Почему DZIDZIO «Контрабас» и «Перший раз» – это хорошие украинские комедии. Разбор архетипов

Рецензировать украинские фильмы – неблагодарное дело. С одной стороны, качество оставляет желать лучшего, с другой – редкий читатель поверит на слово, что наше кино реально смотреть с удовольствием. Особенно когда речь заходит о таких колоритных персонажах как Михайло Хома aka Dzidzio. Культурные люди с легким презрением поглядывают на фильмы «Контрабас» и «Перший раз», некоторые даже пытаются по ним оценить общее состояние отечественного кинематографа.

Признаюсь, я тоже отводил им место в «уголке презрения», где уже стоят «Свінгери», «11 дітей з Моршина», «Я, Ти, Він, Вона» и Любомир Левицкий. Я не имел право судить кино без эмпирического опыта. Даже украинские фильмы имеют право на оценку и дискуссию. Пришло время признаться честно: мне понравились фильмы «Контрабас» и «Перший Раз». Это качественный продукт, даже если вы запретите использовать старый-добрый прием «современное укркино только зарождается, дайте ему шанс». Не будем о хорошем, не будем о плохом, давайте попробуем разобраться – на каких духовных скрепах держится комедийная реальность Дзидзьо.


Підписуйтесь на телеграм-канал автора цього тексту Жені Морі «Типа кино», а також на наш канал «Нове українське».


Село

Режиссер Томашпольский сказал в интервью: «Наше общество станет на путь выздоровления, когда мы научимся «ржать» над собой и не обижаться». Судя по кассовому провалу комедии Тони Ноябревой «Герой мого часу» – мы любим посмеяться, но к самоиронии не готовы. Удивительно при этом, что рейтинги телешоу «Говорить Україна» стабильно держатся на демонизации сельского жителя, показывая его жестоким, пьяным и глупым.

Настоящий Михаил Хома родился в деревне Бортники, где и происходят события «Першого разу». Он рано покинул родной дом, поэтому неудивительно, что деревня изображена в фильме по-детски идеалистично. Она отличается от мегаполиса, где толпы людей напоминают про объективную реальность. В деревне легче оставаться в мире фантазий и верить, что можешь стать известным певцом или контрабандистом. Да, большинство из них считают, что украинская культура начинается и заканчивается на Тарасе Шевченко, даже авторство гимна Украины вполне может принадлежать «нашему кобзарю». Но в фильме Хома добродушно показывает, что простодушие – не порок, а возможность быть счастливым «несмотря на».

Щепотка фантазии, минимальный дар убеждения, и односельчане охотно поверят в твою мечту. Жуткий таможенник по кличке Коготь упадет на колени, раскается и отдаст полученные за годы службы взятки. Другие поверят, что ряженый Дзидзьо в «Контрабасе» – настоящий священник, исполняющий оперную арию на похоронах. «Как вы смеете мне перечить?», – спрашивает Хома и все замолкают. Их лица выражают любопытство и недоумение. Для того и нужны священники, чтобы объяснить сложные вещи простым языком. Впрочем, даже они не застрахованы от обмана, поэтому Дзидзьо легко входит в роль маэстро, управляющего известным симфоническим оркестром.

Да и что может быть проще житейского кредо ребенка-Дзидзьо в деревне: «дают – бери, бьют – беги». Протягивают доллары и просят отпеть усопшего? Пожалуйста. Накинулись с дробовиком – беги. Село больше похоже на сказочное место, где взрослый Михаил Хома, словно Питер Пен, может вести себя как ребенок Дзидзьо, наивный, впечатлительный и ранимый.

DZIDZIO

Если верить Стиву Каплану, автору учебника «Скрытые инструменты комедии», чтобы комедия работала, вначале должна появиться большая ложь. Поэтому комедия положений Dzidzio при необходимости легко переобувается в комедию характеров – внешние обстоятельства запускают внутренние конфликты, и наоборот. Учитывая, что ГГ патологическое брехло, то и фильмы должны начинаться с проявления этого греха.

Маленькая ложь запускает большую цепочку событий, финал которой ждет на уровне «хуже некуда». Врет Хома по единственной причине: он боится взглянуть людям в глаза и увидеть в отражении пустое место, тридцатилетнего девственника-балбеса с невыполнимой мечтой. Откуда ему знать, что такое самоуважение – ребенку без отца и с матерью на другом конце телефонного провода?

Взгляните на поведение Дзидзьо в начале «Контрабаса». Хому приглашают спеть на свадьбу, но в его голове чужой праздник становится дебютным бенефисом будущей звезды. Чтобы отдаленно напоминать идеальный образ «артиста» в фантазиях, наш герой нанимает товарища на должность шофера-охранника, надевает лучший костюм и готовится не к выступлению, а к выходу на сцену. Он хочет воплотить в жизнь собственную фантазию о славе, богатстве и уважении. Но, цитируя Славоя Жижека, «Когда фантазия рушится, вы не получаете реальность. Вы получаете ужас реального – и это ещё одно определение кошмара». И в этот травматический момент нас выбрасывает в реальность. Все идет не по плану. Возвращаясь в состояние «обиженного ребенка», Дзидзьо перекладывает ответственность на щуплого шофера-охранника, чтобы он открывал двери перед артистом и разобрался со злыми хулиганами.

Его моральный конфликт в неспособности принять ответственность за свои действия, этот лейтмотив дает о себе знать не только в «Контрабасе», но и в романтической комедии «Перший раз». Немного спойлеров: Дзидзьо готовит церковный хор к выступлению. Ответственный момент, на кону самое важное – уважение односельчан и прекрасной возлюбленной. Иронично, но жизненно, что конфликт помогает решить Бодя. Он скармливает товарищу кексы с коксом, отчего у Хомы сносит крышу и наружу вырывается его «Супер-Эго». Будучи под кайфом, он заставляет хористов целовать ему руки, признается объекту вожделения в сексуальных фантазиях и теряет над собой контроль. Дзидзьо не виноват, но ему приходится взять ответственность за слова, просить прощения и надеяться, что окружающие примут его таким. Приняли, а главное, что Хома принял себя. За чудесной сценой выступления хора в церкви следует первое занятие сексом с возлюбленной, а после и окончательное примирение с матерью. Важно, что именно она застает сына в постели с женщиной, после чего, со словами «конечно же я ревную», отпускает его на волю. Перед титрами Дзидзьо на глазах людей и под веселые крики «Горько» целует любимую – вдвоем они покидают границы кадра.

Выходит, что Дзидзьо просто неуверенный в себе? Типично для комедии. Получается, что его проблемы из-за комплексов? Да! И кажется, что парень смирился с крахом фантазии, мечты, и заполняет внутреннюю пустоту любовью, дружбой, семьей и Богом.

Секс

В «Контрабасе» femme fatale служит объектом сексуальной рефлексии сайд-помощников Дзидзьо. Женщина эксплуатирует их в собственных целях, но одетый в рясу герой видит её насквозь. Сейчас «Контрабас» прикидывается приличным road-movie с глубоким декольте, но без сексуального напряжения.

А что вы знаете о сюжете «Перший Раз»? Думаете, это про то как Дзидзьо пытается лишиться девственности? No. Проблема в том, что дата выхода фильма совпала с релизами целого вороха отечественных секс-комедий, а маркетологи не умеют в рекламу и верят, что волшебный зверек «секс» приведет на сеанс полные залы одурманенных похотью украинцев.

Вот только Дзидзьо не «40-летний девственник», и не МакТрахер из «Американского пирога». Типичный ромком «Перший Раз» – это фильм о первой большой любви. Принципы не позволяют Хоме лечь с первой встречной. Как бы настойчиво друг детства и кобель Бодя Паук не пытался, секс с незнакомкой вызывает у Дзидзьо отвращение. Это отвлекает его от детской непосредственности, творчества (пение, руководство церковным хором) и настоящей любви в лице Квітки. Возможно, что и название фильма отсылает не к сексуальному опыту Хомы, а к первому возвращению девушки в Украину из Америки, куда она эмигрировала в детстве. Счастье в финале неизбежно, в то время как распутная жизнь Боди приводит к череде кармических неприятностей, от которых его может спасти только свадьба.

Посыл Dzidzio очевиден: секс без любви возможен, но приносит только страдания.

Мама

Один из персонажей божественного пантеона вселенной Дзидзьо. Их отношения дали трещину, когда мама отправилась на заработки в Португалию, а сын остался на хозяйстве. Стартовый психотип Хомы в «Контрабасе» – это избалованный ребенок, который пытается освободиться от диктатуры материнской опеки. Серьезные неприятности вынуждают его обманом требовать у мамы крупную сумму денег, но через мгновение ложь разоблачат, а Дзидзьо переживет худший кошмар. Придется взять себя в руки и уехать с двумя товарищами в путешествие, главной целью которого является не столько «бабос от контрабанды сигарет в Польшу», а взросление. Наиболее сильный в эмоциональном плане момент фильма тоже связан с матерью – библейские мотивы искупления вины и примирения семьи задевают за больное.

«Перший раз» отличается от «Контрабаса» и жанром, и стилем, и сюжетом, и настроением, но психологический конфликт «мать-сын» остался, чтобы получить развитие. Вначале «Першого разу» Дзидзьо по собственной неуклюжести подводит мать, а в наказание отправляется до рідної хати у село. Эго героя рождает идею-фикс – вернуть уважение и любовь матери, доказать, что в состоянии справиться с трудностями. Осталась на месте и заветная фантазия «стать знаменитым певцом», но в картине мира матери для этой мечты места нет. Все меняется, когда Дзидзьо начинает помогать другим людям и становится руководителем церковного хора. Весь фильм (как и в «Контрабасе») мы только слышим голос матери, разок видим её мельком по Skype, поэтому когда семья действительно воссоединяется, то комплексы испаряются и Дзидзьо получает шанс на счастливую жизнь.

Для консервативной вселенной Dzidzio, образ матери – это семья, ответственность, честность и, спасибо безотцовщине (папа умер, когда Дзидзьо было 13 лет), наше «рацио»: оно заставляет нас вставать утром на работу, а вечером уговаривает лечь спать прежде, чем проснется «внутренний ребенок», который закажет в Dominos две гавайских пиццы и устроит ночной киномарафон.

Бог

Ещё одна черта, объединяющая «Контрабас» и «Перший раз» – это строгий, но справедливый и любящий Бог-Отец. В нем Дзидзьо находит замену умершему отцу, к нему обращается в трудную минуту, а после отказывается от мечты и популярности ради служения церкви.

Общение между ними началось в первом акте «Контрабаса». Хоме нужна большая сумма денег, мать отказалась помогать, а значит придется обратиться к Отцу. Дзидзьо приходит в церковь и уговаривает сына священника вложиться в контрабанду сигарет, чтобы получить ключ от входной двери, а затем опустошить казну для пожертвований. Начинается буря, Хома поднимает голову и заводит диалог с Богом, обещает ему через три дня вернуть деньги с процентами, что и написал в расписке. Где зритель слышит раскаты грома, Дзидзьо слышит человеческий голос. Кроме того, на протяжении фильма Всевышний несколько раз поможет сыну и сыграет не последнюю роль в деэскалации конфликта. Уже к финалу нам покажут заполненный долларами ящик, как символ отказа от материального блага в пользу духовной чистоты.

В «Першому разі» Дзидзьо не общается с Богом, но все ключевые события фильма, включая грехопадение с упомянутыми ранее коксо-кексами, происходят в непосредственной близости от церкви, где венчались его родители. Также Хома занимает место священника за трибуной в качестве руководителя хора, но если посторонние испытывают религиозный трепет, то Дзидзьо ведет себя уверенно. Благодаря ему в святой день скамьи заполнились людьми, храм Божий ожил. После этого жизнь в деревне, наконец-то, наладилась – семья вернулась в отчий дом, несчастные получили второй шанс, а все влюбленные жили долго и счастливо. Консервативная идеалистическая картина мира: служение в церкви, забота о родителях, традиционная семья и борьба с внутренними демонами. Happy End!

Вместо вывода

Поздравляем, вы прочли единственное в своем роде эссе по мотивам двух комедийных историй Дзидзьо. Но прежде, чем забыть о его фильмах до выхода следующей части, я отвечу на важный вопрос. Если не заниматься анализом духовных скреп, которые Хома использует для создания комедии, достойны ли road-movie «Контрабас» и ромком «Перший раз» просмотра?

Львиная доля аплодисментов уходит Дзидзьо. Харизматичный, яркий и типажный, он выделяется на фоне других актеров. Без его участия карточный домик из сценария, юмора, операторской работы и музыки наверняка развалится. Критики жаловались на «обнуление франшизы»: сюжет первой картины остался за бортом, персонажам стерли память о контрабанде сигарет в Польшу. В нашем случае это помогло сравнить два сюжета, найти ключевые элементы, которых не затронула «перезагрузка».

«Контрабас» – это не «первый блин комом», но кинопродукт без претензий на искусство. Насколько увлекательным будет путешествие? Если вы не позволите очаровать себя харизмой Дзидзьо, то столкнетесь с главной проблемой украинского кино: дефицитом хороших сценаристов и скрипт-хилеров. Здесь больше персонажей, больше событий, больше экшена, поэтому вероятность облажаться растет с геометрической прогрессией. Впрочем, нельзя сказать, что из этого раунда Хома вышел проигравшим.

Проблема «Першого раза» другого толка – плохие реклама и название. Спасибо авторам, благодаря которым я думал, что Дзидзьо сошел с ума и водит школьников на показ собственных home video. При том, что во втором фильме ещё меньше пошлости, кроме отвратительной сцены, в которой Бодя показывает Дзидзьо велосипед. Все-таки месседж фильма в том, чтобы не торопиться и найти любовь. Некоторые сцены получились действительно хорошо. Даже начинаешь испытывать приятную неловкость от мысли, что фильмы Дзидзьо способны вызвать мурашки по коже. Возможно, они больше понравятся молодому поколению. Хома заслуживает на звание «украинского Джима Керри» (я не сравниваю их таланты и достижения) – типажного комедийного актера.

Я ставил перед собой задачу проверить, насколько реально всерьез анализировать украинские комедии – «Контрабас» и «Перший раз» стали приятной неожиданностью! Например, если долго смотреть «11 дітей з Моршина», то чувство юмора постепенно отмирает, а украинские секс-комедии вызывают желание принять аскезу и больше никогда не раздеваться. Поэтому я хотел бы чаще видеть фильмы, похожие на истории Дзидзьо, чем смотреть очередную скучную экранизацию зарубежных комедий.


Підписуйтесь на телеграм-канал автора цього тексту Жені Морі «Типа кино», а також на наш канал «Нове українське».


Фото: официальные сайты UFD и B&H Films

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.