Джем-сешн (или просто джем) – это импровизация, в которой принимает участие группа музыкантов. Как правило, она включает в себя последовательные соло участвующих. Джемы с 30-40-х годов ХХ столетия стали неотъемлемой частью джазовой культуры. В джемах рождались джазовые пьесы, проявляли себя великие музыканты.
Джем-сешны остались одним из столпов живой музыки. Они пережили более 70 лет и продолжают оставаться одним из самых интересных и захватывающих зрелищ. 20 февраля в киевском клубе Caribbean Club пройдет “Джазовый ринг” – мероприятие из двух частей. В первой можно будет наблюдать за состязанием альт-саксофонистов Бориса Могилевского и Ростислава Войтко. Судить поединок будет украинский джазмен Деннис Аду. Во второй части всех ждет масштабный джем-сешн со стейдж-бендом Dennis Adu Quintet.
Мы решили узнать, какими были первые джем-сешны легендарных джазовых музыкантов и рассказать вам об этом.
Купить билеты на “Джазовый ринг с Деннисом Аду” в Caribbean Club
Джон Колтрейн
Первая известная запись легендарного саксофониста Джона Колтрейна датируется 1946 годом. Молодой Джон служил на флоте в 1945-1946 году. Тогда же он впервые услышал Чарли Паркера и был покорен его музыкой. Колтрейн начал усердно тренироваться и играть с сослуживцами.
В июле 1946 на Гаваях был записан неформальный джем, в котором Колтрейн принимал участие. Позже, став одним из самых выдающихся саксофонистов своего времени, Колтрейн принимал участие в сотнях разных джемов. Часто вместе с Майлзом Девисом и Телониусом Монком.
Джон был завсегдатаем клуба Black Hawk в Лос-Анджелесе, который был меккой для местных джазменов. Клуб просуществовал до 1963 года и стал известен своими воскресными джем-сешнами, которые продолжались до самого утра.
Первый же, “гавайский” джем Колтрейна впервые вышел на антологии его творчества The Last Giant в 1993 году под названием Hot House (Jam Session). Его можно послушать ниже.
Чарли Паркер
Чарли Паркер стал одним из наиболее талантливых саксофонистов всех времен. Вместе с тем Паркер был тем, что сейчас можно было бы назвать рок-звездой, только в 50-х. На него равнялись, с ним хотели играть, его звали на концерты. Но Паркер страдал от героиновой зависимости из-за чего к концу жизни периодически пропускал выступления.
Первые известные записи Паркера были сделаны в 1937 году. Чарли начинал с переигровки джазовых стандартов Honeysuckle Rose и Body And Soul. Одна из первых записей Паркера датируется 1942 годом. На ней он играет Body And Soul во время джема в Канзасе. Записывалось все без помощи профессиональной аппаратуры. Точная дата записи неизвестна, возможно это 1941 год.
Телониус Монк
Джазовый пианист Телониус Монк в 1940 году получил работу в клубе Minton’s Playhouse на Манхэттене. Платили так себе, зато именно это место стало магнитом для джазменов того времени. Именно там Мон познакомился с Кенни Кларком, Диззи Гиллепсом и Чарли Паркером.
В начале 40-х в Minton’s часто проводили джем-сешны гитарист Чарли Кристиан и трубач Джо Гай. Аккомпанировал им Монк. Осталось несколько записей этих джемов 1941-го. Пускай даже пианист тогда не раскрывался в полной мере.
В 1944 Монк ушел из Minton’s, так и не добившись желаемой славы.
Сонни Ститт
Синно Ститт прошел долгий путь признания. Поначалу саксофониста обвиняли в копировании Чарли Паркера, но Сонни сумел выработать собственный звук и заслужить свое место в истории джазовой музыки.
Однако самая известная и забавная история об одном из ранних джем-сешнов Ститта принадлежит не ему, а Биллу Косби, который поделился ею в одно из американских телешоу. Пускай Косби сложно назвать легендарным джазменом, его уморительная история хорошо характеризует дух того времени.
Деннис Аду
В Киеве самые известные джазовые джем-сешны долгое время проходили в клубе “44”. Ведущий и судья “Музыкального ринга”, а также один из самых известных и востребованных украинских трубачей Деннис Аду рассказал нам о своем первом джем-сешне.
«Я помню свой первый джем. Он был в клубе «44» на Крещатике, 44. Я приходил туда слушать джаз каждое воскресение на протяжении нескольких месяцев, и в одно из таких воскресений просто пришёл послушать в очередной раз.
В стейдж-бенде тогда играли: Гёц Грюнберг — тенор саксофон, Юрий Койниченко — тромбон, Евгений Дидык — труба, Илья Ересько — фортепиано, Андрей Арнаутов — контрабас и Алик Фантаев — барабаны. Для меня тогда это были музыканты, на которых я равнялся, которых я слушал и пытался почерпнуть от них что-то для себя. Так вышло, что в тот день я был с моей хорошей знакомой Жанной, которая хорошо знает французский язык, как оказалось позже Гёц (несмотря на то, что он немец) тоже хорошо знал язык, они разобщались, и она сказала ему обо мне.
Он сказал, чтобы я брал трубу и выходил на сцену, но трубы, увы, со мной не было, так как я не предполагал играть вовсе. Он сказал, что это не проблема и попросил Женю (трубача) дать свою трубу, чтобы я сыграл. Это был блюз Straight No Chaser Телониуса Монка. Я не помню, как и что именно я играл, по-моему, это было не очень. Но меня поддержали музыканты, и после, когда я спустился со сцены, многие из них меня подбодрили приятными словами.
Юрий Койниченко (тромбонист) тогда завёл меня в гримерку (она была в ужасном состоянии: куча хлама, картины, поломанные инструменты и т.д., в общем очень атмосферно) и дал, можно сказать, первый частный урок, много дельных советов. Через несколько месяцев я уже играл на сцене «44» в стейджбенде. И играю в нем до сих пор»
Купить билеты на “Джазовый ринг с Деннисом Аду” в Caribbean Club
Материал выпущен при поддержке Caribbean Club
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: