В начале января американская компания Nielsen, которая с 1932 года исследует предпочтения потребителей товаров и услуг по всему миру, выпустила ежегодный отчет о музыкальной индустрии США. Собрали для вас основные факты и цифры, ставшие определяющими для отрасли в 2016.
Прошлый год был ярким, порой абсурдным и местами трагичным. Нас покинули такие легендарные музыканты как: Дэвид Боуи, Гленн Фрай, Мерле Хаггард, Принс, Леонард Коэн, Джордж Майкл – к сожалению, это далеко не полный список. Но несмотря на шокирующие утраты, 2016 стал обнадеживающе рекордным для музыкальной отрасли. Объем рынка вырос на 3% по сравнению с 2015, в том числе – за счет гиперпопулярности стриминговых сервисов.
Жанры и форматы
За последнее десятилетие музыка настолько сильно переместился в цифровой формат, что новость о падении продаж CD-альбомов в 2016 никого уже не может удивить. Это эволюционный виток. Однако, ошибочно полагать, что в самом сегменте диджитала все гладко. Если среди CD-альбомов годовое падение составило 16%, то продажи полноформатных релизов в цифре упали еще больше – на 20,1%. Отрицательный тренд был и в скачивании отдельных треков. Долгоживущий миф о победе синглов над альбомами разбивается о суровую реальность: отдельные песни в 2016 год скачали на 25% меньше, чем в 2015. Самое ироничное, что эволюционный виток, упомянутый ранее, привел в итоге к следующему: впервые за десять лет доля продаж альбомов на физических носителях стала больше доли цифровых – 27% против 19%.
Главную причину такой динамики можно понять, ответив на вполне логичный вопрос: что сейчас является драйвером роста для индустрии? Как уже говорилось вначале – стрим. Например, в сегменте аудио объем продаж увеличился на целых 76%! Еще чуть менее сильный драйвер – винил. С 2007 года интерес к этому формату вспыхнул с новой силой после тишины в 90-х. В прошлом году ряд аналитиков высказывали предположения, что 2016 покажет замедление в росте продаж. Но нет, в итоге 13,1 миллионов пластинок с альбомами ушли в коллекции меломанов по всему миру. Мало того, что это на 10% больше, чем в 2015, но и абсолютный рекорд за последние 28 лет.
Острее всего пропасть между физическими носителями и диджитал сегментом чувствуется в жанровых предпочтениях. Да, рок остается самым продаваемым (потребление физических релизов – 41%). Но в формате стрима безоговорочно лидирует р’н’б/хип-хоп с долей в 28%.
Не могут похвастаться такими уверенными показателями джаз и классическая музыка. Как ни печально, но уже много лет подряд продажи релизов этих жанров не превышают 2% в любом из форматов.
Популярные исполнители и альбомы
2016 стал необычайно удачливым для Дрейка: его альбом Views – самым продаваемый и слушаемый альбом года. Этот релиз поставил абсолютный рекорд по количеству стримов полноформата – более 245 миллионов.
В целом, тройка исполнителей с самыми популярными альбомами в прошлом году выглядела так: Дрейк (Views), Бейонсе (Lemonade), Адель (25). Эти же артисты лидируют в итоговом чарте Billboard за 2016 год. Альбом Адель, к слову, уже третий год подряд не выходит из топов. Он стал вторым лонгплеем в двадцатилетней истории мониторинга Nielsen Music, который лидировал по продажам два года подряд. Первым таким альбомом был… 21 все той же Адель.
Если с распределением жанров в рамках форматов все казалось понятным, а с топ-альбомами – более-менее логичным с точки зрения тех же чартов Billboard, то с рейтингом альбомов на виниле картина меняется коренным образом:
Гениальный Дэвид Боуи ушел из жизни как настоящий творец – записав сильнейший альбом Blackstar. Тем не менее, в итоговый топ рейтингов продаж и стрима альбом попасть не смог. Его вытеснили даже из первой десятки в чартах. А вот в сегменте винила Blackstar оказался по продажам на втором месте. На первом – обладатели Грэмми 2017 – американский дуэт Twenty One Pilots с пластинкой Blurryface. Не попав в первую тройку ни в одном из других форматов, внезапно, в виниле группа обошла не только Боуи, Radiohead и The Beatles, но и фаворитку прошлого года Адель.
Если Дрейк лидирует в аудио-стриминге с 527 миллионами прослушиваний, то среди видео-контента на первое место выбился нью-йоркский рэпер Desiigner с клипом на трек Panda.
Читайте наше интервью с Джерри Доном, в котором он рассказывает о Desiigner
Концерты
Согласно данным Nielsen, на посещение концертов в 2016 году приходилось 36% всех затрат, связанных с музыкой. При этом, доля альбомов (физических и цифровых) в этом музыкальном бюджете составила 21%, а посещение фестивалей лишь 8%. Эти данные прекрасно коррелируют с рейтингом популярности ивентов:
Анализируя концертные предпочтения, Nielsen делит аудиторию на три группы: подростки, миллениалы (14-38 лет), и испаноязычная аудитория. Третья группа пересекается с первыми двумя но паттерны ее поведения отличаются. Индексы, разработанные Nielsen по данным за 2016 год показывают, что миллениалы (18-34) гораздо охотнее посещают диджей-сеты и наименее готовы идти на музыкальные фестивали. В то время как подростки предпочитают музыкальные фестивали и концерты с лайнапом из множества исполнителей.
Испаноязычная аудитория представляет огромный интерес для рынка. Именно эта группа более лояльна к брендированным мероприятиям, чем миллениалы и подростки. И в целом, очень активна в посещении концертов.
Радио
Несмотря на эволюционные витки и рост в популярности стриминговых сервисов, радио по-прежнему остается главным музыкальным форматом для меломанов в США. Из выборки в 3 554 человек, 66% находят новую музыку именно на радио, будь то FM-станции или онлайн. 38% обновляют фонотеку при помощи друзей и родственников. На соц.сети приходится лишь 20%. Музыкальные блоги читают 4% опрошенных респондентов. Такая же ситуация и с музыкальными журналами.
А теперь вдумайтесь в следующую цифру. 17% – такое количество людей не слушают новую музыку. Семнадцать процентов из опрошенных американских покупателей музыкальной продукции по какой-то причине не получают доступ к новым альбомам и исполнителям. Эта цифра звучит совершенно абсурдно для главного музыкального рынка. Почти как винил Twenty One Pilots.
Итоги
В отчете Nielsen очень хорошо видны основные тенденции, которые будут так или иначе идти сквозь 2017. В первую очередь – стриминг, который будет сжирать все большую долю на рынке. Вполне вероятно, что из-за разницы в скорости падения продаж у физических альбомов и диджитал, первые будут показывать большую долю в потреблении.
Прошлый год обозначил и четкий тренд в сегменте музыкальных концертов. Живые сейшны по типу Sofar Sounds и домашние концерты, получили все шансы максимально близко приблизиться по популярности к крупным ивентам.
И главное. Продажи музыки в разных сегментах могут серьезно падать, в определенных жанрах потребление может еле дышать на 1%. Но при этом, рынок продолжает расти, менять форму и развиваться. Не исключено, что в 2017 мы увидим новые трансформации индустрии с использованием технологий VR и AR.
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: