Как разогреть Океан. Путь Fontaliza на НСК «Олимпийский»

От концертов в клубах областных центров — на самую большую площадку страны” — остроумно заметили в комментариях к новости о том, что горловская группа Fontaliza будет разогревать Океан Ельзи. Ребята и вправду отыграли в большинстве маленьких и больших клубов по всей Украине, объездили их с самыми разнообразными кавер-пати и презентацией дебютного альбома. Fontaliza давали по 5 концертов в неделю, переезжая с места на место, но никогда доселе не выходили на стадионную аудиторию.

За 3 недели до концерта

Клуб «Бетон» в индустриальном районе Киева, Muse и Placebo кавер-пати. На сцене группа Fontaliza. Уже четвертую песню подряд Паша (Павел Холошев — солист группы — прим.) отчаянно пытается собраться. Гитара, с которой он выступает последние несколько лет, аккурат перед концертом дала сбой. Посреди песни инструмент просто отключается. Для ритм-секции (Артем на ударных и Игнат на басу) такие казусы не в новинку, они продолжают валить свою партию и включаются в куплеты и припевы, ориентируясь на Пашу.

Но зал не замечает этих мелочей, они любят Muse, они любят Placebo и да, они уже любят Fontaliza. Ребят зовут на бис, они душераздирающе исполняют Meds и уходят в гримерку.

Смешанное настроение. Те, кто пришли впервые – в восторге. Те, кто слушают Fontaliza в который раз, чувствуют, что что-то было не так, но до конца не могут понять, в чем проблема.

За полторы недели до концерта

«Леша! У меня для тебя есть новость, но только никому пока не говори, чтобы не сглазить!» — звонит мне PR-менеджер группы и рассказывает о том, что их собираются пригласить на разогрев к Океан Ельзи, на их концерт, посвященный 20-летию группы на НСК «Олимпийском» в Киеве. Задаю вопрос, который первым приходит в голову:

— А почему именно вы?

— Океанам хотелось бы, чтобы их разогревала хорошая группа с Востока. И им посоветовали именно Fontaliza.

— И всё?

— Ну да. Кстати, ребятам [из Fontaliza] тоже не говори. Не хотим их расстраивать, если вдруг не выйдет.

За неделю до концерта

Встречаюсь с группой в одном из небольших клубов Киева, за обедом. Ребята не отрываются от телефонных разговоров. Только что разошлась информация о том, что они будут выступать на разогреве у Океанов. На лицах смешанное чувство – радость и сомнение одновременно. Паша наконец открывается от телефона:

— Звонил Святослав [Вакарчук]…

— Что говорил?

— Начал со слов «Привет, а у нас, кстати, тоже есть песня «Вставай».

Смеемся. Атмосфера слегка разряжается. Обсуждаем, что Океаны подошли к вопросу очень основательно. Окончательное решение принимал Святослав после прослушивания последнего альбома [Under The Floor]. По этой же причине и звонил, чтобы обсудить, как ребятам лучше составить сет-лист, учитывая, что ОЕ поют на украинском, а Fontaliza на английском и русском.

— Кстати, Леш – обращается ко мне Паша, — у меня ж акустики [акустической гитары] нет, и электруха [электро гитара] лажает. Можешь одолжить на концерт свои гитары..?

За день до концерта

Репетиционная база на Лукьяновке, утро. Паша берет гитару в руки, подсоединяет к своему незатейливому педалборду (не более 5 педалей). Скажу честно, я даже не предполагал, что не самый дорогостоящий Fender может так звучать. Оглушающий звук, мощнейшая подача. Когда-то звукорежиссеры Билли Джо Армстронга (солист Green Day) говорили, что на его простейшем Fender’е исконно «гриндеевский» звук способен выдать только он за счет размашистой подачи правой рукой. Аналогичная ситуация у Паши. Звук Fontaliza может выдать только он, и никто больше.

Сходимся на том, что гитара отличная, но слишком резкая. Вечером ребята едут в Гитарный Дом выбирать основный инструмент для концерта. После нескольких выступлений с отключением аппаратуры вполне логично перестраховаться. В результате, на сцене были аж четыре гитары – основная Пашина (использовалась на одной песне), фирменный Gibson, арендованный в  Гитарном Доме (на которой Паша отыграл концерт), белый Fender (который, слава Богу, не понадобился) и полу-акустика.

День концерта

К 16:00 подъезжаем к стадиону. Сцена уже стоит, свет – почти. Fontaliza чекается. Океаны отчекались раньше. По Олимпийскому раскатывается звук инструментов. Саундчек на стадионе вызывает жутковатые ощущения — слишком большое пространство, слишком много места. Но, наверное, к этому можно привыкнуть.

Организаторы — с чувством юмора. Табличка перед гримеркой Fontaliza

Ребята заметно переживают о том, как с ними будет общаться команда ОЕ. Обычно к группе на разогреве отношение довольно скептическое. Но Океаны в этом плане радуют – все очень дружелюбно настроены и четко выполняют свою работу. Посреди чека приходит Влада Опсеница – нынешний гитарист ОЕ, жмет ребятам руки, желает удачи.

