Эйнштейн как-то признался: “Если бы я не был физиком, то, наверное, стал бы музыкантом”. В большинстве случаев ученым и музыкантам действительно приходится делать подобный выбор. Однако иногда талант человека настолько многогранен, что уместить его в какой-то одной сфере деятельности совершенно невозможно. Мы подготовили список 7 музыкантов-ученых, которые сумели добиться успехов и в музыке, и в науке.
Да, еще мы надеемся, что вы не поверили в то, что пару недель назад Джеймс Хэтфилд стал доктором наук в астрофизике, потому что это фейк.
Дэвид Маклович (Chromeo)
Что всегда выделяло канадский электронный дуэт Chromeo на фоне целого пласта групп, вечно тоскующих по синтам Bronski Beat и драм-машине Roland TR-808, так это умение казаться несерьезными. Нет, не смешными, а именно несерьезными. Дэвид “Dave 1” Маклович и Патрик “P-Thugg” Жемаэль с непринужденностью создают безе из простых мелодий: очаровательный электронный гедонизм, пропитанный фанком, от которого хочешь не хочешь – пускаешься в пляс. Даже в 2016 году, когда ретровейв и синти-поп изрядно изнасиловали ушные раковины, Chromeo звучат пусть и не особо ново, однако продолжают цеплять, как в лучшие времена проекта.
И возвращаясь к несерьезности, удивительно, что во время дуракаваляния под ню-диско и электро-фанк, в конце 00-х, Дэвид Маклович умудрялся одной рукой писать биты, а другой – диссертацию по французской литературе. Более того, не так давно Дэвид получил степень профессора в Колумбийском университете (Нью-Йорк). Жаль только, что «погребенный» под студентками и книгами, Маклович вот уже два года не находит времени на новый альбом Chromeo. Наука затягивает.
Арт Гарфанкел
Сложно оценить насколько Simon and Garfunkel повлияли на фолк-музыку, на поколения музыкантов в целом. Это как пытаться оценить влияние первого знакомства с порно на кассете в 9 лет. Ладно, это немного неуместная аналогия. Все-таки не в 9, а в 11. Так или иначе, Пол Саймон и Арт Гарфанкель культовы. Они – один из символов 60-х. Гении, что в сольном творчестве, так и в дуэте. В отличие от многих музыкантов-ровесников, с которыми Саймон и Гарфанкел делили сцену в 60-70х, талант последних не растворился в цифровом веке: Пол Саймон выпустил в этом году один из лучших своих альбомов «Stranger to Stranger». Арт все еще выступает, хотя его последний полноформатный релиз был в далеком 2007.
Личность Гарфанкела вообще потрясающе многогранна: актер, писатель и… обладатель докторской степени по математике Колумбийского университета (да-да, опять он). И вы должны понимать, что получил ее Арт, когда карьера его музыкального дуэта с Саймоном была на самом пике. Гастроли гастролями, Грэмми Грэмми, Кеннеди Кеннеди, а математика по расписанию.
Трэйси Чэпмен
Ах, эти 80-е! Фильмы Джона Хьюза, Берлинская стена, хардкор-панк, The Smiths, синти-поп и нью-вейв, «Назад в Будущее», Альф, visual key, хип-хоп, Мадонна, MTV, смерть Брежнева. Это удивительное десятилетие вместило в себя все, что только можно и нельзя. Как говорил Саймон Ле-Бон, «после той вечеринки, которой, по сути, являлись 80-е, 90-е казались похмельем». Раздолье музыкальных жанров, в котором, не особо хватило места одному – фолку. После расцвета в 60-70-е годы сингерства/сонгратерства, 80-е встретили фолк не сильно радушно. Чтобы далеко не ходить, давайте просто вспомним постыдные альбомы Дилана того периода – они четко дают понять, насколько в упадке была эта ниша. Билли Брэгг со своими текстами о социализме тоже живописно рисуют картину упадка.
Когда в конце 80-х появилась юная афроамериканская исполнительница Трейси Чэпмен со своей гитарой и потрясающим голосом, конкурентов у нее практически не было. Это уже позже, в 90-е появится плеяда исполнителей-одиночек, которые заполнят сегмент музыкального рынка своими акустическими страданиями. В 1987 году Трейси Чэпмен покоряла колледжи вместе с R.E.M. и была королевой фолка. От ее одноименного дебютного альбома мурашки по коже до сих пор.
Чэпмен пришла в музыку буквально с улицы, и никогда об этих улицах не забывала. Которое десятилетие Трейси ведет социальные фонды, привлекает внимание государства к проблемам бедности, СПИДа и т.д. В 2004 Университет Тафтса, который в свое время и окончила Чэпмен, наградил званием почетного доктора изящных искусств. Тот случай, когда ученая степень нашла своего обладателя благодаря не только слову, но и делу.
Дэн Уэрб ( Woodhands)
О канадской музыкальной сцене и ее эклектичности мы писали не раз. Но, черт возьми, можно сделать это вновь! Канада – это россыпь, самая настоящая россыпь интереснейших музыкальных проектов от Ванкувера до Монреаля. Кстати, именно такой путь вдоль всей страны в свое время и проделал электро-поп дуэт Woodhands. Из подвалов в Монреале, где один из основателей группы – Дэн Уэрб, создавал первые записи, до концертных площадок в Ванкувере. Затем были Париж и Торонто, два неплохих и один плохой альбомы, а также – слава совершенно бесшабашной группы с легендарными танцевальными вечеринками. Танцы, электро-поп, дуэт, Монреаль.
До боли напоминает первого участника нашего списка – Chromeo, не так ли. Хотя, конечно мы говорим о разных уровнях медиа-присутствия, популярности и, собственно, о чем говорить, если последний альбом Woodhands выходил аж в 2010. Но есть еще одна деталь, которая по-своему роднит участников обоих групп. Нет, Дэн Уэрб и Дэвид Маклович – не отец и сын. Они оба – ученые. Уэрб – доктор медицинских наук, известный эпидемолог, директор Международного научного центра наркотической политики. Работы Дэна по изучению наркотиков и ВИЧа уже внесли серьезный вклад в медицину. И по правде… Один неплохой альбом и два плохих. Не отвлекайся пока на эту чертову музыку Дэн Уэрб, ты делаешь невероятно важное дело.
Дэн Снейт (Caribou)
И снова о Канаде. На сей раз под прицелом – электронный музыкант Дэн Снейт, он же Caribou. Снейт – один из самых страстно влюбленных в музыку электронщиков 00-х. Его работы всегда исполнены в потрясающих воображение тонах, с мелодическими рисунками невероятной сложности и красоты. Просто послушайте последний на сегодня альбом Caribou – «Our Love».
За свою почти 15-летнюю музыкальную карьеру Снейт примерял разные имена и названия, игрался с жанрами, но его песни всегда искренни, ювелирно выточены в звуке. Сложно сказать, какую роль в музыкальном таланте Дэна Снейта играет математика. А, да, забыли упомянуть, Дэн – доктор математических наук. Сам он говорит, что с тех пор, как в 2001 получил степень, больше математику нигде и не применял. Может оно и так. Только вот для того, чтобы так четко понимать механику IDM, динамику танцпола, чтобы создавать настолько полные комплексности и эмоций треки, Снейт явно использует математический склад ума на полную.
Джордж Антейл
Джордж Йоханн Карл Антейл был первым американским композитором, которому удалось завоевать международное признание. В 1920-х годах, вместе с первой волной эмигрантов из США (да, такие были времена, такие были нравы), Антейл отправился покорять Париж. К тому моменту он был довольно известным в музыкальных кругах восточного побережья 22-летним пианистом и композитором, чье сознание было пропитано идеями модернизма и партитурами Стравинского. Собственно, именно Стравинский, с которым Джордж встретился в 1922 году уже в Берлине, оценил работы Антейла и убедил того остаться в Европе.
Оглушительный успех пришел к юному композитору с выходом фильма Жозефа Леже «Механический Балет» в 1924, к которому Антейл написал музыку. Именно с этим футуристическим произведением Джордж попробует ворваться на подмостки Нью-Йоркского Карнеги-холла чуть позже, но потерпит неудачу. Публика не примет слишком радикальную, шумовую пьесу. Это поражение на родине однако сделает композитора только сильнее. Упорство приведут Антейла в Голливуд, где он будет писать музыку для кинолент.
29 саундтреков, 13 камерных произведений, 21 – для окрестра, 6 опер, 3 книги и памфлеты, с точностью предугадавшие начало и итог Второй мирой войны – отчасти, именно таким, новаторским, неугомонным, невероятно талантливым и вошел Джордж Антейл в историю музыки. Отчасти – потому что вкладом в музыку Антейл не ограничился. В 1942 году совместно с Хеди Ламарр, Джордж изобрел системы связи, включающие передачу ложных каналов на разных частотах. Чуть позже это изобретение лягло в основу связи с расширенным спектром, которая сегодня широко используется в мобильной связи, Wi-Fi и GPS.
Лайонел Ричи
Да-да, тот самый, сладкоголосый, утопавший когда-то в Грэмми, Лайонел. Разрывавший девичьи сердца своим «Hello» еще до рождения Adele. Лайонел Ричи c его неизменными, способными начать сольную карьеру, усами. Лайонел Ричи, который отец Николь Ричи. Лай… Достаточно, наверное. Мало кто из вас знает, но Ричи – доктор экономических наук. И тут не пошутишь даже. Просто оставим вас с этим фактом.
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: