Как стриминг позволяет музыкантам вновь зарабатывать на продаже музыки

Как сообщает Американская ассоциация компаний звукозаписи, в 2015-2016 годах доходы от продажи музыки в США демонстрируют стабильный рост. Это происходит впервые с конца 90-х, когда CD-диски были на пике популярности, а о продаже музыки через интернет не было и речи.

В то же время главным источником прибыли для музыкантов в течение 2016 года стали платные подписки на стриминговые сервисы — платформы для потокового воспроизведения музыки (Spotify, Apple Music, Deezer etc.). Из $3,4 млрд, заработанных на музыке в США, $1,6 млрд были «сделаны» благодаря стримингу, в то время как за прямые скачивания музыки из интернет-магазинов (iTunes, Google Play etc.) пользователи заплатили $1,2 мрд. Следовательно, на физические носители (CD, vinyl) американцы потратили около $600 млн.

year-in-streaming-chart-2
Иллюстрация: Pitchfork

Первой платформой для стриминга музыки стал сервис Rhapsody, созданный в 2001 году. В 2007 году появился Deezer, а в 2008 году — будущий лидер отрасли Spotify. В 2014 на подъеме доходов от стриминга в борьбу за платных подписчиков вклинился сервис рэпера Jay-Z под названием Tidal. А годом позже — Apple Music, главный конкурент за первенство на рынке. Но до 2016 года доходы от платного потокового воспроизведения музыки не могли сравниться с доходами от покупки альбомов в интернет-магазинах.

Главными преимуществами стриминговых сервисов считаются небольшая стоимость использования и универсальность ($9,99/месяц за неограниченный доступ к музыке у Spotify и Apple Music против $10-15 за один альбом в iTunes). Кроме того, пользователи прислушиваются к музыкальным рекомендациям по стилям и жанрам и слушают плейлисты, созданные при помощи анализа их предпочтений. Размещение музыки на стриминговых сервисах выгодно и музыкантам. Кроме роялти за прослушивания, они получают новых слушателей. В течение 2016-го рекомендательная система Spotify «Discover Weekly» в два раза увеличила количество прослушиваний более 8000 исполнителей.  

Сейчас наибольшим количеством платных подписчиков может похвастаться Spotify (40 млн). За последний год количество его подписчиков выросло в два раза. То есть в течении 2016-го на сервис пришло столько же пользователей, сколько и за предыдущие 8 лет. Apple Music за этот год смог привлечь 17 млн платных пользователей.

year-in-streaming-chart-1
Иллюстрация: Pitchfork

Что дальше?

Дальше — больше. И в качественных, и в количественных показателях. В будущем платному потоковому воспроизведению музыки пророчат стабильный рост как главному источнику дохода музыкантов по всему миру. 

В 2017-м году главные игроки рынка будут развивать свои продукты, расширяя музыкальные архивы и совершенствуя алгоритмы составления плейлистов. Планируется запуск новых стриминговых сервисов. Свои платформы для потокового воспроизведения музыки готовы презентовать радиостанции Pandora, iHeartRadio, сервис для видеохостинга Vevo. К этому времени у интернет-магазина Amazon уже появился свой сервис стриминга Amazon Music Unlimited, у Soundcloud — Souncloud Go, а компания Samsung назвала свое детище Milk Music.

Стоит также отметить, что будучи выгодными для музыкантов и лейблов,  стриминговые сервисы остаются убыточными для своих владельцев. К примеру, лидер рынка Spotify ещё не разу не приносил дохода. Около 70% всей выручки компании уходит на роялти лейблам и музыкантам, а оставшихся 30% все равно не хватает на развитие сервиса и маркетинговые расходы. Появление конкурента в лице Apple Music и постоянные убытки в 2015-м году привели Spotify к поднятию $1 млрд. в виде конвертируемого долга для укрепления в качестве лидера на рынке. Выходом из сложившейся для компании ситуации не может стать увеличение стоимости месячной подписки ($9,99 — это устоявшийся стандарт для отрасли. Самоокупаемость стриминговых сервисов сможет обеспечить только значительное увеличение количества их пользователей.

Кроме того, ожидается, что конкурентоспособным игроком на рынке станет Amazon Music Unlimited. Как и Apple, компания Amazon располагает огромной клиентской базой и финансовыми ресурсами для разработки новых продуктов. Цена за месячную подписку их стримингового сервиса — $8 (против $10 у Spotify и Apple Music). Кроме того, он предполагает синхронизацию с беспроводными интеллектуальными звуковыми системами Amazon Echo, которыми можно управлять при помощи голоса.

Американское издание Digital Music News подсчитало, что в 2017 году количество платных подписчиков стриминговых сервисов может достичь 200 млн человек, а к 2020 — 500 млн человек. Значительный прирост аудитории ожидается за счет выхода сервисов на рынки ещё неосвоенных стран (в том числе и появления Spotify в Украине).

Все показатели указывают на то, что рост музыкальной индустрии в мире продолжится. И ключевую роль в этом будет играть стриминг — пока самый выгодный легальный способ слушать музыку.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.