Головна
>
Інтерв'ю
>

Яна Блиндер: “В Украине с музыкой случилось то, что когда-то случилось в Англии”

Яна Блиндер: “В Украине с музыкой случилось то, что когда-то случилось в Англии”

Я узнал о Яне Блиндер 3 года назад. Тогда украинская сцена начинала пробиваться в массы, а в России «Афиша-Волна» регулярно радовала крутыми релизами. Там я и услышал дебютный альбом проекта Yana Blinder. Это был изумительный инди-поп с приятным женским вокалом. Тот момент, когда ты становишься фанатом с первых звуков.

Спустя три года я случайно увидел в рекламе «Голоса Країни» знакомое лицо. Это была Яна. Когда она с уверенностью прошла отбор и нокауты, показалось, что в украинском Голосе появилась новая звезда. Несмотря на вылет в четвертьфинале, Украина стала для неё новым домом. Скоро состоится первый концерт Yana Blinder в Киеве, а в планах у неё желание делать музыку в Украине.

Уже после Голоса мы встретились с Яной в уютном кафе в центре Киева и поговорили обо всём: эмиграции в 3 года, джазовой группе в 12 лет, о том, как доставать маму из непальской тюрьмы, участии в группе Браво и о том, почему украинская сцена интереснее российской.

IMG_0073

Привет! Кто ты?

Я — певица, композитор, продюсер.

У тебя впечатляющая жизнь, ведь ты с детства жила за границей: Испания, Индия, Непал… Как так получилось?

Мои родители эмигрировали, когда мне было 3 года, как раз перед распадом СССР. Потом они развелись и я осталась с мамой и бабушкой. И вот мы кочевали с места на место и почему-то не возвращались обратно. Хотя можно было просто вернуться в Россию и жить нормальной жизнью, но, видимо, такая жизнь не для моих родителей. Где-то в 11 мы более-менее осели в Испании и пробыли там до моих 15 лет.

Как в твоей жизни появилась музыка?

Родители. Моя мама слушала классную музыку: Джексон, Принс, Enigma… Я все треки Enigma знаю! Жаль, что мама джаз не слушала, мне бы это помогло больше. А моя бабушка — преподаватель вокала. Она вообще всю жизнь поёт. Когда я родилась, она уже 30 лет была на сцене. Если помнишь, во времена Look at me она делала прикольные рецензии на песни других артистов и занималась вокалом с Pompeya, On-The-Go, Poco Cox… Вообще со многими из той волны новой русской музыки.

Ага, помню эти видео. А что насчёт такой истории: когда тебе было 12 лет, к вам домой пришел пожарник. Он услышал как ты поёшь и позвал в свой джаз-бенд. Родители были не против и ты бросила школу ради музыки. В 12 лет! Это как?

Да, было такое. А по поводу школы… Ну, звучит это круто, но на самом деле всё было немного не так. Ведь я же эмигрант, у меня не было постоянной школы. Я ходила туда очень нестабильно, мы постоянно переезжали и я в основном занималась с репетиторами. Поэтому бросить школу и заниматься музыкой в моём случае не было проблемой. К тому же, музыка, как и другие занятия, дают намного больше, чем просто знания без какой-либо практики.

Вот ты занимаешься журналистикой, будешь встречать новых людей, вдруг найдёшь через них крутого кардиохирурга для друга, а друг позовёт тебя в Непал в качестве благодарности и там ты достигнешь какого-нибудь просветления. И так же с музыкой. Ты открываешь новый мир, просто занимаясь любимым делом. И я сказала родителям, что давайте я лучше буду заниматься с репетиторами, так, как комфортно мне, и уже сейчас буду учиться жизни.

А что было дальше? Ты же всё пела. Блюз, метал, рок…

Ага, было всё, и неизвестно, что будет дальше. Я в детстве хотела свою группу и все время находилась в поисках. Я слушала Garbage и хотела быть Ширли Менсон, а потом слушала Depeche Mode и хотела играть такую музыку. Так что да, я была постоянно в поисках своего… Блин, это очень сложно! Это вообще большая проблема для многих музыкантов.

Есть такая категория музыкантов, которые могут играть разное, но не знают, что именно они хотят. Вот я играла в Непале с африканскими блюзменами и непальсками зеками, но это не значит, что я в России сыграю с зеками или стану делать блюз.

А потом ты вернулась в Россию. Как это было?