Влада Опсеница (гитарист Океан Ельзи) и Паша Холошев на саундчеке перед концертом

Звук настроен, группа уходит в гримерку. Еще один приятный момент – кейтеринг Океанов распространяется и на Fontaliza. Видно, что ОЕ относятся к концерту, как к одному целому, каждый элемент которого одинаково важен – от цветов браслетов на входе, до комфортного ощущения разогревающей группы до и после концерта.

Самый нервный момент – между саундчеком и концертом. Fontaliza начинают все больше переживать, но отвлекаются проверенными методами и разговорами. Пишут трек-листы, думают, что стоит говорить со сцены, а что – нет. За 20 минут до выхода обсуждаем с Пашей последний альбом Band Of Skulls и технику игры Тома Морелло. 19:55, Fontaliza поднимается на сцену. Включается видео-приветствие Святослава Вакарчука. «У вас ровно 35 минут!». Пошел первый аккорд.

Первая песня (Unsung Hero) — на нервах. Ребята привыкают к сцене и невероятному количеству людей. Вторая (Spineless and Sublime) — уже более уверенно. Первая фан-зона начинает реагировать. Понемногу становится заметным движение во второй «фанке». Паша чувствует себя все более уверенно и начинает общаться с залом. Третья песня – Needle In Your Vein, которой даже нет в записи. Она из предстоящего альбома. Четвертая – заглавная из последнего – Under The Floor.

И тут становится ясно, что Fontaliza писала правильную музыку для таких масштабов. Under The Floor раскрывает их как стадионную группу. Большинство команд просто теряется на таком уровне по разным причинам: слабая аппаратура, песни, не подходящие для большой аудитории, неумение вести себя на сцене и т.д. У Fontaliza всех этих проблем нет. Почти вся первая фан-зона начинает хлопать в такт и подтягивается вторая. Мы немного нервно, но радостно переглядываемся в этот момент с директором группы, стоя за сценой.

Паша общается с публикой совершенно искренне и немного смущенно. Честно признается, что для них этот концерт — неожиданность и большой успех. И искренность не остается незамеченной.

Пятый трек – Anarchy Is On My Mind. Шестой – русскоязычная Не устану. В ход идет полу-акустика. В небольшой паузе между песнями зал начинает кричать «Молодцы». Неожиданно и приятно. Тем временем, хронометраж выступления исчерпывается. Fontaliza заходит на последнюю песню Левиафан. «Ну, кто теперь твой кумир?» — заканчивает свое выступление группа и уходит в аутро на пару минут. Лицо директора белеет, поскольку остановить группу посреди проигрыша невозможно, а время выступления уже вышло. Но это тот случай, когда группа почувствовала настрой аудитории и приняла правильное решение. Дополнительные 2 минуты поставили жирную точку в выступлении. Паша еще раз представляет группу, благодарит ОЕ за возможность их разогреть и, в лучших традициях, намекает толпе, что скоро стоит ожидать главное событие вечера.

На выходе со сцены группу встречают Шуров, Хусточка и Гудимов и благодарят за концерт.  «А хороший формат у группы. Трио. Сейчас это модно и видно, что парни хорошее музло слушают» — с улыбкой делится впечатлениями первый гитарист ОЕ, и просит подробнее рассказать о группе.

Уходим в гримерку, наталкиваемся на журналистов. Пожалуй, впервые ребята были «нарасхват». После череды интервью выходит Вакарчук:

«Спасибо ребят! Я, к сожалению, смог послушать только одну песню, но вы молодцы, — перекидывается еще парой слов с Пашей и добавляет, — ну, а скоро мы выступаем, приходите, будем рады!» — и уходит переодеваться.

На лицах ребят не заметно того, что уже успели «словить звезду». Они собирают аппаратуру, жадно пьют воду. Все то же самое, что и делали три недели назад в «Бетоне». Разница только в том, что вокруг 70-тысячный стадион. Обсуждаем концерт буквально поминутно. Определяем, что было верно, что нет, как отреагировала публика, что стоило говорить, а что – нет. Пересекаемся с Милошем Еличем и Денисом Дудко. На этот раз уже Fontaliza желает им удачи перед выступлением. Те благодарят ребят, и зовут на концерт.

«Вставай, пий чай з молоком, молися на теплий душ!» — начинается грандиозное шоу. Все вместе выходим из гримерки и идем в первую фан-зону. Туда, откуда все начиналось еще тогда, когда ребята даже не держали гитары в руках. Но концерт ОЕ – это уже совсем другая история.

До самого последнего момента не было стопроцентно понятно, выдержат Fontaliza испытание толпой или нет. Выдержали, справились, и заслужили «Молодцы» от заполненного «Олимпийского». И это очень дорогого стоит. Все-таки Океаны не ошиблись с выбором разогрева. 

Текст: Алексей Бондаренко

Фото: Дарья Синельникова, Евгения Люлько, Дмитрий Комиссаренко, Олег Гордиенко, Алексей Бондаренко, Анастасия Гижа