Вчера в Киеве прошел второй, дополнительный совместный концерт групп The Gitas и Димна Суміш. Фронтмен обеих команд – Саша Чемеров, который последние 5 лет живет в США. Для The Gitas это были первые два концерта в Украине. Для Димної Суміші (ДС) – первые два за последние 6 лет.
В 2012 году, когда Димна Суміш ушла со сцены, эта группа успела стать культовой, но в узких кругах. В недавнем интервью фронтмен Саша Чемеров сам рассказал, что раньше они не собирали более нескольких сотен человек на сольный концерт. Но вот Чемеров возвращается после жизни в США и Димна Суміш сходу делает два солдаута в тысячном Sentrum. Оба концерта по версии киевских меломанов становятся лучшими если не за несколько лет, то за последний год точно. Как такое вообще возможно?
Где-то год назад мы проводили опрос среди подписчиков LiRoom о самых недооцененных украинских группах. В комментариях уверенно победила Димна Суміш. Это вызвало негодование некоторых читателей, мол, какая ж она недооцененная, если ее все знают. Казус в том, что о ДС заговорили где-то полтора года назад. Украинские меломаны вспомнили об «Океане», «Країні ілюзій», безумстве на концертах и затосковали.
Оказалось, что за 5 лет, пока Чемеров завоевывал Западное побережье, на нашей сцене так и не появилось ни одной группы подобного драйва и масштаба. Группы, под которую можно было и послэмиться вдоволь, и подпеть почти каждую песню, и со сцены прыгнуть как на видео с концертов Nirvana.
Чемеров все это чувствовал. И начал закидывать наживку. Сначала вышла ранее неизданная песня ДС, которая вызвала немалый ажиотаж и породила слухи о реюнионе. Саша и гитарист группы Сергей Мартынов вяло отбивались, рассказывая о том, что группа вроде как есть, а вроде как и нет, и вообще ничего не понятно. Главным событием, конечно, должен был стать выход пластинки основного проекта Чемерова – группы The Gitas.
Вышел альбом Beverly Kills, но не принес массового успеха ни за океаном, ни на родине. О сложностях шоубизнесовой жизни в Лос-Анджелесе Саша не стесняется говорить в своих интервью. А для Украины англоязычный грандж от The Gitas – музыка для поклонников жанра (и Димної Суміші).
После того как шумиха вокруг лонгплея спала, ДС опять начала подавать признаки жизни. Вышла еще одна песня. Саша начал скидывать в свой фейсбук новые украиноязычные тексты и непрозрачно намекать на возвращение. Венцом этой кампании стал пост, в котором говорилось, что если он наберет 3000 лайков, то ДС и The Gitas приедут в Киев. Пост набрал. Был объявлен концерт в Sentrum. Спустя 6 лет Димна Суміш собралась снова.
Я не хотел идти на концерт. Для меня Димна Суміш – это любимая группа моего бас-гитариста. Я знаю несколько их песен, но никогда не стремился попасть на концерт или приблизиться к Чемерову. Сейчас об этом не принято говорить, но я никогда не был фанатом группы.
Но и пропустить такое событие, особенно после всех отзывов и видео с дебютного концерта, было бы преступлением. Поэтому 18-го, на дополнительном концерте, я оказался в клубе Sentrum.
Знакомых было на редкость немного. Очень разнообразная публика – старше 25, приличная и явно настроенная на движ. В общем, ничего общего с концертами новой украинской музыки. В толпе таки наталкиваюсь на знакомого.
– О, Леша! Привет! Ты сегодня первый раз?
– Да. А ты?
– Я вчера вышел с концерта и сразу же купил на сегодня. Это охуенно! Ну сам увидишь.
После разогревания мантрами на сцену выходит Чемеров, бас-гитарист Сэл и Олег, штатный барабанщик Димної Суміші – группа The Gitas. Зал взрывается. Чувствуется сладкое ожидание грядущего действа. Колонки разрывает непривычно громкий звук гитар. The Gitas начинают.
