1110x80

Украинцы в Швеции: как пробиться на один из самых успешных музыкальных рынков мира?

Автор: Алена Gahan 8480

Население Швеции составляет около 10 миллионов человек. По европейским меркам, это довольно маленький рынок. При этом там раньше были такие мировые сенсации, как ABBA и Ace of Base, позже Roxette и Army of Lovers, теперь In Flames, The Hives, Jay-Jay Johanson, Pain, Ghost, Zara Larsson и другие, которые занимают уши меломанов по всей Европе, а то и дальше. Неплохая выборка как для такой компактной страны?

Дальше – больше. Кроме известных музыкальных коллективов, остальные профессионалы индустрии тоже часто являются выходцами из Швеции. Например, музыкант Макс Мартин, который писал хиты для Бритни Спирс, Тейлор Свифт, Кэти Перри, Пинк и Ашера, а также для Backstreet Boys и N’Sync. Второй яркий пример – Юхан Шустер, который сотрудничал с Maroon 5, а ещё занимал первое место в чарте Billboard в номинации «лучший продюсер». Третий (но далеко не последний) пример – шведский продюсер RedOne, писавший для Леди Гага, Ники Минаж, рэппера Pitbull и бойз-бэнда One Direction.

Наконец, именно в Швеции придумали самую крупную музыкальную сервис-платформу современности Spotify. И вишенка на торте: согласно исследованиям Джоэля Вальдфогеля и Фернандо Феррейры из Уортонской школы бизнеса, Швеция в пересчёте на ВВП по экспорту поп-музыки занимает первое место в мире. За ней в рейтинге следуют Канада, Финляндия, Великобритания, Новая Зеландия и США. А в 2010-х не менее 25% всех хитов №1 американского чарта Billboard были написаны шведами.

Это далеко не полный перечень причин, почему Швеция по заслугам считается одной из самых музыкально успешных стран мира. Что ей помогает быть впереди всех остальных? В этот нам поможет разобраться швед Тобба Андерcсон, владелец собственного лейбла, менеджер ряда музыкальных групп, председатель правления организации SOM, которая опекается 300 независимыми лейблами со всей страны.

К слову, именно он приедет на RespublicaFEST Conference and Showcase знакомиться с украинской молодой музыкой и искать новых партнеров для сотрудничества. Какие советы он может дать украинским артистам для международного успеха? Дальше – прямая речь.

RespublicaFEST Conference & Showcase (3)


Познакомиться с Тоббой Андерссоном можно будет 3 февраля на RespublicaFEST Conference &Showcase. Купить билеты можно по ссылке.


– Как государство поддерживает развитие музыкальной индустрии в стране?

– У нас есть заведения Kulturskolan. Это своего рода «культурные школы», где каждый желающий может учиться музыки бесплатно. Они спонсируются из госбюджета, но в каждом регионе развиваются по-своему. Уровень преподавания там очень зависит от того региона, где вы живете. Как правило, там можно обучиться игре на любом инструменте и дети хотят туда с самого маленького возраста.

Также есть организации под названием Studieförbund, которые финансируются государством, но курируются независимыми институциями. Это могут быть политические организации, религиозные объединения или самые обычные молодежные клубы. Там каждый может очень дешево (или вообще бесплатно) снять репетиционную базу, купить инструмент и получить уроки игры.

– Ок, у вас достаточно легко научиться играть на инструменте. А как обстоят дела дальше с концертами и клубами?

– Клубов у нас достаточно много. Но забукировать себе выступление действительно сложно. В основном это касается очень строгих правил на продажу алкоголя. Почти всегда вам нужно искать партнера-организатора, который может с этим помочь. Будь вы иностранной группой или шведской, все равно вам придется оплатить самостоятельно все расходы клуба и иметь документы в полном порядке.

Как же люди тогда работают? Во-первых, я с коллегами создал организацию Livemusik Sverige, которая является каналом нетворкинга всех промоутеров с клубами и ивентами: от маленьких панк-баров до самых больших национальных фестивалей. Также советую кооперироваться с местными командами. Именно так я поступал, когда сам занимался музыкой. Еще хорошо работают «обменные концерты»: вы у себя дома устраиваете выступление знакомой группе, после чего они помогают вам с концертом уже у себя дома.

А вообще, вырваться из этого замкнутого круга «середнячка» у нас достаточно сложно. Либо ты просто играешь музыку за пару бутылок пива и проезд, или ты уже постоянно находишься в дороге и собираешь аудиторию 700+ человек.

– Как же найти бар или концертный зал, в котором можно сыграть украинской команде?

– Конечно можно купить базу данных с прямыми контактами клубов, но все те, что я видел, очень некачественные и устаревшие. Как бы прозаично это не звучало, но нетворкинг решает все. Легкого и быстрого пути нет. Но я поделюсь еще некоторыми трюками на конференции в Киеве.

– Хорошо, допустим, что с клубом мы уже договорились. Как сделать хорошее промо концерта у вас?

– Социальные сети здесь очень сильны. Instagram – король, YouTube – действительно работающий инструмент, Facebook сейчас переживает спад интереса, но все равно хорош для сбора контактов и поддержки связи с товарищами. Олдскульные медиа уже непопулярны. Есть несколько хороших онлайн-порталов, которые пишут об актуальных событиях и молодых артистах. Также здесь Spotify играет достаточно большую роль. Когда вы едете в тур, вам нужно основательно поработать там с промо и плейлистами.

– Если говорить о профессиональном нетворкинге, насколько он важен в Швеции.

– Очень важен! У нас есть 2 больших шоукейс-фестиваля и конференции Metallsvenskan и Live At Heart. Первый – исключительно для метал-команд, второй же открыт для всех жанров и очень старается привлекать как можно больше международных коллективов. Также есть фестиваль Scorpio в феврале, куда, как правило, приходит много специалистов индустрии. Если вам нужен какой-то конкретный человек или направление, просто напишите мне, я с радостью поделюсь контактами.

– Если украинская группа захочет выпустить свою музыку на шведском лейбле, что для этого нужно?

– Опять же, сделайте свою домашнюю работу! С таким прекрасным инструментом как Google, фанатскими фан-зинами, журналами и прочими материала вы наверняка сможете найти нужных вам людей и их контакты. Кроме того, вы поймете, с чем каждый из лейблов можем вам помочь. Не тратьте свое время и энергию на массовую рассылку и попытки знакомства со всеми. Как правило, вам эти люди не подойдут.

Еще маленькое замечание: шведы учат английский язык с третьего класса и почти всегда на нем идеально разговаривают. Что должны делать и вы. Потому что резкий акцент может сыграть плохую службу. Или, как вариант, проработайте свой английский так, чтобы он стал частью вашего шарма и имиджа.

Опять же, независимые инди-лейблы, которым в перспективе вы можете быть интересны, очень ценят, если группа ведет свои соцсети сама. Для них это показатель серьезного отношения к делу и организованности. А со всем остальным они вам уже помогут.

– Вообще, независимые лейблы – это профессиональное занятие или все также хобби?

– В организации, которую я веду, SOM (Swedish Independent Musicproducers), более 300 представителей (компаний), и доля независимых формаций составляет порядка 25% от общего объема музыкального бизнеса страны (на 2016 год). Поэтому, можно сказать, что большая их часть – это one man-made project, Поэтому приходится искать работу еще и на стороне. Но с ростом заработков на диджитал-инструментах, можно сказать, что ситуация меняется к лучшему.

– Какие самые успешные лейблы в стране за последнее время?

– На данный момент я бы назвал Novoton, Startracks, Whoa Dad и Birds Will Sing. Недавно один мой друг основал лейбл для музыки, которая сделана исключительно путем написания ее штучным интеллектом (AI). Интересно будет посмотреть, чем это закончится. Не страшно, что в будущем музыкальны будут больше не нужны? (смеется).


Познакомиться с Тоббой Андерссоном можно будет 3 февраля на RespublicaFEST Conference &Showcase. Купить билеты можно по ссылке.


Текст: Алена Виолаторка
Фото: RespublicaFEST