Stage шла дорога к отдельному выходу из фестиваля и благодаря ней в конце дня была возможность беспрепятственно и быстро отчалить, не продираясь сквозь толпу. 

Но поражал даже не сам уровень подготовки. А то как люди на колясках, в гипсах, с костылями спокойно проходили к сценам, лежали в гамаках и на газонах, стояли в очереди и вообще не вызывали какого-либо дополнительного внимания. Мне кажется, эта «отрешенность» – является лучшим показателем внимания и заботы организаторов о каждом своем фестивальщике.

Фото: Jokko, Jason Asare, Ben Houdijk
Фото: Jokko, Jason Asare, Ben Houdijk

ЕДА

Сразу хочется отметить, что Rock Werchter — дорогой фестиваль. Отчасти, потому что Бельгия страна не бюджетная. Еще одна причина — изолированность от городской инфраструктуры с ее магазинами и заведениями. Минимальная покупка обходилась нам в три евро — будь то бутылка воды, колы, или пиво. Расплачиваться следовало талонами, которые легко и без ощутимой очереди покупались в пунктах обмена. 

В кемпинг разрешалось проносить любые жидкости, в том числе крепкие алкогольные напитки, если они не в стеклянной таре. С одной стороны — удобно, учитывая бесплатные автобусы до Левена и супермаркет в получасе езды. С другой — на территорию самого фестиваля со своими напитками нельзя. А из-за насыщенности лайнапа, время для распития крепкого алкоголя под палаткой оставалось примерно с двух часов ночи до восьми утра. Перспектива джина на завтрак — это, конечно, богема. Но пять дней так не протянешь, тем более, когда в обед палатки и все их содержимое сильно нагревалось..

Отдельного уважения заслуживают разнообразие еды, ее качество и размеры порций. Фудкорты на любой вкус: вьетнамская, тайская кухня, фрукты, лапша всех видов, начосы с гигантским шаром гуакамоле, фалафели, картошка, пита, свежая выпечка и, конечно, вафли. Было все, на что хватило гастро-фантазий. Одной порции достаточно для двоих, а цены стартуют от 2 талонов — то есть, 6 евро. Утром мы питались в кемпинге. Тут организовался некий шведский стол, с неплохим кофе, йогуртами, мясо-сырной нарезкой, свежими фруктами и круассанами. Каждый продукт имел свой прайс и можно было собрать идеальный завтрак, особенно если взять всего понемногу и потом делиться. 

Таким образом, за день бюджет укладывался в 10-15 талонов, так что даже экономному фестивальщику необходимо было не меньше 30 евро в сутки.

МУЗЫКА

Если ты, дорогой читатель, добрался сюда, то тебе действительно интересно узнать как это — сорвать голос, подпевая артистам о которых мечтал много лет. И хотя физически успеть везде было невозможно, а ключевые имена лайнапа часто пересекались, Rock Werchter побил все рекорды по актуальности и ожиданиям даже у опытных музыкальных путешественников.

Первый день мы начали с перформанса душевного Ólafur Arnalds. Несмотря на слаженность и затягивающий магнетизм исландца, немного испортил впечатление звук, который не успели выстроить по всему периметру шатра. Хотелось сидеть, лежать, медитировать. Но опускаясь ниже полутора метров, вся красота смешивалась в непонятную какофонию. Пришлось жертвовать первоначальным состоянием, подбираться к самому бортику и уже оттуда уплывать к зеленым мхам, ледникам и черным пляжам. К счастью, такой звук был только на первом выступлении. 

Мы прокачались под дерзкую женщину — солистку Bang Bang Romeo, понаблюдали за крайне выразительной мимикой Vance Joy, не влезли и слушали снаружи странно-притягательную Charlotte Gainsbourg. Ускакали в закат с Bastille: то подпевая во весь голос, то развалившись на газоне и танцуя только руками.

Хедлайнеркой первого дня стала P!nk. Со времен последний нашей встречи на Sziget 2017, певица успела выпустить два альбома: “Beautiful Trauma” и “Hurts 2B Human”. Ее шоу стало еще динамичнее, а за счет постоянной смены настроения, фокуса и костюмов — у слушателя не оставалось выбора, кроме как завороженно следить за происходящим на сцене. Ну, или над сценой. Или под сценой. Или на видео. Или за летающей певицей. Люди плакали, смеялись, танцевали и пели во весь голос. Музыку P!nk можно любить или нет, но стоит побывать хоть раз на лайве и становится ясно почему она — звезда первого эшелона с огромной, преданной аудиторией.

Фото: Lothar Baert

Второй день был самым жарким, не только потому что хотелось успеть все и везде, но и по причине рекордно высокой температуры – 37 градусов в тени. Казалось, мы должны были умереть от жары. Но бутылка воды на голову, Nothing But Thieves на сцене, фанаты в тусовке — и можно жить! Правда, только до конца сета, а потом спрятаться и расслабить глаза в тени крытой The Barn под Jungle. 

Пойти на Slope, чтобы визжать от счастья на британской рок-группе Yonaka. Залезть в толпу, прыгать, как в последний раз, рыдать, как будто вокруг никого нет. Было ощущение, что на сцене оголенный нерв, а музыка обрушивается волной так сильно, что оставалось подчиниться и тонуть. А потом ещё раз окунуться в умывальник и кричать под мейном все песни Weezer. 

Силы заканчивались, но никак нельзя было пропустить легендарных The Cure, с выступлением длинной в два с половиной часа. Это уже была не просто возможность прикоснуться к прекрасному, это практически сольник. Контрольный выстрел для всех скептиков и снобов ворчащих: “уже не те, оттенок помады не такой”. Эмоционально, мощно, глубоко. Сложно описать словами мурашки, когда слышишь вживую Boys Don’t Cry, Lovesong, Friday, I’m In Love.

Фото: Rafael Rocha
Фото: Rob Walbers, Koen Keppens, Ben Houdijk, Jokko
Фото: Rob Walbers, Koen Keppens, Ben Houdijk, Jokko

Закрывали второй день Tool. Точнее, открывали следующий — их выступление длилось полтора часа, почти до двух часов ночи. Не являясь фанаткой, мне сложно судить о том, как это было. Поразила преданность людей, которые приехали ради любимой группы, ждали весь день на адской жаре, а потом откуда-то нашли в себе силы творить под сценой абсолютное сумасшествие. 

Третий день отмечен тем, как много мы расслаблялись и засыпали у железных бортиков крытой сцены Klub C. Издалека любовались бедрами Miles Kane и оживленными криками его фанатов.  Хором пели “Where’s My Love” и вообще сильно прониклись SYML — сольным проектом Брайана Феннелла, в бывшем участника группы Barcelona. Восхищались образностью и сексуальностью King Princess

Очень ждали выступления Aurora и не зря — она будто открыла портал в какую-то скандинавскую легенду и вела нас, как проводник, к чудесам параллельного мира. Ее незабываемый тембр голоса на подкорке записался в голове и звучал потом еще очень долго, как эхо. Как приятное, волшебное сумасшествие.

Которое сменилось сумасшествием совершенно другого рода, как только на Main Stage вышел Macklemore. Бен Хаггерти — король вечеринок во плоти. Его энергетика и прекрасное чувство юмора зарядили толпу до состояния экстаза. Казалось, не было тех кто не прыгал, не орал Thrift Shop или Glorious, не обнимался и не улыбался от счастья. 

Единственный вопрос, который остался после — как с этим справится Флоренс Уэлч, совершенно другая по настроению, смыслам и музыкальной наполненности? Однако, на Florence + The Machine все дружно уверовали. Начиная от прыжков в толпу и объятий с фанатами, заканчивая разбитыми в кровь коленями – Фло рвало на части. А мы стояли и смотрели, не в силах шелохнуться, поднять телефон, опустить взгляд. Только выкрикивая обрывки текста «Cosmic Love”, “Big God”, “Shake It Out”. Будто все, что долго копилось внутри, сейчас нашло свой выход и стало так легко, как никогда.

Фото: Rob Walbers, Koen Keppens, Ben Houdijk, Jokko
Фото: Rob Walbers, Koen Keppens, Ben Houdijk, Jokko

В тот момент казалось, что куда еще эмоциональнее, искреннее. Казалось, пока на сцену не вышли хедлайнеры третьего дня — Mumford & Sons. И это было настолько интимно, что слов я так и не нашла до сих пор. Подобные моменты хочется вспоминать потом, через много лет, услышав знакомую гармонию в какой-то из песен. У такие концертов ценность гораздо выше цены входного билета.

Финальный день начался в компании прекрасых женщин: манифестирующей красотки Lizzo, страдающей в стиле поп-музыки середины девяностых – Grace Carter. Сексуальной, немного непонятной англоговорящему слушателю певицы Rosalia, а следом – нежной и застенчивой Laurel.

Нужно было так много успеть: ворваться в концентрацию абсурда и душевности с Mac DeMarco. Убедиться, что New Order живы и вполне еще могут раскачать людей с первых двух песен. Неожиданно проникнуться протестом и остросоциальными текстами Yungblud, который скакал по сцене в платье и розовых носках. И ждать двухчасовой кульминации в исполнении хедлайнеров — Muse

Фото: Jean-Christophe Massaux

Когда уже не единожды бывал на лайвах любимой группы, то ожидаешь получить знакомое удовольствие. Ждешь “то самое” интро к песне, помнишь в какой момент Мэтью наденет очки, знаешь что будет, если басист возьмет губную гармошку и будет томно расхаживать по сцене. 

На фестивале Rock Werchter, Muse превзошли себя. Их всего трое, а было чувство, что перед глазами – оркестр. И дело даже не в огромном роботе-зомби, размером с Main Stage, не в джемах, которые смотрелись как импровизация и спонтанный крик души. Не в файерах, костюмах балета, вижуале или взрывах метафана. 

Это совсем другой уровень выступления и уровень артистов. Под сценой казалось, что даже если земля сейчас разверзнется под ногами и сойдет с орбиты — они продолжат играть, дирижировать толпой своими движениями, отточенным до мелочей. А мы продолжим орать что есть сил: «No one’s gonna take me alive. The time has come to make things right..”. Много ли в этом настоящей, живой музыки? Да. Много ли шоу-программы? Тоже да. Достаточно гениальные, чтобы быть настолько пафосными.

Пожалуй, это было самое мощное выступление, которое мне повезло видеть своими глазами когда-либо и, без сомнения, идеальный хедлайнер для финального аккорда.

Фото: Rob Walbers, Koen Keppens, Ben Houdijk, Jokko

АТМОСФЕРА

На Rock Werchter’е треть людей составляют фестивальщики в возрасте 45+. Они не лезут под сцену, не обливаются пивом, но исправно подпевают каждому артисту на сцене: не важно, P!nk или Yungblud. Они говорят на английском даже если получается французско-голландский, общаются, улыбаются и радуются так, будто это обычный выходной и каждый день играют Muse. 

Это вдохновляет. Я хочу видеть своих родителей в атмосфере, где они без оглядки могут танцевать и петь как в двадцать лет. Хочу видеть своих друзей, которые приходят не только сделать красивую фоточку, а отдаться моменту, не бросая косые взгляды на чьи-то складки на животе. Хочу видеть своих детей, которые не станут удивленно восхищаться удобными дорожками для людей с ограниченными возможностями. Для которых такой уровень организации – норма. Как будто это обычный выходной и каждый день играют Muse.

После поездки у меня остался всего один «итог». На фестах уровня Rock Werchter отчетливо видно как со временем и усилиями сможет выглядеть массовая фестивальная культура в Украине. Инклюзивная, толерантная, открытая, любого возраста. Объединенная музыкой и желанием праздновать жизнь, во всех ее проявлениях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.