После возвращения в Украину Чемерова стало резко очень много. На него набросилась пресса. Его фотки постоянно попадались в ленте Facebook и Instagram. Саша общался со всеми без разбору – от нишевых музыкальных СМИ до глянца. Казалось, что ему нет дела до того, кто хочет с ним говорить, он был готов отвечать на любые вопросы. При этом не был мил или услужлив. Прямо говорил, что вообще-то ему все это довольно сложно и он понимает, что людям концерт ДС нужнее чем ему. В общем, создавал впечатление эдакой заносчивой рок-звезды, которая возомнила о себе не пойми что.
Все эти ощущение стерлись после второй песни The Gitas. На сцене Чемеров оказался таким же, как и в интервью. Жестким, не шибко эмоциональным, но крутым. Он отлично поет и играет. Он явно знает себе цену. А роль магнита для зрителей выполняет Сэл – коренастый смуглый гватемалец, который создает безумную динамику на сцене. Подрывает зал, прыгает, носится из стороны в сторону, стейдждайвит. The Gitas сыграли всего несколько песен и этого показалось недостаточно. Очень мощно, очень хорошо. И это никакой не разогрев.
Начинается пауза. Те, кто уже успел послэмиться, вытирают пот со лба и идут за пивом. Через минут 15 картинка на экране меняется и на сцену выходят те, кого ждали так долго – Димна Суміш. Чемеров в совсем другой одежде и c совершенно другим настроем.
Начали мягко и ласково – с «Листи» и «В Країні ілюзій», а дальше понеслось. Вместе с группой на сцене работают как минимум пару ребят, которые подрывают зал. Именно они поливают всех водой и первыми прыгают на руки фанатов. Потом становится ясно, что охраны под сценой нет и, кроме комплексов и сдержанности, между тобой и группой ничего не стоит. Так на сцене оказывается все больше людей, прыгающих в толпу. Тех, кто задерживается слишком долго, сбрасывают все те же двое, которые все это начинали.
Чемеров не из тех артистов, которые будут требовать от зала вести себя прилично и внимать каждой ноте. Он одновременно сливается с публикой и остается сам по себе. Люди в свою очередь отрываются на полную, но не бездумно. Аудитория четко улавливает настроение песен. Четко чувствует, где не стоит вмешиваться в происходящее на сцене, а где можно не сдерживать себя. При этом отчаянно орет все песни наизусть.
В общем, в зале творилось что-то нереальное. Я такого еще ни разу не видел ни в Киеве, ни на фестивалях. Возможно, я просто не был на «правильных» концертах. Но что-то мне подсказывает, что не только для меня это был новый опыт. Говорят, что в первый день было еще безумнее.
Было три биса. На одном из них Чемеров отдал гитару Леше Богомольному, спрыгнул в зал и вместе со зрителями спел «О Боже мій». Финальный бис был похож на прощание. «Не мовчи» под одну гитару, с друзьями, которые сидели и на сцене, и в зале. Два прожектора, благодарные взоры слушателей и один рок-герой на сцене.
После концерта музыканты вышли под Sentrum, где еще долго общались с поклонниками, фотографировали и пели. Похоже, Чемеров решил отдать себя полностью. Почему-то кажется, что в ближайшие пару лет концертов Димної Суміші ждать не стоит.
Так в чем феномен? Почему Димна Суміш, которой не было на радарах более 5 лет, смогла так разворошить украинскую публику? Я думаю, что дело в остром недостатке новых музыкальных героев. У Чемерова есть все, чтобы быть рок-звездой. Он прекрасный музыкант, отличный автор песен, фактурный персонаж со сложной биографией и сильной жизненной позицией. Музыка Димної Суміші по-своему универсальна. Она достаточно тяжелая, чтобы под нее можно было слэмиться весь концерт. Она достаточно попсовая, чтобы ее было легко запомнить. Она достаточно осмысленная, чтобы находить в ней самого себя и ситуации из жизни.
Ну и главное – за эти шесть лет у группы так и не появилось достойных конкурентов. Может быть они есть где-то в подполье, но людей на концерте не хватит даже для приличного стейдждайва.
Фото: Оля Закревская
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: