1110x80

Сила Востока: как история Ясмин Хамдан стала историей ее слушателей

Автор: Катерина Ятель 7521

В понедельник, 17 апреля, в киевском клубе Sentrum, несмотря на прохладу на улице, повеяло теплом Бейрута – на сцене выступала Ясмин Хамдан с лайв-бендом. Мы побывали на этом концерте и готовы рассказать, какую историю рассказала нам ливанская певица.

016-Yasmine-Hamdan-Kiev-1704

Для большинства украинских слушателей имя Ясмин Хамдан неизвестно. Даже ее появление как камео в фильме “Выживут только любовники” Джима Джармуша не передает всего ее очарования. Было опасение, что на сольник в Sentrum с ценой билетов свыше 500 грн соберется слишком мало людей. Опасения не оправдались. Людей было в меру для того, чтобы плавно покачиваться в такт музыке и иметь достаточно личного пространства для медитаций под арабские мотивы.

006-Yasmine-Hamdan-Kiev-1704

Чередование этих двух состояний было под контролем Ясмин. Свет менялся от тусклого, поставленным таким образом, чтоб зрители видели нечеткий силуэт, до кроваво-красного. Все это подкреплялось мягкими музыкальными переходами между песнями и бархатным голосом Ясмин, которым она обращалась к аудитории с просьбой поддержать ее.

Все песни Хамдан написаны на арабском языке, это смесь народных мотивов и образов с современным электронным и роковым звучанием. История, которую певица рассказывает в последнем альбоме Al Jamilat, скорее угадываешь, чем понимаешь. Так же получилось и на концерте – тебе не нужно понимать язык, чтобы чувствовать посыл.

008-Yasmine-Hamdan-Kiev-1704

В новом альбоме Ясмин стала менее наивной и это касается не только звучания, но и смыслового посыла. Она неоднократно рассказывала в интервью, в том числе и для Comma, что пытается осознать собственную злость по отношению к тому, что происходит на Ближнем Востоке и мире в целом, пережить жестокость и выплеснуть свои эмоции. На концерте эта злость, в отличие от студийной записи, переходила в скорбь, где нужно рычать – Ясмин стонала, где должна была проявиться твердость – голос дрожал.

Техника, которую использует певица – пение в два микрофона. Таким образом Хамдан создает эффект стояния в храме, эмоции разносятся эхом по помещению. Когда не знаешь текст, но понимаешь посыл, экстраполировать опыт на себя проще. То же самое происходило и на концерте, когда боль Востока лично для меня трансформировалась в боль нашей страны.

011-Yasmine-Hamdan-Kiev-1704

Но этот концерт не был политическим манифестом или патриотической балладой. Многие песни, как и знаменитая Hal, – не о границах и традициях. Они это о любви. И любовь, которую принесла Ясмин, нельзя охарактеризовать одним словом. Это поток, который охватывает разные чувства. Заметить его можно было, обратив внимание на реакцию публики – на лицах царили блаженная улыбка, непередаваемая грусть и холодная уверенность. В этом музыка Хамдан похожа на сеанс у психоаналитика, где ты сначала точно контролируешь, чем хочешь поделиться, а потом уже не можешь остановить то, что из тебя пытается вырваться.

Описывать свои ощущения от такого концерта сложно. Как и сложно объяснить подобную музыку в целом. Но подобные выступления очень нужны концертному Киеву – это андерграундная музыка мирового масштаба, которая умеет несмотря на барьеры в виде языка и специфичной культурной традиции рассказывать универсальные истории. Более того, Хамдан провела мастер-класс для музыкантов, показывая как можно при помощи незамысловатого освещения, живого бэнда и чистого голоса контролировать аудиторию на эмоциональном уровне.

Фотографии: Юлия Вебер/pre-party