Как украинской группе выступить в Германии

С 20 по 23 апреля в Дрездене проходила музыкальная конференция MusicMatch, посвященная вопросам музыкального и фестивального менеджмента в Саксонии, культурной интеграции, международным коллаборациям и букингу. В этом году главным акцентом стал вопрос сотрудничества с Восточной Европой и местными культурными институтами. Особенный резонанс вызвала дискуссионная панель «How to get my band to Germany», где букеры из Дрездена, Берлина, Мюнхена и других городов делились своими секретами выбора артистов, правилами международной коммуникации и успехами дальнейшего сотрудничества. Все их советы носят универсальный характер, поэтому могут быть использованы в любой стране.

Почему именно Германия настолько привлекательна для всех европейских групп? Ответ прост: она находится в центре Европы и проезд через ее территорию очень часто становится самым быстрым и удобным путем из точки «А» в точку «В». Кроме того, там развита структура малых и средних клубов до 200 человек, которые под силу собрать даже малоизвестному исполнителю. Ну и, конечно же, небольшие доходы в евро – это, зачастую, больший доход, чем заработок в гривне.

Фото: Berlin Music Week
Фото: Berlin Music Week

Что же нужно делать, чтобы устроить концерт вашей группе за границей? Есть масса трюков и неписаных правил, которые можно использовать.

Государственная поддержка

В Европе существуют так называемые офисы музыкального экспорта, которые покрывают логистические издержки музыкантов при выступлениях в других странах. Международные организаторы советуют использовать их в первую очередь, потому что таким образом можно покрыть солидную часть затрат в туре. А именно логистика зачастую становится главной проблемой для международных гастролей начинающих артистов.

Со стороны государства это дополнительные баллы к международному престижу и стимул для развития молодых музыкантов. В Украине, к сожалению, пока таких программ не существует. Но Министерство иностранных дел сейчас занимается разработкой проекта для предоставления тревел-грантов для молодых украинских музыкантов.

Здесь есть еще один трюк: если вы подписаны на, скажем, французский лейбл, он может подать заявку на поддержку своих артистов и, соответственно, ваш тур будет поддержан.

Презентационный пакет

У музыкантов всегда должен быть красиво составлен «пакет» интересностей о себе, который поможет местному организатору «продать» вашу историю своей аудитории. Это должна быть хорошая запись, несколько живых видео, фотографии хорошего качества и какой-то интересный момент, который качественное отличит вас от сотен других команд.

Международные промоутеры признаются, что артистам необязательно петь на английском. Ваши тексты могут быть даже на каком-то неизвестном аудитории языке, это может стать даже дополнительной изюминкой в выступлении. Но здесь тоже существует важный нюанс: чтобы вас все же поняли, вы должны обладать шармом и возможностью донести свое послание иными способами.

Никогда не высылайте кучу информации, крупные файлы для скачивания, аморфные описания вашей музыки («Они как Nirvana, Black Sabbath, Queens oft he Stone Age» и миллион других). Будьте краткими и лаконичными в описании своего творчества: несколько предложений с цельной историей (чтобы заинтересовать), описанием жанра (никто из организаторов не любит выискивать их) и линки на ваше творчество (не файлы). Помните, что в вас есть меньше минуты, чтобы заинтересовать промоутера своими материалами.

Подготовка

Наведите справки о схожих выступлениях групп вашего жанра и местах, где они проходили. Если промоутеры работают с фолком, никто и не посмотрит в сторону метала. Составьте базу данных мест и людей, которые вас интересуют, и целенаправленно ее прорабатывайте.

Самое главное: никакой массовой рассылки. Всегда персонализируйте каждое ваше письмо, потрудитесь найти именного того человека, который занимается составлением программы в интересующем вас клубе, узнайте что-то интересное о нем. Если вы укажете это в своем первом предложении, вероятность того, что на вас обратят внимание, намного возрастет. Все немецкие промоутеры единогласно подтверждают, что они до сих пор главным рабочим инструментом считают имейлы и стараются читать все письма, которые им приходят. Отвечают же единицам.

Команда с вами

В Германии прослеживается такая тенденция: молодые или мелкие клубы и промоутеры предпочитают общаться напрямую с группами (потому что агентства часто неоправданно завышают гонорары) и это дает им достаточную гибкость в планировании. Крупные концертные залы предпочитают работать исключительно с агентствами, уменьшая риск «несознательности» артиста, плохого выступления или проблем с документами. К тому же с такими музыкантами, как правило, уже работает целая команда профессионалов (PR, менеджер, тур-менеджер, иногда – лейбл), что в некоторых случаях подтверждает надежность и стабильность фан.базы, активность на рынке и будущую помощь в промо.

Кстати, что касается промо – это тоже краеугольный камень в начале работы. Ваши социальные сети должны быть яркими и активными, у промоутера это создаст впечатление о надежности исполнителя. Для них это означает, что вы серьезно относитесь к своей популяризации и что у вас есть поклонники. Не думайте, что если вас все же пригласили выступить в заграничном клубе, дело в шапке и от вас больше ничего не требуется. Промо должно быть обоюдным, на это надеется и местный промоутер, который вам дает шанс.

Обратитесь в Посольство Украины в стране вашего выступления. Оно сможет разослать приглашение на ваш концерт диаспоре, с которой всегда поддерживает контакт. Например, все организаторы очень любят приглашать группы с Южной Америки. С какой бы страны они ни приехали, все испаноязычное население города на них обязательно придет.

Обратите внимание на схожие местные группы в вашем стиле. Пригласите их выступить с вами в качестве специальных гостей, чтобы привлечь их фанатов. Банально пригласите всех друзей и знакомых, которые могут быть в тот вечер у вас в городе. Если вы проделаете всю эту работу, промоутер увидит в вас грамотного заинтересованного партнера и в дальнейшем будет радостно приглашать, и рекомендовать коллегам в других городах.

Ваш стиль

Промоутеры ищут возможность сделать свою программу разнообразной и интересной, поскольку понимают, что у них борьба за каждого человека из аудитории действительно нешуточная. Сложно сказать, что украинская музыка им интересна. Но если им придет предложение от какого-то фриковатого яркого артиста, который поражает своим имиджем и поет даже на каком-то карпатском диалекте, шансы выступить у него значительно выше, чем у очередного инди-рок бенда. Таких и дома хватает.

Ранняя подготовка

Европейцы любят планировать. Немецкие клубы в апреле букируют ноябрьскую программу. Швейцарцы продумывают лайнапы на год (!) вперед. Поэтому если вы за 3 месяца захотите нарешать себе несколько выступлений, не стоит надеяться на хорошую дату или место. Этот нюанс касается клубов с полным звуком.

Если же какой-то сингер-сонграйтер захочет выступить, то и опций у него намного больше, да и для организатора это один из самых приятных вариантов с логистической точки зрения. Так что одному может получиться устроить концерт и в следующем месяце. Другой вопрос – достаточно ли времени для промо.

Girl power

Сейчас в Берлине приняли новый закон (пока он действует не по всей Германии): лайнап заведений, которые финансируются из местного муниципалитета, должен на 50% состоять из женских коллективов. Так что для барышень шансы увеличиваются из-за возможного стечения обстоятельств что надо будет «дотянуть» до квоты.

Схожая тенденция наблюдается во многих других странах, особенно на фоне последних исследований мировых фестивалей, где процент выступающих на них девушек порой не составляет даже 20%.

Механика работы:

1. Собрать яркий пресс-пакет.

2. Составить базу данных клубов и прямых контактов промоутеров и проработать их.

3. Изучить возможности финансирования тура в разных странах.

4. После букинга даты провести промо-кампанию вашего концерта.

5. Поддерживать прямой контакт с промоутером для дальнейшего сотрудничества.


Если просуммировать все вышесказанное, то видно, что международное промо – это серьезный длительный процесс, который сможет окупиться совсем нескоро. Но чем дольше и последовательней вы будете им заниматься, тем легче станет устраивать каждый следующий концерт. Удачи!

Автор: Алена Виолаторка

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.