Я была жертвой обстоятельств. Мама устала от поездок и уехала в Непал, а я вернулась в Россию. И это был шок. Это ведь совсем не Европа. Ну и приехала я не в Москву, а вернулась домой, в Ростов. Долго искала музыкантов, настоящих, с кем мне было бы комфортно творить. Мои поиски были довольно мучительными, так как совпали с ментальной акклиматизацией. В итоге я нашла ребят и мы начали играть метал. За первые три месяца мы получили контракт с инди-лейблом в Испании, куда я вернулась со своей новой группой, там мы просуществовали целый год. Но я не могу изменять себе, я должна была идти дальше и найти свое звучание, так что наш совместный путь был недолгим.

О России мы ещё поговорим, а сейчас я спрошу о том, что меня впечатлило больше всего. Твоя мама несправедливо провела в тюрьме Непала 2 года. Это что вообще?

Пока я изучала Россию, моя мама уехала в Непал заниматься духовными практиками. Она снимала там дом, куда приезжали люди со всего мира брать у нее уроки. Как-то она уехала в монастырь на несколько недель. Кто-то проник в дом, почему-то убили домработницу, порезали и сложили останки в чемодан. Причём, даже не чемодан мамы. Это звучит, как бред, но так оно и было. И мама писала мне, что где-то нашли европейский чемодан с останками трупа, и что она переживает за свою жизнь. Я полетела к ней, но не успела, потому что её арестовали за 15 минут до посадки моего самолета.

Я сразу поехала в полицейский участок, нашла прокурора. Захожу в кабинет, а там лежат вещи моей мамы, которые украли эти люди и подкинули прокурору. Я поняла, что шансов почти нет. В консульстве России мне тоже не помогли. Я вернулась обратно и началось: мы искали помощь, ходили по разным тв-шоу, об этой истории много писали. Я тогда почти не занималась музыкой. И так прошло 2 года. В какой-то день пришло письмо от мамы, где она говорила, что если ее не выпустят до озвученной ей даты, то она повесится. И что? И как раз в тот день, когда она хотела покончить с собой, мне написал какой-то неизвестный человек, дал нам денег, купил билет в Непал и я уехала туда.

Мама расценила это как тот самый знак, которого ждала. Там я нашла разных людей, которые помогали, подсказывали, что нужно делать в этой ситуации и как добиться справедливого апелляционного суда. В итоге всё решилось, она вышла. Сейчас это звучит так просто, но тогда это реально был ад и одновременно одно из самых важных приключений в моей жизни.

IMG_0170

Жуть. Но потом ты снова вернулась в Россию. Как на тебя повлияла эта история?

Конечно, я очень изменилась. Я вернулась другим человеком. Я знала, что такое свобода, любовь, дружба, ценности, весь мир перевернулся и будто все стало на свое место. И мне было трудно, меня никто не понимал.

Потом случайно попала в Москву. Мне предложили где-то спеть, под минус, я уже и не помню. Я поехала, спела, а денег на обратный билет мне не заплатили. В городе у меня никого, денег нет. Я собрала тюльпаны с этого корпоратива и поехала смотреть город. Ведь если жизнь делает пиздец — вникни в него, наверняка это к лучшему, просто надо прислушаться.

Я спустилась в метро, дарила людям тюльпаны и искала улыбающихся и интересных людей среди испуганной массы. И там я встретила человека по имени Руслан, единственный, кто улыбнулся и взял мой тюльпан, но к нему мы вернёмся позже. Вскоре нашла жилье в Москве. Сначала на пару дней, потом на неделю, месяц и так и осталась. Джемила, ходила на разные концерты, врывалась на тусовки и стала известным фриком.

На одном из таких джемов меня заметил продюсер 5’nizza Эдуард Шум и пригласил на свой фестиваль. Я позвала свою группу из Ростова, мы сыграли, но ничего хорошего из этого не получилось. Потом мы попробовали закрепиться в Москве и снова мимо. В итоге я поняла, что продолжать старое нет смысла. Группа уехала и я начала всё сначала сама. Но перед этим поехала в Киев.

Зачем?

Я нашла своего отца. Вот просто пробила в Яндексе и нашла его. Он жил тогда в Киеве и я поехала к нему. Мы наладили отношения, он оплатил мне учёбу в Москве, снял квартиру, помогал мне по-своему так, как хотел, как лучше. Но ничего хорошего из этого тоже не получилось. Я хотела делать музыку, учиться на режиссера, на сценариста и не обязательно, чтобы это было в государственном вузе. Я была готова учиться и на обычном учебном заведении, лишь бы мне дали знания. Но в итоге я училась на лингвиста в РУДН, случайно спалила квартиру, которую снимала, мы на время расстались с отцом и, кажется, я его хорошенько разочаровала. И тут мне пишет тот самый Руслан из метро (год прошёл!) и говорит, типа, давай играть вместе. Это была группа 3 colours of white, мы играли техно. Это был непростой период тоже, не моя музыка, но за 3 года я научилась всему — выступать, делать музыку, менеджерить группу и пр. И в этот период произошло самое важное событие в моей жизни — я нашла Андрея.

