Олег Сапронов больше известен как Меджикул – одна из главных сенсаций в российской музыке последних лет. Саунд Меджикула – это ретро-музыка в современной обработке, с элементами диско и фанка.
Первый же приезд артиста в Украину оказался очень успешным. Меджикула полюбила киевская публика, а Олег, похоже, остался неравнодушен к Киеву. 18 ноября он возвращается с новой программой и с оркестром. Перед концертом в Carribean Club мы встретились с Сапроновым, чтобы поговорить о ретромании, рэпе, винтажном звуке и переезде в Киев, который не состоялся.
Как ты вообще начал слушать ретро музыку? Мне казалось, что когда ты подросток, стараешься слушать все новое и современное, а от ретро воротит. Как у тебя получилось наоборот?
Ты правильно говоришь. Я когда был подростком – был заядлым репером. Мне нравился хип-хоп, r’n’b, drum’n’bass, джангл. Cлушая фанк и диско, я думал, что это уже всё, олдовая музыка. А уже в осознанном возрасте я переслушал Стиви Уандера и Jamiroquai и понял, что эта музыка богаче, разнообразней. Стал тоже потихоньку писать фанк, диско.
И потом уже в 2008-2009 пошла волна нью-диско: начали появляться интересные группы. Пошла ретромания. И я начал переслушивать французов – Justice, Kavinsky. И подумал, было бы клево сделать то же самое, но с советским ретро-отливом. Именно советским, под нашу аудиторию.
Ты же до этого был рэпером? У тебя была рэп-группа?
Братья Praddd. Она распалась в 2008-2009 году.
Проект Меджикул появился в это время?
Он основался в 2013, а в 2014 мы выпустили Марфа и Только ты. А до этого я года два-три просто писал музыку в стол. Названия, группы, понимания стиля еще не было. В итоге, решил собрать музыкантов.
В Украине достаточно много музыкантов сейчас работают в стиле ретро-вейв, любят советские синты. Зачастую ребята просто записываются дома, выкладывают это на SoundCloud или VK и все. А как в России с этим, тоже много таких артистов?
Да, появляются. Например, Ким и Буран. Это инструментальная музыка, которую ребята делают с интересным космическим ретро-отливом. Сейчас это стало модным. Меня, почему-то, начало тошнить от современного рэпа, дабстепа. Сейчас вот треп появился… Все агрессивное, синтетическое. Поэтому захотелось чего-то романтичного, простого, душевного.
Саймон Рейнальдс в своей книге “Ретромания” приходит к выводу, что с начала 2000-х музыка перестала искать что-нибудь новое. То есть все переиначивают прошлое.
Вообще, согласен. Сейчас современная музыка не очень радует. За последние лет 5-7 ничего сверхъестественного не происходит. И, если так судить, то как рождались новые стили? Ты берешь что-то оттуда, что-то оттуда и что-то свое.
Также музыкальная индустрия зависит от технологического прогресса. Вот в 70-80-е был бум, апогей шоу-бизнеса. Студии прогрессировали с каждым днем. Появлялись новые синтезаторы, семплеры, цифровая запись. А сейчас у тебя есть все возможности в одном ноутбуке – бери и пиши альбом. И от этого, наверное, меньше креатива. Упрощен процесс – все сделано для дураков. Возможно, что-то новое в технологиях даст возможность для рождения новых стилей.
Как ты считаешь, чем винтажный звук отличается от плохого звука? Ты чувствуешь грань, когда ты создал стилизацию или когда замусорил трек и он звучит плохо?
Прелесть винтажного звука в том, что он немножко шипит, похрустывает. Ленточная запись, например, чуть-чуть искажает звук за счет дефекта растягивания самой ленты. Если взять цифровой трек, сделать мастеринг на пленке и сравнить, то на доли секунды трек будет разъезжаться. Это как бы ошибка, но она превращается в плюс.
Из-за этого музыка начинает дышать.
Но все зависит и от рук умельца. Можно записываться только на аналоговой технике, но все равно не получится сделать клево. А с другой стороны, сейчас существует столько плагинов и примочек, что ты можешь “состарить” трек и на современном оборудовании.
А ты как делаешь?
И так, и так. Но у меня есть парочка олдускульных синтезаторов.
Любителей ретро часто обвиняют в том, что они ничего нового не придумали. Тебя часто обвиняют в подобном?
Нет, не обвиняли пока что. Но я сам себя обвинял. Я признаю это – я подражатель. Как музыкант я радикально нового ничего не привнес. Могу только лишь своей манерой выделиться, пением, текстами. Но сами ингредиенты не новы. Единственное, что я могу – придать старой музыке новое дыхание.
Насчет текстов, кстати. Как родилось “насалатилось”?
Услышал от друга. У нас было такое выражение “ты че в салат?”. А раз я как-то сел и приуныл на пару секунд, а друг говорит: “тебя че, насалатило?”. Мне понравилось, и я сразу начинал напевать что-то.
Так же было и с Марфой. Я был в гостях у друзей на фотостудии. Меня попросили сходить за колбаской. Тоненько нарезанной. Изначально там была продавщица Марта. Но Марта все-таки немецкое имя, а Марфа такое родное. А потом пропустил через себя историю. И все. О, Марфа.
Марфа у тебя краеугольный образ всего альбома, правильно?
Да, это заглавный хит. С этой песни я нащупал стиль. И от нее весь альбом расходится. Хотя песни Только ты, Поли Поли, Без чувств были написаны за 2 года до этого.
Сейчас в музыке достаточно большую роль отыграют неологизмы, особенно в поп-музыке. Дорн, мне кажется, сильно взлетел за счет “мишка виновен” – абсолютно бессмысленная фраза, которая хорошо легла в песню. Вот у тебя тоже есть такие слова или наборы слов. Но запоминаются они очень круто.
Пи-па-пу-па-пай-па, да.
Ты как-то осознанно это делаешь?
У меня это получилось неосознанно. Сначала крутилась мелодия. Потом была фраза “лялька, попой повиляй-ка”. Я ходил и думал, классно, а что же дальше? И вот, пи-па-пу-па-пай-па. А дальше понял. Ты на дискотеке поешь, девчонка танцует. А в конце ты подходишь и “Пи-па-пу-па-пай-па”. Это как заклинание. И она твоя.
Это еще твое рэперское прошлое играет.
Да, немножко вылазит.
А ты сейчас следишь за развитием русского репа?
Я по старинке захаживаю на разные сайты Rap.ru, The Flow. Но мне не очень нравится то, во что превратился рэп. И американский рэп стал каким-то однообразным. Последние 10 лет – одно и то же. Как-то в 90-х, начале 2000-х хип-хоп и r’n’b были более изобретательными. Теперь все поставлено на поток. Все очень серьезные.
А баттлы ты смотришь?
Поначалу смотрел. Но надоедает быстро. Ты плохой, а я нет. Ты говно, а я нет.
В своем альбоме ты практически осознанно отказался от минорного лада. А не бывает желания написать какой-нибудь медляк?
Минорный лад есть, но он замаскированный. Марфа, в принципе, минорная песня. А желание есть, я над этим работаю сейчас – во втором альбоме планирую больше подобного.
А когда будет второй альбом?
Загадывать не буду, но уже работаю над этим.
В Киеве у вас скоро будет концерт с оркестром. Вы уже играли эту программу?
Мы с ней выступали лишь дважды. Это весь наш альбом, но аранжировки обогащены струнными и духовыми. Из Марфы получается техно, из Насалатило сальса в конце.
А кто пишет аранжировки?
Я пишу. Но у меня еще есть старший брат, он помогает мне в студийной записи и со сведением. Еще наш клавишник Саша Алексеев как дирижер пишет партии всем духовым и струнным.
В 2014 году российские артисты практически перестали ездить в Украину. В 2016 все больше и больше исполнителей возвращаются. Как ты думаешь, с чем это связано?
Мне кажется не нужно вестись на политические провокации. Я всегда мечтал побывать в Киеве. В 2008 году мы с братом даже думали над тем, чтобы переехать сюда. Тогда мы писали музыку к играм и мультфильмам. И здесь с музыкальным продакшном все казалось намного лучше, чем в Питере. Впрочем, с вашей современной музыкальной сценой и эстрадой и сейчас все очень хорошо.
Кого из наших ты слушаешь?
Мне очень нравится The Maneken. У него классный последний релиз Sale. Monatik понравился. Иван Дорн, конечно. Грибы взорвали. С Quest Pistols Show мы дружим. На фестивале в Минске я услышал Onuka, тоже очень понравилось. Прекрасный саунд и костюмы. К сожалению, я до конца украинский не понимаю, но клево.
Фотографии: H2D
Кроме того, специально для наших друзей из Muzmapa Олег Сапронов послушал украинские группы и поделился своим мнением.
Концерт Меджикул пройдет в Carribean Club 18 ноября. Билеты по ссылке.
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: