Фестивали Open’er в Польше vs. Exit в Сербии — заметки путешественницы

Алла Кошляк после поездки на Orange отправилась на фестивали Open’er в Польше и Exit Festival в Сербии, и решила сравнить эти два грандиозных мероприятия.

Фестивальное лето продолжается, и, так вышло, что в июле мне повезло посетить два масштабных мероприятия подряд – Open’er (Гдыня, Польша) и Exit Festival (Нови Сад, Сербия). Изначально я не планировала сравнивать эти два музыкальных праздника, но когда приехала в Сербию, то постоянно ловила себя на мысли — а вот в Польще было так/не так. Этими сравнениями я и хочу поделиться с читателями: возможно, они окажутся кому-то полезны.

11745689_1672240679674808_4400110071929950919_n
Дорога

В польское Троеместье (частью которого является город Гдыня) добираться можно разными путями. Если вы человек предусмотрительный, то могли заранее прикупить дешевые билеты на Polskibus или Ryanair для передвижения по территории самой Польши. Из Украины можно также лететь Wizzair-ом до Катовице (тоже, если купили заранее, билеты очень дорожают). Можно ехать автобусом до Варшавы или поездом до Львова, потом маршруткой до границы, перейти ее пешком в Шегини — и вы в Пшемысле. Ну, или всегда можно найти кого-то на Blablacar. В общем, все зависит от того, насколько заранее и тщательно вы спланируете поездку. Важный момент — понадобится шенгенская виза.

С Сербией у Украины безвизовый режим, но если вы не путешествуете самолетом, то понадобится транзитная, так как вам предстоит проезжать по территории шенгенской зоны. Вариантов, как добраться в Нови Сад из Украины — мало. Есть, правда, перелет Киев-Белград, но он обойдется дороже билета на сам фестиваль. Два наиболее оптимальных маршрута — через Румынию и через Венгрию. Мне кажется, второй — удобнее. Едете/летите до Будапешта, а там садитесь в электричку до Нови Сад. Остерегайтесь сербских бабушек — они проворно занимают не свои места, даже круче, чем наши.

Месторасположение

Open’er. Бывший аэропорт Косаково в Гдыне идеально подходит для гигантского палаточного городка и нескольких больших сцен. Ехать до моря — 10 минут. Правда, Балтийское море — холодное. Минус — от палатки до сцен, и от сцены до сцены ходить далеко, это слегка утомляет. Еще одно следствие — не успеваешь послушать всех артистов, которых планируешь. Еще один недостаток — насекомые, которым нравится жить в твоей палатке. Можно, конечно, жить в городе и ездить на фестивальном автобусе каждый день, но будьте в таком случае готовы к очередям и давке.

opener
opener1

Exit. Крепость Петроварадин на сербском берегу Дуная — шикарная локация. Когда приезжаешь в Нови Сад и видишь ее, подсвеченную огнями фестиваля, захватывает дух! Но, есть один нюанс, который все портит. Это — горы мусора. И я не преувеличиваю. Пока ты идешь до крепости, когда заходишь в нее, подбираешься к сценам, все время под ногами что-то шуршит и скользит. Приятного мало. Зато место для кемпинга на пляже — очень удачное. Близко теплый Дунай, песочек, пляжные кафе и вечеринки нон-стоп.

exit
exit1

Фудкорт на Exit слабее, но дешевле. В целом, организаторам Open’er`а за комфорт я бы поставила больше баллов, хотя Exit проводят уже 15 лет и у него есть продолжение — Adventures для экстремальных видов спорта и танцевальный Sea Dance Festival в Будве, Черногория. Последний, кстати, проводят на Будванской ривьере — крупнейшем туристическом центре Черногории.

И наконец — лайнапы

Хороши оба. Можете спорить. Но если Open’er скорее является рок-фестивалем, то Exit я бы назвала рейвом. Если пик концертов в польской Гдыне приходится на около полуночи, то хедлайнеры в Нови Сад рвут публику на рассвете. До 8-9 утра с фестиваля никто не уходит (опенеровцы в это время спят в палатках или около них).

Это очень субъективно, но для меня лучшим выступлением на обоих фестивалях стал выход Тома Оделла. Я уже слышала его на Sziget 2014, и с того времени многое изменилось. Нет, звучание и год назад было отличное, и что этот белокурый британский парнишка вытворяет с фортепиано — все так же меня восхищает, но вот классного диалога с публикой и такого драйва, подкрепленного двумя шикарными бэк-вокалистками, раньше — не было! Пока я пишу эти строки, уже начинаю гуглить, есть ли у них свои собственные проекты (еще не нашла).

odell

Tom Odell

Конечно, кто-то скажет, что ехал на Open’er из-за Hozier, и знает больше одной его песни. Кто-то ехал на старых добрых, проверенных временем Prodigy. Кто-то — ради Die Antwoord. Соглашусь с отчетом, недавно написанным коллегой, что на них надо в первую очередь смотреть.

Для меня открытием стала искренность и крутизна Mumford and Sons. Внезапно разочаровало «плеерное» звучание Alt-J.

Что удивляет в лайнапе Exit, так это разношерстность как исполнителей, так и публики. Несмотря на то, что превосходство электронной музыки здесь ощущается сразу, можно найти небольшие сцены, как с тяжелым роком, так и с латинской музыкой или рэгги. Никогда не думала, что напишу это, но кроме британца Оделла, два наиболее впечатливших исполнителя в Сербии — Goldie и Hardwell. Мощные диджей-сеты, подкрепленные визуальным шоу. Ну, и о милашках Milky Chance не могу не сказать — их песня, по-моему, отлично подойдет для гимна этого фестивального лета.

hozier

Hozier

opener2

Open’er Festival

exit4

Exit Festival

Я долго думала, что бы такого написать в завершение, посоветовать ли выбирать один фестиваль из двух, или — вообще третий, но скажу так — лучше всего следить за анонсированием лайнапов на следующий год и просто выбирать себе музыку по душе.

Подготовила: Алла Кошляк

Фото: официальные Facebook страницы фестивалей Open’er и Exit