21 октября в Киеве, в рамках фестиваля All Music is Jazz в арт-центре Closer, впервые сыграет немецкий музыкант Морц фон Освальд. Алиса Маллен рассказывает о том, почему фон Освальд считается отцом жанра даб-техно и носит статус культового музыканта.
Иногда талантливые композиторы дарят миру не только потрясающие произведения, но и целые невероятные музыкальные течения. Всё от любви и отваги. Любви к экспериментам, импровизации, немыслимым коллаборациям и отваги за этой любовью идти. А еще от умения отойти от привычного, приступить к совершенно новому, сделать, если надо, паузу или же вернуться на шаг назад.
Жанровый экспериментатор Мориц фон Освальд никогда не брезговал вводить новые элементы в формулу своих музыкальных произведений. Выросший на классике перкуссионист гамбургской пост-панк группы Palais Schaumburg, в середине восьмидесятых открывает для себя мир электронной музыки и тут же ныряет в неё с головой. А спустя несколько лет, к 1995 году, у Морица за спиной ряд потрясающих электронных проектов, лейблов и коллабораций, музыкальный магазин, участие в становлении легендарного берлинского клуба Трезор, студийное кураторство, запуск мастеринговой лаборатории и культовый рекорд-стор HardWax. В эти же годы немецкий мульти-инструменталист становится отцом… отцом нового течения «даб-техно», объединившего минималистичный бит, «атмосферное» звучание эмбиента и реверберацию, присущую даб-музыке.
Таинственный гений и серый кардинал немецкой техно-революции, Мориц почти всю жизнь творил, оставаясь в тени. Первое открытое интервью он дал спустя более чем двадцать лет после старта музыкальной карьеры, до этого же безжалостно игнорировал какой-либо интерес СМИ к своей персоне. Такая завеса тайны привлекала еще больше внимания и творчество мифического композитора, кумира Ричи Хоутина и Томаса Бринкманна, было жадно изучено и исследовано от первой ноты до последнего семпла. Объективно считается, что едва ли не каждый его шаг является частью музыкальной истории.
Тысяча и одна компиляция Морица
Представитель «новой немецкой волны» и пост-панка начала восьмидесятых, Мориц фон Освальд в 1989 году переезжает в Берлин. Мориц, среди прочих представителей местной электронной сцены, сильнейшим образом повлиял на то, чтобы Берлин стал мировой столицей техно.
Пик максимальной продуктивности с точки зрения выпуска электронных релизов приходится на 1992 и 1993 годы. Хотя в своём первом интервью Освальд признаётся, что еще в рамках проекта Palais Schaumburg (его первой группы), старался применять больше электронных инструментов и сэмплеров, нежели классических музыкальных инструментов.
В начале девяностых музыкант плотно работает с техно-продюсерами из Детройта, такими, как Juan Atkins, в результате чего появляется 3MB – творческая формация, творившая непосредственно в только открывшимся тогда в Берлине клубе Tresor и не только.
В то же время Освальд запускает проект и одноименный лейбл Maurizio, серию так называемых “М-релизов”, воплотивших в своем звучании давнюю страсть композитора к дабу и ямайскому регги. В этом проекте Мориц слил воедино современные технологии, новый минималистичный звук и дабовую основу.
«Первый релиз Maurizio я поехал мастерить в Детройт, к Рону Мерфи (Ron Murphy). Помню как я вез первый тираж в багажнике своей машины из Детройта в Нью-Йорк, где и был продан первый тираж. Первое время мы вообще все диски печатали исключительно в Америке, что поспособствовало нашей мистификации. Люди удивлялись, так как не знали откуда мы, ведь пластинки были отпечатаны в Америке».
Мориц фон Освальд, mixmag.info
Логичным продолжением стало зарождение легендарной берлинской эмбиент-техно-группировки Basic Channel, подарившей миру techno dub. Лейбл был основан совместно с другом Морица, Марком Эрнестусом, хозяином известнейшего берлинского винилового магазина HardWax по совместительству большим фанатом рэгги. С ним же в 1996 году Мориц фон Освальд запускает Rhythm & Sound. В рамках проектов музыканты выпускают огромное количество релизов в стиле даба и рэгги и начинают работать с вокалом. Позже Мориц рассказал, что просто устал от клубного течения и тесноты музыкальных форматов, желая развиваться дальше – ведь в этом весь он.
С 1994 и до начала 2000-х Мориц практически погружается в тишину, отвлекшись на сторонние проекты, например, Chain Reaction, где издает работы других, близких ему по духу музыкантов. А также занимается своей знаменитой студией мастеринга Dubplates & Mastering.
Одним из самых революционных релизов «нового периода» Морица фон Освальда считается его совместный проект с легендарным детройтским музыкантом Карлом Крейгом. Внезапная для фанатов, но логичная для Морица и Карла, компиляция удивляла. На этот раз немецкий экспериментатор, очевидно, не без ностальгии, добавил в формулу электронного звучания элемент столь близкой ему классики. Так, в 2008 году родился ReComposed – серия пластинок, вышедших на крупнейшем немецком лейбле классической музыки (владеющем правами на дюжую часть мировых классических произведений!) Deutsche Grammophonne, на которых маэстро делают ремиксы на такие произведения, как, например, Болеро Равеля.
Трагедия
К сожалению, 2008 год для гениального Морица стал еще и фатальным. Он переживает инсульт и с тех пор, будучи частично парализованным, вынужден передвигаться на инвалидной коляске. Одна рука композитора предательски отказывается помогать ему в исполнении его произведений.
Несломленный Мориц и его джазовая странность звука
Мориц продолжает экспериментировать. А что, если объединить в одном звучании минимал-техно и джаз со всем его разнообразием звуков, инструментов и таинственной, как наш маэстро, внезапностью? Подумал и тут же воплотил в жизнь проект с новой техно-джазовой формулой Moritz von Oswald Trio. Компанию Морицу составил электронщик Макс Лодербауэр из Ambiq и джазовый барабанщик Владислав Дилей. Позже Владислава Дилея заменил джазовый барабанщик Тони Ален.
На сцене трио, как и положено в джазе, отдается полнейшей импровизации. Барабанщик, кажется, стучит по чему угодно, только не по классическим барабанам. Тут и металлические трубки с чашами, наполненными водой, и даже скульптуры. Наш герой играет на клавишах, добавляя дабовый ревёрб и другие эффекты, Макс стоит за модульным аналоговым синтезатором. В студии на записи всё играется вживую, а звуки миксируются в реальном времени, никаких нот. Для Морица музыка – это события, линии и волны, но ни в коем случае не ноты.
В Киев Мориц фон Освальд приезжает в рамках фестиваля All Music is Jazz. Ночью с пятницы на субботу 21 октября он отыграет сет в Клоузере. И это тот случай, когда идёшь проникнуться и музыкой и, наверное, в первую очередь, личностью.
Купить билеты фестиваль можно здесь
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: