М-м-м-м-м-м: 10 отличных песен, которые держатся на бессмысленных напевах

На какие только хитрости не идут авторы песен, чтобы не просто заполучить внимание слушателя, а заставить подпевать. В ход идут разного рода инструментальные рисунки и штрихи, иногда – текстовые. К таким трюкам можно отнести и напевы в песнях: разного рода мычания, пение междометий, крики. Но если большинство авторов употребляют эту технику лишь в небольших количествах, некоторые идут дальше. Они придают этим напевам смысловую нагрузку, окантовывают ими куплеты или вообще заменяют целые строки текста на «ла-ла-ла-ла-ла».

Наш автор Артем Рисухин составил список из 10 песен, в которых наиболее удачно и интересно использованы подобного рода напевы.

ATC – All Around The World

Евродэнс был одним из тех жанров, которые своей смертью принесли музыке больше, чем существованием. Конечно, так или иначе, он периодически воскрешается разными исполнителями в порыве ностальгии или просто непонимании, что на дворе уже даже не 00-е (например, румынка Александра Стан и ее Mr. Saxobeat). Но это уже атавизм.

Текстовые вкрапления из «La-la-la-la», в принципе, всегда были свойственны евродэнсу. Грешили этим и Masterboy, и E-type, и La Bouche. В 2000 году ATC вывели напевы на новый уровень. Открывающая наш ТОП, песня All Around The World — это самый яркий пример того, какой должна быть танцевальная поп-музыка. Сейчас не о качестве, сейчас об основной задаче – цеплять аудиторию, цеплять с наибольшим радиусом поражения. И с этим All Around The World справляется на отлично.

Одним из главных залогов успеха, как ни странно, является именно «La-la-la-la», пропитавший собой каждый припев трека. Напев беспощадно въедается в голову даже спустя 15 лет.

The Libertines – What Katie Did

11 сентября выходит новый альбом британцев The Libertines – «Anthems for Doomed Youth». Спустя, что иронично, 11 лет после распада группы, Пит Доэрти и Карл Барат снова в строю. Когда-то, в 2002 году, они дали миру, пожалуй, первый глоток британского, возрожденного в 00-х, гаражного рока, выпустив дебютный альбом Up The Bracket. Воскрешение рок-к-ролла, в классической связке с наркотиками и сексом состоялось. И его новым поэтом-пророком стал Пит Доэрти.

Спустя два года, когда наркотиков в жизни Пита стало чуть больше, чем рок-н-ролла, The Libertines распались, выпустив напоследок потрясающую одноименную пластинку. Трек What Katie Did был написан о бывшей Доэрти, Кэти Льюис (отношения с Кэйт Мосс найдут отражение в What Katie Did Next уже на сольнике певца). Но помимо того, что эта песня – бесспорно, самая красивая со всего альбома, она обладает замечательным, цепким и вальяжными, насколько это возможно, строками: «shoop shoop shoop delang-a-lang».

EelsMy Descent Into Madness

Творчество Марка Оливер Эверетта, основателя и единственного постоянного участника американской группы Eels – это, по сути, один сплошной поток обреченности, депрессии и попыток найти себя в жестокой реальности. My Descent Into Madness, с шикарной, сэмплированной оркестровкой – яркий тому пример. «Voices tell me I’m the shit» — это ведь не самая радостная строчка в мире. И когда посреди меланхолии трека вдруг возникает напев «la-lala-la-la», который звучит далее рефреном, в нем никакой веселой беззаботности, ведь Марк поет от имени сумасшедшего 18ти летнего парня.

Но с другой стороны, как же тяжело не вторить этому, пусть и совершенно невеселому «la-la-la-la-la». В этом и кроется талант Эверетта, позволяющий ему создавать уникальные, многослойные музыкальные полотна, которые при всей бесконечности их грусти, едва ли можно назвать скучными или нудными. Когда даже после осознания горького «I’m the shit» хочется не закинуться люминалом, а подпевать.

Simon & Garfunkel – The Boxer

Пол Саймон и Артур Гарфанкел были не просто самым успешным фолк-дуэтом 1960-х. Они были музыкальным холстом целого поколения, на котором запечатлены основные исторические вехи того времени. Чего только стоит Sound of Silence, написанная под впечатлением от убийства Джона Кеннеди. Песни из лучшего и, к сожалению, последнего студийного альбома дуэта Bridge Over Troubled Water (1970) держались в чартах несколько лет после его выхода. Одним из хитов был трек The Boxer. Песня о взрослении, одиночестве и постоянной борьбе, песня вне временных рамок.

Но, наверное, наиболее к месту она пришлась в конце 29 сентября 2001 года, когда Пол Саймон исполнил ее, открывая выпуск шоу SNL.

Вместо припева у The Boxer – лишь повторяющееся «lie-la-lie». Примечательно, что изначально никакой смысловой нагрузки у этого напева не было. Но публика постепенно стала воспринимать его как часть текста: ведь lie, в переводе с английского – ложь. И стоит признать, это добавило песне новых красок.

Lou Reed – Street Hassle

Даже если бы карьера Лу Рида закончилась после Velvet Undeground, он все равно остался бы одним из самых важных авторов в роке XX столетия. Но к счастью, Рид лишь продолжил укреплять свой успех в сольном творчестве. Неустанный экспериментатор и провидец, в 1978 году он выпустил первую коммерческий альбом, созданный с помощью бинауральной записи – Street Hassle. И хотя сам релиз, с музыкальной точки зрения, несколько спорная работа, он показал Рида с необычайно откровенной стороны.

Это в особенности чувствуется в заглавном треке альбома, построенном в виде 11ти минутной рок-оперы в трех частях. Первая из которых, «Waltzing Matilda» строится вокруг темы мужской проституции. И именно в этой части, сопровождая сцену съема главного героя, сексуального акта и… смерти Матильды, Лу Рид поет знаменитое «sha-la-la-la-la». И если в начале песни этот напев фривольное украшение, к концу песни, он приобретает зловещие оттенки, усиливая восприятие происходящего. «Sha-la-la-la, man. Why don’t you just slip»

Van Morrison – Brown Eyed Girl

Совершенно иначе звучит «Sha-la-la-la» в песне легендарного северо-ирландца Ван Моррисона, Brown Eyed Girl. За свою 57ми летнюю карьеру Моррисон выпустил более 30 студийных альбомов. В которых, вне всякого сомнения, огромное количество песен сильнее, чем этот хит 1967 года. Сам Моррисон не сильно любит эту композицию.

Но с другой стороны, мало какую песню из каталога музыканта так часто перепевали, как Brown Eyed Girl. А это говорит о многом. Песня о молодости, о любви и сексе. В сам текст Моррисон вкладывает наиболее важный элемент этого трека: «Do you remember when we used to sing: Sha la la la la la la la la la la te da». Песня в песне еще больше усиливает эффект напева, буквально заставляя слушателя петь вместе с главными героями трека.

Iggy PopThe Passenger

Игги Поп – персона культовая. Совершенно заслуженно его называют «Крестным отцом панка», хотя влияние Игги распространяется далеко за пределы музыки. Но именно о ней сегодня пойдет речь. А точнее, об одной из ключевых песен сольного периода Игги Попа – The Passenger. В целом, Lust For Life (1977) – лучший альбом в сольной дискографии музыканта. Ее, как и дебютную пластинку Idiot (1977), продюсировал Дэвид Боуи. И, несмотря на ряд успешных работ в 90х, Игги так и не удалось перепрыгнуть планку первых двух альбомов.

The Passenger, музыку которой написал Рики Гардинер, перепевалась бесчисленное множество раз таким же количеством групп. Что неудивительно, учитывая ее потрясающую простоту, мелодичность и шикарный припев, состоящий из развязного «la-la-la-la-la-lala-la».

Crash Test for Dummies – Mmm Mmm Mmm Mmm

Глупо скрывать, что этот список был написан под вдохновением от песни канадской фолк-рок группы Crash Test for Dummies. Несмотря на то, что с момента своего выпуска в 1993 году, Mmm Mmm Mmm Mmm занимала первые места в мировых чартах, она появлялась и в списках «плохих композиций».

Так, Rolling Stone в 2007 включили ее в список «20 самых раздражающих песен». И отчасти они правы. Возможно, если бы злополучное мычание не занимало весь припев или ритм песни был чуть живее, а бас-баритон Робертса не звучал так загробно… Возможно.

Однако, сложно отрицать, что несмотря на некоторую нелепость припева, именно он заставляет трек засесть в голове и вынуждает опускать свой собственный тембр как можно ниже, в поисках тех самых робертсовских тональностей, чтобы вместе с вокалистом Crash Test For Dummies петь «mmm mmm mmm mmm».

MobyEverloving

Play (1999) – в списке 500 величайших альбомов всех времени и народов по версии Rolling Stone. Только в одной Великобритании он 6 раз получал статус платинового. И от того удвительнее, что среди 18 треков этого релиза есть один, кустарно записанный на кассету и так до конца и не смиксованный – Everloving. Сырое демо, которое Моби так и не довел до ума. Тем не менее, это один из наиболее завораживающих треков альбома. Не в последнюю очередь из-за того, что вокальная партия здесь сводится к простому мычанию, вторящему мелодике гитарной партии. Lo-fi минимализм.

Безусловно, Everloving не может конкурировать по красоте с Porcelain, Why Does My Heart Feel So Bad, The Sky is Broken и My Weekness. Конкуренция с законченными, полноценными работами невозможна. Но именно в несовершенстве Everloving, в попытках Моби привнести песне окрас и настроение если не текстом, то хотя бы мычанием, и кроется все великолепие этого трека.

Beatles – Hey Jude (1968)

Одно из самых узнаваемых «Na-na-na-nananana» в музыке и одна из самых лучших песен поздних Beatles. При том, что трек длится 7 минут, напев, переходящий в крещендо, занимает добрую половину всей песни Hey Jude. Безусловно, в отличие от других композиций списка, эта вокальная партия не несет смысловой нагрузки и не является текстозаменителем. П

о прошествии десятилетий, сложно представить себе Hey Jude звучащую как-либо иначе: без практически баптисткого хора, дающего поддержку надрывным вокальным экзальтациям Пола. Нет, этот напев – незаменимая часть Hey Jude. Именно поэтому она и включена в этот список. Сингл, на котором был выпущена песня, четыре раза становился платиновым.

Возможно, не в последнюю очередь, благодаря тому самому мантроподобному «Na-na-na-nananana».

Артем Рисухин