В понедельник, 17 апреля, в киевском клубе Sentrum, несмотря на прохладу на улице, повеяло теплом Бейрута – на сцене выступала Ясмин Хамдан с лайв-бендом. Мы побывали на этом концерте и готовы рассказать, какую историю рассказала нам ливанская певица.
Для большинства украинских слушателей имя Ясмин Хамдан неизвестно. Даже ее появление как камео в фильме “Выживут только любовники” Джима Джармуша не передает всего ее очарования. Было опасение, что на сольник в Sentrum с ценой билетов свыше 500 грн соберется слишком мало людей. Опасения не оправдались. Людей было в меру для того, чтобы плавно покачиваться в такт музыке и иметь достаточно личного пространства для медитаций под арабские мотивы.
Чередование этих двух состояний было под контролем Ясмин. Свет менялся от тусклого, поставленным таким образом, чтоб зрители видели нечеткий силуэт, до кроваво-красного. Все это подкреплялось мягкими музыкальными переходами между песнями и бархатным голосом Ясмин, которым она обращалась к аудитории с просьбой поддержать ее.
Все песни Хамдан написаны на арабском языке, это смесь народных мотивов и образов с современным электронным и роковым звучанием. История, которую певица рассказывает в последнем альбоме Al Jamilat, скорее угадываешь, чем понимаешь. Так же получилось и на концерте – тебе не нужно понимать язык, чтобы чувствовать посыл.
В новом альбоме Ясмин стала менее наивной и это касается не только звучания, но и смыслового посыла. Она неоднократно рассказывала в интервью, в том числе и для Comma, что пытается осознать собственную злость по отношению к тому, что происходит на Ближнем Востоке и мире в целом, пережить жестокость и выплеснуть свои эмоции. На концерте эта злость, в отличие от студийной записи, переходила в скорбь, где нужно рычать – Ясмин стонала, где должна была проявиться твердость – голос дрожал.
Техника, которую использует певица – пение в два микрофона. Таким образом Хамдан создает эффект стояния в храме, эмоции разносятся эхом по помещению. Когда не знаешь текст, но понимаешь посыл, экстраполировать опыт на себя проще. То же самое происходило и на концерте, когда боль Востока лично для меня трансформировалась в боль нашей страны.
Но этот концерт не был политическим манифестом или патриотической балладой. Многие песни, как и знаменитая Hal, – не о границах и традициях. Они это о любви. И любовь, которую принесла Ясмин, нельзя охарактеризовать одним словом. Это поток, который охватывает разные чувства. Заметить его можно было, обратив внимание на реакцию публики – на лицах царили блаженная улыбка, непередаваемая грусть и холодная уверенность. В этом музыка Хамдан похожа на сеанс у психоаналитика, где ты сначала точно контролируешь, чем хочешь поделиться, а потом уже не можешь остановить то, что из тебя пытается вырваться.
Описывать свои ощущения от такого концерта сложно. Как и сложно объяснить подобную музыку в целом. Но подобные выступления очень нужны концертному Киеву – это андерграундная музыка мирового масштаба, которая умеет несмотря на барьеры в виде языка и специфичной культурной традиции рассказывать универсальные истории. Более того, Хамдан провела мастер-класс для музыкантов, показывая как можно при помощи незамысловатого освещения, живого бэнда и чистого голоса контролировать аудиторию на эмоциональном уровне.
Фотографии: Юлия Вебер/pre-party
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: