В этом году в Киеве во второй раз пройдет форум Kyiv Music Days, на котором соберется вся музыкальная индустрия страны. Мероприятие пройдет 12-14 апреля, а его организацией во второй раз займется Евгения Стрижевская.
Стрижевская – хороша известна в украинской музыкальной тусовке. Ранее она участвовала в организации украинских фестивалей, среди которых Koktebel Jazz Fest, Країна Мрій, Рок-Січ, Kyiv Open Air, Polyana Festival и многие другие. Сейчас Евгения пишет диссертацию по фестивальному менеджменту, развивает связь между индустрией и системой образования и, конечно, готовит второй Kyiv Music Days.
Об этом мы и поговорили в рамках информационного партнерства с мероприятием. Кстати, советуем также пройти наш тест на знание украинской музыкальной индустрии.
– Чем ты занималась в последнее время?
– Образованием. В Украине наконец-то был принят закон про «дуальну освіту». Объясню, что это дает.
Возьмем университет Культуры, «Факультет івент-менеджменту, шоу-бізнесу та фешн-дизайну». Как сейчас обстоит процесс. Студенты приходят первого сентября, занимаются три месяца. После этого они уходят на 3-3,5 месяца на практику: с начала декабря по март. Но дело в том, что молодые менеджеры в конце ноября – начале декабря в ивент-агентствах не нужны. Это период «горячки». Они могут подключиться максимум курьерами.
– Под корпоративы?
– Да, но они не будут их создавать и делать. Они не смогут быть продакшен-менеджерами, ивент-менеджерами, работать в креативном департаменте. Это поздно. Январь – мертвый. Февраль – оживающий. А в районе 15 марта они уже уходят на учебу. Поэтому, куда бы они не пошли, пользы от практики достаточно мало.
Что позволяет этот закон? Он дает возможность сузить промежуток в пять месяцев до недели. То есть в течение недели они могут: два дня ходить на лекции, три дня – на практику; две пары отсидеть в универе, а с 12 до 20 пойти работать.
Мы внимательно изучили те образовательные планы, которые есть. Поняли, что там качественно превалирует теория и преподаватели теоретики нужны, с этим не поспоришь. Но в то же время не хватает качественной практики и практиков.
Наша стратегическая цель – работать в бизнесе с профессионалами и тратить меньше нервов на что бы то ни было. Сейчас наша цель – совместить потребности рынка и существующую государственную образовательную программу, которая есть. Потому что на сегодня они находятся на разных берегах.
В чем еще была проблема. У реальных практиков, как правило, нет профильного или педагогического образования. Теперь их можно вводить в аудитории путем воркшопов, кейсов и других гибких форматов.
Поэтому мы написали первую пробную программу благодаря брифам, которые получили от разных представителей рынка. Мы задали вопрос, какими качествами должен обладать молодой специалист, которого вы хотите привлечь к себе на работу. Таким образом мы дополнили существующую программу, привнеся туда актуальные темы.
С марта запустился пробный курс. У нас есть пять основных педагогов. Плюс, будут приглашенные спикеры. Каждый из нас представляет немного разную отрасль. Например, Виктор Афонин последние три года делал «Видеожару». Он больше про маркетинг и часть ивент-менеджмента. Наташа Склярская – легендарный человек для ивент-бизнеса. У нее масса кейсов по разным направлениям. Тома Лазаренко – это пиар, культурный и креативный менеджмент. И не только. Лена Фоменко – это идеальный исполнительный директор и HR. Все про локации, процессы, автоматизацию и команду.
– Мы познакомились в 2014 году и тогда стали инфопартнерами серии концертов для молодых групп New Generation в арт-клубе «44». Одной из его целей было как раз развитие молодых профессионалов, которых ты подтягивала под этот проект. Выходит, что все эти годы ты систематически развиваешь это направление.
– Абсолютно верно. Я уже официально оформленный преподаватель. У меня есть 0,25 ставки. Это помимо моей аспирантуры.
– Если закрывать тему университетов – есть результаты, которыми ты уже довольна?
– Конечно! Есть уже более десяти человек, которые работают в индустрии.
– Сколько у тебя всего проектов сейчас? Kyiv Music Days, образовательный и диссертация, верно?
– С Kyiv Music Days есть одна особенность. Если я занимаюсь форумом, я не могу в этот момент параллельно заниматься каким-то бизнесом из концертной индустрии. Потому что я буду ангажирована. Это называется конфликт интересов.
Поэтому сейчас у меня: образовательный проект, форумы и конференции для индустрии и научная деятельность, которая должна была бы занимать больше времени.
– Расскажи про результаты первого Kyiv Music Days. Я так понял, что он делался достаточно быстро, в весьма оперативных условиях.
– Я очень довольна. Я в принципе оптимист, но мне казалось, что все будет хуже. Те результаты, которые мы озвучиваем – около 30 заключенных контрактов – это действительно правда. Имеется в виду, что немало украинских групп познакомились, в первую очередь, с организаторами и концертными площадками из Украины, а также из других стран. Посетили фестивали в разных странах.
Я убеждена, что перед тем, как создавать бренд «Украина» в мире и запускать моду на украинское искусство, нам надо у себя навести порядок. Поэтому музыкальный экспорт – это не самая превалирующая тема. Это безусловно важно, но важнее рынок перезнакомить между собой.
Если переходить в юридический аспект, я знаю, что несколько групп зарегистрировали свои торговые марки. И вообще разобрались, и начали официально работать в плане роялти и авторских прав. Это достаточно известные группы, не только молодежь.
Несколько промоутеров начали сотрудничество с новыми площадками. И не только в Киеве.
Очень круто, что те группы, которые у нас были представлены на шоукейсах, получили несколько премий, причем не только в Украине. В частности adm:t. Alina Pash стартовала у нас. Очень крутая белорусская группа Nizkiz выступила в клубе Monterey. Это крутой кейс – практически никому не известная белорусская группа очень быстро продала больше 300 билетов. Несколько украинских групп поехали на белорусские фестивали.
Еще один результат. В прошлом году у нас было 2-3 страны, из которых приезжали группы на шоукейсы. В этом году – 10 стран. Музыканты из 10-ти стран подали заявки на участие в нашем фестивале шоукейсов. Украина, Беларусь, Казахстан, Польша, Эстония, Латвия, Норвегия, Италия, Израиль, США. У нас нет агрессивного маркетинга на эти страны. Но тем не менее! Результат превзошел ожидания. Наша цель – чтобы Kyiv Music Days стал площадкой как для открытия украинского рынка иностранцам, так и наоборот.
– Чем будет отличаться этот Kyiv Music Days от первого?
– Объемом. В прошлом году было два зала, в этом году будет четыре. Спикеров будет не намного больше. Мы не будем делать такое большое количество дискуссий (а это сразу пять-шесть спикеров). Будут другие форматы. В этом году будет четкая тематика залов либо по целому дню, либо по полдня. С одной стороны, мы рискуем тем, что какая-то из тем будет менее посещаема. Но, с другой стороны, это тоже аналитика.
У нас будет две основные темы: образование в индустрии и правовое поле. Еще одна новая тема – техническое обеспечение мероприятий. Очень важная. Будут кейсы от подрядчиков, ренталов и тд.
Еще одно нововведение, очень востребованное на конференциях – индивидуальные консультации. То есть практически к любому спикеру можно записаться на встречу за деньги. Они могут показаться большими, но на самом деле, как показывает практика, это маленькие деньги. Потому что в обычной жизни такая индивидуальная консультация стоит 500-600 долларов. У нас она будет стоить одинаково у всех спикеров: 4400 грн за полчаса.
У нас будет несколько больших музыкальных событий. Повторим шоукейс «Много Воды». В рамках форума пройдет презентация новой программы KADNAY, в пятницу, в Caribbean Club. А в воскресенье состоится красивый концерт польского трио Arek Czernysz Trio в 32JazzClub. И это все помимо шоукейсов. К которым также добавляется rap.ua stage.
У нас очень выросла выставка. Особенно благодаря новому партнеру Музыкант.Укр. В этом году будет интереснее, больше, насыщеннее. Можно будет и тестить и покупать музыкальные инструменты и не только.
Также, 13-го апреля состоится вручение премии концертной индустрии Kyiv Music Days Awards. Она в этом году немного по-другому спрограммирована. Само событие пройдет в Caribbean Club. Будет больше номинаций, в прошлом году было семь, в этом – одиннадцать. Мы проанализировали множество европейских и американских механизмов, по которым вручаются премии. Еще раз убедились, что абсолютно объективного механизма нет. Мы в этом году предложили некий синтезированный вариант, при котором учитываются и экспертные и голоса аудитории, но финальное решение принимается на основе именно экспертного голосования.
– Учитывая, что ты занимаешься форумом, который консолидирует игроков рынка, как ты считаешь, стала ли лучше ситуация в украинской музыкальной индустрии за последние годы? Или хуже? Есть ли движение в каком-то направлении или все хаотично?
– Есть один важный аспект – повышение потребления культурного продукта. ДахаБраха во Дворце Украина. ONUKA в Stereo Plaza. The Hardkiss во Дворце Спорта. Друга Ріка во Дворце Спорта. Монатик на «Олимпийском». Это очень круто. Это говорит о культуре потребления. Это повод говорить, что в украинском обществе повышается уровень культуры как таковой.
Появление Украинского культурного фонда с огромным пулом денег. Всем надо к ним податься. Удивиться и податься еще раз. Все привыкли, что министерство культуры финансируется по остаточному принципу. Теперь надо выкинуть это из головы. Потихоньку происходит это разделение: министерство занимается культурной политикой, а УКФ заведует деньгами.
Я думаю, что процессы очень позитивные. И я верю, что это путь вперед, а не назад.
– Разрешился ли конфликт с Koktebel Jazz Festival?
– С самого начала этого процесса меня не отпускало одно желание: я очень хотела помочь Лилии Викторовне (Млинарич, основательнице фестиваля – прим.ред.) в разрешении этого вопроса. Но она действительно очень долго не выходила на связь, и мы не понимали почему так происходит. По другую сторону оказался ряд людей, которые умудрялись выбивать деньги при самых разных ситуациях, и они были настроены весьма радикально. В какой-то момент я тоже поймала эту волну и мы, не дождавшись ответа, вышли в публичное поле. Хотя я до сих пор убеждена, что это было не совсем правильное решение. Лилия Викторовна в итоге согласилась, что у нее был пробел в коммуникации.
Тем не менее, у меня не получилось ей помочь. Потому что я тоже была сильно обижена. Слишком эмоциональна. Отчасти конфликт уже разрешился. Закрыты вопросы с несколькими группами и подрядчиками, некоторыми членами команды. Ситуация двигается. Возможно, не так быстро, как хотелось бы. Но я думаю, что все будет хорошо. Возможно, для самого фестиваля, это определенный знак, что надо поменять организационную структуру или стратегию. В общем, что-то поменять.
– Ты планируешь еще участвовать в организации Koktebel Jazz Festival?
– Нет.
– А что насчет Polyana Festival? Есть планы ее таки провести в будущем?
– Я отправляю правильный запрос во Вселенную. Я знаю, что Polyana вернется после третьего Kyiv Music Days. Как я говорила, сейчас мне было бы неправильно заниматься двумя направлениями. У нас была хорошая «визитка». Как только что-то произойдет, мы сразу об этом сообщим. Но я думаю, что это будет не раньше, чем в следующем году.
– Какой идеальный результат работы Kyiv Music Days ты видишь?
– Прибыльный фестиваль Polyana.
– Ну это твоя личная выгода. А если говорить о рынке?
– Нет. Для нашей страны это достаточно нишевый фестиваль. Если он будет посещаем, это будет свидетельствовать о нескольких важных факторах: у нас выстроилась культура потребления; к нам начали ездить гораздо больше иностранцев; термин «туристическая привлекательность Карпат» работает не только на бумаге; У организаторов open-air прекрасно и действенно налажен контакт с коммерческим и государственным сегментом.
Это не эгоистично. Мне хотелось бы, чтобы в 2020-2022 годах количество фестивалей в регионах умножалось в два-три раза. Это и будет показатель. Потому что фестиваль – это лакмусовая бумажка всего рынка. Это большой собирательный образ практически всех сфер: юридической, логистической. образовательной, менеджерской, продакшн, состояния музыкальной индустрии в целом. Когда организаторы фестивалей спокойно проведут дискуссию о фестивальном маркетинге – это и будет показатель.
Во время Tallinn Music Week в Таллинне работает более 100 концертных площадок. Я не понимаю, как это. Я бы хотела, чтобы во время Kyiv Music Days работало 50-70 площадок. Это будет показатель и количества заведений, и качества, и количества музыки.
Коммерческие бренды только учатся считать качеством, а не «проливом». Но это тоже медленно. Поэтому, когда у нас появится первый по-настоящему коммерческий спонсор Kyiv Music Days, это будет означать правильное функционирование этого рынка. К нам приходят люди, которые потом управляют умами миллионов: в ютубе, на фестивалях и так далее. Это был бы очень хороший результат.
И последний результат – тоже скажу о деньгах. Когда бюджет Kyiv Music Days будет равен нулю. Единственное, за исключением гонораров команды. Что я имею в виду? Подобные мероприятия в мире существуют за счет того, что крупные игроки рынка по разным направлениям инвестируют в развитие рынка и его инфраструктуры. С первого года нам удалось заручиться поддержкой пяти основных игроков. Но их должно быть пятнадцать. Например.
Площадка. Это государственное предприятие, поэтому мы все равно должны выплачивать аренду. Благо там сейчас очень правильный и открытый к новым проектам менеджмент, с которым очень легко и комфортно работать
Гостиницы. По всему миру гостиницы отдают номера под спикеров либо совсем бесплатно, либо с очень большой скидкой. Они понимают, что к ним приезжают крупные промоутеры, организаторы из других стран. Если им понравится гостиница, они привезут в тур 35 человек. В прошлом году максимальная скидка, которую нам предлагали: 15-20%. В этом году – уже более 50%.
Логистика. Нужны авиа-партнер, железнодорожные партнеры, автопартнер, которые поймут зачем им это нужно. То же самое по другим направлениям бизнеса .
– В этом году вы уже собираетесь заработать?
– Ты правильно понимаешь мою мысль. Я думаю, что на этом уже пора зарабатывать. Но это не основной приоритет. Я думаю, что в этом году будет еще лучше, чем в прошлом. И вообще давайте все красиво зарабатывать, всегда.
Фото: Женя Люлько
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: