Конор Оберст: «Мне кажется, люди считают мои песни гораздо более автобиографичными, чем они есть на самом деле»

Конор Оберст, основатель и лидер группы Bright Eyes – не «Новый Боб Дилан», как его, в свое время, называл почти каждый музыкальный журналист. Клиширование Диланом вообще используют слишком уж часто. Не «Нил Янг 00-х», как считают многие поклонники Оберста, сравнивая взлеты и падения в карьерах обоих исполнителей. Пусть и окопавшись все в том же фолк-роке, Конор протоптал своей музыкальной самобытностью абсолютно обособленную тропу. Но каково ее влияние! Оберст, с проникновенно дрожащим вокалом и поэтической глубиной текстов, без преувеличения – одна из самых значимых фигур в инди-фолке начала XXI столетия.

19 мая Конор выпустил новую, шестую по счету, сольную работу – альбом «Upside Down Mountain». Несмотря на плотный гастрольный график, нам удалось взять интервью у человека , которого в 2008м году Rolling Stone назвал лучшим автором песен.

Привет, Конор. Прежде всего, поздравляю тебя с выходом «Upside Down Mountain». Это великолепная, долгожданная запись. Теперь к вопросам… Ты подписал контракт с мэйджор-лейблом (Nonesuch Records принадлежит WMG – прим. ред.). Новый альбом сразу получил исключительно положительные отзывы. Ты снова в большом турне. Как ощущения, после покорения этой вершины?

Отлично! Я был на гастролях практически весь прошлый месяц, здорово провел время. Ребята из Калифорнии, Dawes, выступали у меня на поддержке. С ними было действительно замечательно играть. В целом, счастлив, что выпустил новые песни,  и что они, вроде бы, хорошо заходят вживую.

«Upside Down Mountain» – цельный, сбалансированный альбом. И очевидно, что ты потратил немало нервов и времени, чтобы довести до ума каждый штрих в песнях. Какой трек было тяжелее всего создавать/записывать?

С каждой песней были свои проблемы, но я думаю, что наибольшие правки пережила Artifact #1. У нас было 3 или 4 существенно отличающихся версии этой песни, прежде чем мы остановились на той, которую ты слышишь в альбоме. Но это один из моих любимых треков.

В недавно вышедшем клипе на твою » Zigzagging Toward the Light » есть момент, когда голос за кадром просит тебя: «Покажи, что у тебя в голове». Довольно иронично, учитывая, что ты и так , будто, раздаешь себя по кусочкам в каждой песне. Есть в твоей искренности граница, которую ты, как автор песен, никогда не перейдешь?

Мне кажется, люди считают мои песни гораздо более автобиографичными, чем они есть на самом деле. То есть, да, все фильтруется моим мировоззрением, что-то основано на реальном опыте, но в процессе написании моих песен также  много наблюдения и эмпатии. Речь идет не о передаче моего собственного опыта, но больше о стремлении к универсальной истине, с которой каждый может себя соотнести.

Можешь немного рассказать о процессе написания своих песен? Есть какое-то специальное место для вдохновения? Тебе вообще нужны особые  условия?

Начинаю я с вокальной мелодии, затем пишу подходящие к ней слова. Нужно ждать вдохновения, не всегда оно есть. Я стараюсь быть готовым к его появлению. Необходимо найти момент умиротворения, чтобы отвлечься. Писать песни – это сродни мечтанию.

Будучи очень зрелой работой, «Upside Down Mountain» по-прежнему лежит в классических для тебя жанрах: фолк-рок и Американа. В 2005м году ты экспериментировали с электронным звучанием на «Digital Ash in a Digital Urn». Думал ли ты над тем, чтобы вновь попробовать другие жанры, двигаться дальше в экспериментах?

Абсолютно. Я хотел бы больше экспериментировать. Я всегда в поиске новых элементов и подходов, чтобы расширить звучание.

Ты пробовался на главную роль в фильме братьев Коэнов «Внутри Льюина Дэвиса».  Что это: попытка осуществить свою мечту и сняться в кино или желание попробовать что-то новое? И что еще важнее, собираешься ли ты строить актерскую карьеру в ближайшем будущем?

Ха! Нет, это как-то само собой произошло. Когда братья Коэны просят тебя пройти кастинг, ты обязан это сделать. Я, в принципе, никогда не задумывался об актерском ремесле, но я люблю фильмы, и было бы круто как-нибудь увидеть процесс их создания изнутри.

Каждый артист, так или иначе, нуждается в оценке его работы. Какую самую ценную похвалу или полезную критику ты получал и от кого?

В моем родном городе есть автор песен, зовут его Саймон Джойнер. Друг на всю жизнь и мой вдохновитель. Я часто отсылаю ему ранние версии своих песен, а он мне – отзывы о текстах. Он один из моих самых любимых текстовиков, так что для меня это много значит. Я не всегда следую его совету, но он всегда открывает мне глаза на мои же работы.

Ты недавно лестно отзывался о песнях Lorde. Какими еще исполнителями ты за последнее время проникся?

Да, она восхитительная! Она такой умный, необычный автор песен, я считаю. Другие исполнители, которыми проникся… Кортни Барнетт, Dawes, The Felice Brothers, Дженни Льюис, это навскидку…

Говоря о новых группах. Ты прошел успешный путь от домашней записи до туров по Северной Америке и Европе. Ты видел индустрию изнутри. Какие практические советы можешь дать начинающим? Чего им не хватает? О каких препятствиях они должны знать в первую очередь?

Просто играйте, когда и где вы можете. Интернет не заменит выступление в помещении перед незнакомыми людьми. Это сделает вас сильными. Не принимайте ничего как само собой разумеющееся. Играйте при каждом удобном случае и отдавайтесь этому полностью. Никто вам ничего не обязан. Вы должны это заработать. Вы должны хотеть этого. Верьте в себя и посрать, что люди думают о вас и вашей работе. Если вы верите в себя, вы переживете любых ненавистников или непостоянных поклонников.

И напоследок, Конор, ты был «indie» до того, как само это понятие стало общеизвестным. В те времена оно означало «независимый» от лейблов. «Do it yourself» был все еще вызовом. Как ты видишь «indie» сейчас? Изменили ли MySpace, Soundcloud и Bandcamp всю концепцию независимости для музыкантов?

Как я уже говорил, я не верю в интернет. Это не замена для игры вживую. Конечно же, есть средства, которые можно использовать, но самое главное — это работать над своими песнями, записями и живыми выступлениями. Все остальное не имеет значения. Только отвлекает. Оставайтесь верными вашему видению музыки, и вас будет не остановить.

 

Артем Рисухин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.