Мы встретились на студии. Я была скептически настроена, потому что за 3 года пересмотрела всех электронных музыкантов Москвы и за пределами. А Андрей до нашей встречи успел поработать над моей сырой демкой, которая лежала у ребят из 3 colous of white. И вот, я сижу на студии, слушаю то, что Андрей Рыжков сделал с песней и понимаю, что всё то, что я делала до этого, вся моя история, разочарования, падения, расставания, свели меня к этой точке, привели меня в этот судьбоносный момент. То, что Андрей сделал с моей песней, как он ее аранжировал, будто впервые кто-то смог меня понять по-настоящему, прочитать мои мысли, но не зная и не видя меня до этого.. Это была судьба.

И ты захотела забрать Андрея себе?

И я это сделала, мы стали писать музыку вместе, родилась Yana Blinder, впервые мы аранжировали и выпустили мои собственные песни и вскоре стали писать их совместно, чем до сих пор и занимаемся. Выпустили два EP, создали краудфандинговый проект, Андрей срежиссировал наш первый клип Feva High. Сейчас мы не только занимаемся своей музыкой, но и пишем для других людей, для рекламы и кино. Скоро запускаем собственную телепередачу.

Конечно, мы с ним тоже пережили несколько кризисов, из-за многих разногласий и разных менталитетов, но это личное, которое к сожалению успело затронуть наших слушателей, но сейчас все в порядке, мы – творческая, профессиональная команда из двух очень непростых, но одаренных музыкантов.

А потом ты пошла на российский Голос. Там у тебя тоже произошли важные вещи.

Да у меня вся жизнь одна сплошная знаковая или сказочная история. Когда уже будет что-то нормальное? Типа, я поехал в LA, накурилась с Доктором Дрэ и записала пару треков.

Нормально.

Если бы. В общем, да, я пошла на Голос. На кастингах я пела Rhythm Of The Night, всё было хорошо. Но на слепых прослушиваниях мне не дали её спеть, для того Голоса такое выступление было слишком смелым. Другие песни я не хотела петь, да и не особо они мне подходили. Но мне пришлось спеть Let It Be, сделала я это плохо, к тому же ещё и забыла слова. Было стыдно. Я думала, что подвела всех, кто дал мне возможность там выступить. После Голоса меня все умоляли больше никогда не ходить на конкурсы, потому что я плохо их переношу. Как видишь, не получилось.

И после в твоей жизни появилась группа Браво.

Да. Евгений Хавтан случайно увидел меня на нашем концерте, послушал и… ушёл. Хавтан позвонил мне только через год, предложил поработать вместе и взять мою группу выступить к ним на разогрев. После этого мы начали работать и он стал очень хорошим другом, человеком, чьи советы мне всегда очень ценны, так же, как и его хорошее отношение ко мне, Браво действительно такие же глубокие, романтические, мудрые и жизнерадостные, как и их песни. Мне очень повезло, что я связана с ними.

Так, хорошо. Значит, была одна группа, потом вторая, потом проблемы, потом всё снова хорошо. Дальше — Голос и Браво. А как в это время жил проект Yana Blinder?

Мы приостановились. В период притирки характеров и разных историй искали себя, думали, что-то писали, но не знали, что делать с этим дальше. Потому что без Афиши-Волны, без Look at me, без субкультурного явления, которое было тогда и не доросла до поп-уровня, которое сейчас есть в Украине, трудно выпускать музыку. Не совсем понятно, куда она уйдет, а выбрасывать в бездонные просторы интернета свою работу очень не хотелось. В Украине случилось то, что когда-то случилось в Англии и должно было произойти у нас, а так же происходит то, что могло происходить в России в 2012, но по некоторым причинам не получилось и пока не думаю, что однажды получится.

В смысле?

У вас всё по-другому. Тут есть Onuka, которую уже и бабушки знают. Она собирает Октябрьский дворец, а у нас нишевые группы такого не сделают. Хотя Андрей предрекал такое. Я мечтала стать принцессой хипстерской волны, думала, что развитие современных тогда тенденций обещает, наконец, что в России музыка будет свободной, доступной для всех, на телеканалах мы сможем увидеть, как выступают музыканты со своей музыкой, те, у кого есть потенциал и кто сам себя делает. А он говорит, мол, подожди, скоро утихнет. Я поигралась во всё это, а потом, в 2014, вся новая волна России, по крайней мере лично для меня, сошла на нет.

Я всё думал, почему ты не пошла снова на российский Голос, чтобы исправиться и что-то доказать себе и другим, а поехала к нам? Почему Украина?

Я знала, что в Украине стартует новый сезон, но долго не могла решиться. Ну и все вокруг мне говорили, мол, ты что, это же Украина, а ты русская, у тебя даже шансов нет. Но если бы Украина была построена на предрассудках, сейчас мы бы не слушали только украинских исполнителей, которые добрались до каждого слушателя у себя и у нас дома.

Потом один человек мне сказал важную мудрость — иногда нужно не думать, а делать. И я поняла, что хочу приключений. Я поняла, что боюсь, потому что это снова конкурс и у меня сложился определенный имидж в России, который не вяжется с Голосом, но если я чего-то боюсь, это может быть знаком того, что обязательно нужно ехать. Я поехала и сразу прошла. И стоит сказать, что украинский Голос кардинально отличается от русского. Четыре тренера, этапы — это да, но всё остальное вообще по-другому. После кастинга у меня был разговор с Русланом Квинтой (продюсер Голоса), после которого я поняла главное отличие наших Голосов. Он спросил, участвовала ли я в других конкурсах. Я сказала, что была в русском Голосе 2 года назад, но не прошла, потому что не смогли договориться о песне, которую буду петь. А Руслан сказал, что здесь они в первую очередь прислушиваются к артистам. И я растаяла.

Как тебе работалось с Джамалой? Она действительно настолько требовательна к вокалу?

Да! Она самый требовательный и самый крутой наставник из всех, что касается именно вокала. Мы работаем над каждым вдохом и выдохом. Она полностью погружена в человека.

Для неё важен только вокал или она старается давать тебе песни, которые раскрывают тебя, как вокалистку?

Нет, она не диктатор, не робот. Хотя сначала мы были напуганы, все те, кто пошёл к Джамале и был бунтарем в душе. Мы думали, что надо было идти к Потапу, там, говорят, всё просто. А Джамала совсем другая. Расскажу одну историю.

В отборе было недоразумение, когда я назвала Тину Кароль существом. Я правда не имела в виду ничего плохого, но, кажется, обидела её. Просто «существо» на испанском — «criatura» (криатура). Это что-то интересное, великое, волшебное, как «creature». Ну, ничего такого. И когда я сказала, что «вы похожи на существо», я хотела после добавить «как русалка», но не могла вспомнить это слово очень долго. Там даже вырезали момент, когда я спрашивала, типа, ну как же, ну человек и рыба? И перед боями Джамала мне сказала, что я буду извиняться. А я так — в смысле? Извиняться за, то что я ничего не делала? Но Джамала видит тебя насквозь. Именно поэтому в боях я пела песню Пробач Сергея Бабкина, которая помогла мне извиниться не только перед Тиной Кароль, но перед своими родителями и друзьями, перед кем я завинила когда-либо в своей жизни. Вообще каждое моё выступление на Голосе было как исповедь. Так уж получилось.

Ты понимала, что можешь выиграть?

Нет. Перед каждым этапом я прощалась. Во время прямых эфиров я была так психически и эмоционально измотана, что после вылета я утром проснулась действительно счастливой! Оттого, что все закончилось и я больше не должна нервничать так сильно, ведь в конкурсе очень сложно переживать только за себя, ты переживаешь сильно за то, чтобы не подставить своего наставника, которого я очень полюбила и хотела всегда быть безупречной и для него тоже.

Я чувствую, что Голос для тебя не просто конкурс. Мне кажется, что тобой движет не только желание творить и победить, а нечто более глубокое. Ты ощущаешь или хочешь ощущать себя неким культурным мостиком между Украиной и Россией.

Да, ты прав.

Тогда такой вопрос. Я знаю, что некоторые группы отказываются ехать в Украину, а другие едут с радостью. В чём проблема? И как ты можешь помочь?

Всё это очень странно. Как и то, что к нам на политические ток-шоу приходят в основном украинские кричащие, агрессивно настроенные политологи, а не другие, более лояльные персонажи, показывающие, что они готовы на диалог тоже. Многие группы хотят поехать, но их отговаривают, вселяют страх. В итоге кто-то едет, а кто-то нет. Так же было и со мной. Хотя, например, Евгений Хавтан (лидер группы Браво) говорил, что надо ехать. «Потому что в Украине музыка была всегда. Ты музыкант. Не бойся, поедь и спой».

Конечно, проблема в идеологии. Люди что-то прочитали, где-то услышали и принимают эту точку зрения, это происходит везде. А я стараюсь показывать то, что вижу сама. Ведь личный опыт важнее всего. Я гуляю по Киеву, веду инстаграм, снимаю видео и показываю, как тут хорошо. Все хотят посмотреть, как я тут живу, но боятся. А чего боятся? Ведь у всех родня и тут, и там. Нет наших и ваших, есть только политика, мы должны быть выше этого. Я здесь встретила людей, в которых влюбилась. Я скучаю за ними, когда их не вижу. А у меня ведь такое редко бывает, с моей историей жизни, переездов и всего такого. Я правда привязалась к Украине, я всегда буду рассказывать всем о своем позитивном опыте здесь. Это часть моей миссии.

Кажется, Украина тебе совсем небезразлична. Нет ли желания остаться и закрепиться? Мне кажется, ты бы идеально вписалась в лейбл Дорна.

Может быть… Кто знает. Мне здесь очень нравится и, конечно, я хочу что-то сделать тут. Хотя бы концерт, а там посмотрим. А вообще мне просто хочется быть в Украине как можно дольше и сотрудничать с украинскими музыкантами и режиссерами, что-то делать вместе, я думаю это должно перерасти во что-то серьезное.

IMG_0244

Я часто вспоминаю времена Афиши-Волны, когда они открывали новые русские имена в музыке. Я тогда нашёл для себя огромное количество исполнителей, которых слушаю и сейчас. Но потом, как мне показалось, эти процессы приостановились. Если сравнить современную сцену России и Украины, то как ты ощущаешь эти процессы? В чём отличие?

Я так скажу: одной из причин, по которой иногда я хочу остаться тут, это желание понять, как инди-группы Украины доходят до людей и больших залов. Это то, что отличает Россию от Украины.

О! Еще одно важное вспомнила — мне нравится, что здесь двери открыты. Например, на Голосе работают люди, которыми я восхищаюсь (я даже хочу написать альбом про них), и всё это молодёжь. Не всех из них имеют корочку оператора, например, но в талант молодого парня-оператора поверили и взяли. Взяли человека без опыта. Просто рассмотрев талант! В России не доверяют молодым, а тут доверяют. Потому что здесь понимают, что у молодых есть чувство вкуса и они разбираются в тенденциях, они голодны, потому среди них очень много гениальных людей, как и в Голосе.

У нас тоже много талантливых людей и хорошей музыки, но этих людей почти никуда не пускают. Нет площадок, чтобы заявить о себе и своей музыке. Ну и в Украине сейчас проходит тот романтический период, который был у нас. Look at me, Афиша и всё такое. Здесь хорошая почва для творчества, здесь что посеешь, то прорастет. Почему? Вот мне и интересно, хотя по-моему, я уже ответила себе на этот вопрос.

Блюз, панк, метал, панк, джаз, инди-поп, техно — ты играла всё. Ты до сих пор в поисках себя или ты в каждой музыке настоящая? Ты можешь сказать, что себя нашла?

Трудно сказать. Например, недавно Джамала писала на Facebook, что находится в поисках композиторов или аранжировщиков. Она себя нашла? Да, ибо она достигла того состояния, когда, где бы она не была, она всегда остается собой, неповторимой и ни с кем не сравнимой Джа. А моя музыка — это очень разностороннее, но четкое путешествие. Я тоже себя нашла, но ни в коем случае не закроюсь и не остановлюсь на чем-то, на одном стиле или форме повествование.

Мы хотим, чтобы люди путешествовали с нами, чтобы мы росли вместе. Сейчас, после Голоса, я точно знаю, что вернусь в студию другим человеком и другим музыкантом. И спасибо Украине за это.

Фото: Александра Некипелова

Розповiсти друзям

Facebook Twitter Telegram

Допитливим

Культура в регіонах
Від Onuka до Foa Hoka: як звучить Чернігівщина
Лєра Зданевич Лєра Зданевич
13 Червня, 2024
Культура в регіонах
Від Wellboy до Re-read: як звучить Сумщина
Лєра Зданевич Лєра Зданевич
13 Червня, 2024
Культура в регіонах
Музика Дніпропетровщини (Січеславщини): плейлист від Ліруму та Dnipropop
Лєра Зданевич Лєра Зданевич
12 Червня, 2024