Как стать знаменитым за один концерт?

Сотни восторженных взглядов публики, десятки глаз представителей самых важных музыкальных компаний мира и европейских фестивалей, колоссальные международные возможности для прорыва на мировую арену. Звучит фантастически, не так ли? Но такое место существует и название ему шоукейс-фестиваль. За последние десять лет именно «шоукейсы» начали играть все более значимую роль в мировой музыке. Там программные директора находят новые группы для своих фестивалей, там молодые артисты обзаводятся менеджерами, лейблами и первыми гастролями, там некоммерческие и образовательные проекты знакомятся с будущими партнерами и все вместе меняют музыкальный мир.

Далее пойдет рассказ о самом большом клубном шоукейс-фестивале Reeperbahn Festival, который уже стал наиболее влиятельными ивентом во всем регионе. И конечно же, мы расскажем, как использовать такой шанс по максимуму для своего дальнейшего развития.

Фото: Lidija Delovska
Фото: Lidija Delovska

За 12 лет своего существования Reeperbahn Festival успел вырасти до целого музыкального кластера. Они презентуют свою программу в разных уголках мира, мировые звезды приходят в гости (как Ширли Менсон в жюри конкурса или Лиам Галлахер с внезапной презентацией своего нового альбома) и создают мероприятия, которые делают колоссальный вклад в развитие Гамбурга. В 2017 на него приехало больше 40 000 посетителей, 4 700 профессионалов из 57 стран, а семинары, воркшопы и концерты проходили одновременно в 70 разных местах по всему городу.

А начиналось все в 2006-м с обычно клубного фестиваля. По словам одного из основателей «Рипербана» Дитлефа Шварте, специалистам индустрии всегда не хватало элемента нетворкинга и обмена знаниями, поэтому они добавили конференцию в первую половину дня, которая стала чуть ли не более значимым мероприятием, чем сам фестиваль. Теперь именно на нетворкинг-части можно встретить воротил индустрии из Universal Music Group, Sony, Live Nation, самых больших билетных операторов мира, глав экспортных офисов разных стран и еще миллион важных для музыкального мира людей. Для профессионалов музыкальной индустрии такие конференции – прекрасная возможность обновить свои знания, обсудить существующие проблемы, найти партнеров для работы и лобби своей точки зрения в государственных инстанциях. Для музыкантов (а в особенности для их менеджеров) это шанс познакомиться с лейблом, издателем, PR-менеджером или главой фестиваля для дальнейшего сотрудничества. Сейчас основатели Reeperbahn даже задумываются над тем, чтобы запустить учебную специальность, а начиная c этого года в университете Гамбурга пройдет первый пробный курс направления «шоукейсы».

Именно о том, как по максимуму использовать все возможности шоукейс-фестивалей и конференций и как не потеряться в этом балагане возможностей пойдет дальше речь.

Фото: Facebook
Фото: Facebook

Если ты музыкант, тебе нужно:

  • как минимум за год до нужной даты узнать условия участия в шоукейсе. Есть такие, куда можно послать заявку и они покрывают, например, проживание. Есть такие (как Reeperbahn Festival), где организаторы самостоятельно отбирают тех музыкантов, которых они пригласят в программу. Как правило, это происходит через рекомендации экспортного офиса страны/региона или представителей панели, которую организовывают участники конференции. Учтите, что в основном все логистические издержки ложатся на плечи самих музыкантов. Шоукейс – только возможное место встречи, которое обеспечивают организаторы, а совсем не оплачиваемая поездка. Это больше инвестиция в будущее и тяжелый труд, нежели обычное выступление.
  • найти хорошего менеджера или PR-агентство, которое обеспечит достаточный уровень паблисити и внимания к вашему выступлению. То, что вас все же утвердят и поставят в программу, еще не гарантирует успеха. Конечно, всегда будет достаточное количество зевак или просто музыкальных поклонников, которые мигрируют между клубами только на фестивале. Но вам ведь нужно, чтобы вас увидели правильные люди! А параллельно с вами проходит еще 20 выступлений в других заведениях. Тогда вашему менеджеру как можно раньше нужно начинать работу с приглашения интересующих вас людей по и-мейлу. Некоторые печатают флаера/брошюры и раздают на конференции. О некоторых пишет местная и международная пресса. Только тогда выступление музыканта становится действительно highlight of the program и на него целенаправленно идут все и приглашали с собой друзей и коллег.
  • приготовьтесь к техническим фиаско. Как правило, у вас на выступление есть 20-40 минут, на подключении – 15. Никаких саундчеков, никаких декораций. Даже те артисты, которые привыкли играть на больших сценах, на шоукейсах часто довольствуются размером 6*5 м. Безусловно, вам не получится показать всю прелесть ваших живых выступлений, но постарайтесь быть максимально мобильными и универсальными. Это важное качество вам поможет не только на шоукейсах, но и в длительных турах.
  • используйте любую возможность познакомиться. Ходите на открытые встречи, бранчи, дискуссионные панели, будьте узнаваемым лицом вашей группы. Некоторые артисты даже вне фестивальной программы вытаскивали свой беклайн, ставали у стены какого-то стип-бара (это ведь Reeperbahn, где заумный джаз в стенах одного здания может соседствовать с танцевальным клубом) и играли для прохожих. Не забывайте: делегаты конференции тоже люди, которые любят попить кофе на свежем воздухе или прогуляться. На ваше выступление вечером они могут и не прийти. А вот именно такой момент внезапности может стать вашим билетом в большой шоубиз. Правда, у некоторых слишком громких групп такие выступления заканчивались спустя 15 минут, сразу по приезде полицаев. Здесь уж как повезет. Но кто не рискует, тот не пьет шампанского.
  • имейте с вами какую-то яркую безделушку. Даже если вы хотите подарить вашу музыку какому-то боссу из Warner Brothers, не делайте это на диске. Он (диск) сразу же окажется в мусорном ящике. Подарите флешку-зажигалку, шоколадку с QR-кодом для прослушивания вашего нового альбома, любую созвучную с вами приятную мелочь. Все делегаты получают тонны макулатуры, которую не довозят с собой даже до аэропорта. Позаботьтесь о том, чтобы вы не были в этом списке и «вас» хотелось забрать с собой.
Фото: Facebook
Фото: Facebook

Если ты менеджер, тебе нужно:

  • купить максимальный пакет участия в конференции/воркшопах. С ним, как правило, предоставляется доступ ко всей базе делегатов с их прямыми имейлами. Ликуй, менеджер, вся мировая музыкальна коммюнити у тебя на ладони! Чем раньше ты начнешь подготовку к поездке, тем продуктивней сможешь ее провести. Выискивай релевантных людей именно для твоих нужд, заранее назначай встречи в конкретном месте и с таймингом. Как правило, на самой конференции у всех график забит с самого утра до позднего вечера и найти хотя бы 15 минут для общения не является возможным.
  • регистрируйтесь на все интересующие вас мероприятия заранее. Даже если у вас есть билет на конференцию, это не означает, что вас везде пустят. Очень часто большие компании, фестивали и бренды проводят закрытые мероприятия «только для друзей» и по предварительной регистрации. Найдите знакомого из этого круга людей, который вас может порекомендовать. Или на самый крайний случай, приходите на это мероприятие, на входе покажите свою визитку, расскажите, почему вы действительно должны быть там. Вероятность того, что вас пустят, всегда сохраняется. Хуже всего не попробовать и не знать, получилось бы или нет.
  • общайтесь. Везде и всегда. Если кто-то скучает во время кофе-брейка – представьтесь и задайте несколько нейтральных вопросов. Все люди здесь неспроста. Так вы можете сами того не ожидая, найти хорошего партнера для будущего проекта.
  • сделайте речь-заготовку для вашего представления. Очень часто у вас может быть только 20 секунд, чтобы на ходу заинтересовать человека. Кратко расскажите кто вы, чем занимаете, что ищите и что можете предложить. «Краткость – сестра таланта» как нельзя лучше здесь работает.
  • пишите follow-up письма сразу после конференции. Конечно, самая сложная задача выполнена: вы пообщались с важным человеком и получили его/ее визитку. Но после 7-й или 8-й встречи за один день все лица становятся похожими друг на друга и не так уж легко вспомнить, о чем именно вы общались. Обязательно отпишитесь: «Привет, это я, мы с тобой общались о том-то и том-то. Как и обещал, вот наш альбом». Закрепите знакомство и больше никогда не забывайте об этом человеке. Хотя бы раз в месяц напоминайте о себе или приглашайте на следующую встречу при первой возможности.

Конечно, шоукейсы – это больше о бизнесе, чем об искусстве. Порой выступления похожи на конвейер. Но такой концентрации профессионалов и возможностей вы мало где еще найдете. Во время, когда весь мир открыт, но через имейлы и соц.медиа достучаться до нужных людей все никак не получается – езжайте именно на такие ивенты. Как минимум, вы увидите мировой уровень, получите тонну вдохновения, расширите свой кругозор. Как максимум – вернетесь домой с четкими планами и заготовками для изменения своей жизни. Если не получилось один раз, обязательно делайте работу над ошибками и пробуйте следующий раз. Гордость украинской музыки – группа DakhaBrakha – больше четырех лет ездила на шоукейсы перед тем, как обзавелась мировыми турами. Так что дерзайте!


Подготовлено по материалам и впечатлениям от Reeperbahn Festival & Conference при поддержке Foundation EVZ (программа Meet up! German-Ukrainian Youth Encounters).