Александр Ярмак – самый популярный украинский рэпер. Это подтверждается и количеством подписчиков в соцсетях, и количеством людей на концертах. При этом Ярмак занимает принципиальную позицию и отказывается выступать в России, несмотря на наличие там большой фанатской базы.
В украинском рэпе происходит не так много событий, которые выходят за рамки условной тусовки. Одним из самых громких событий этого года стал баттл Ярмака и Артема Лоика, который проходил в клубе Atlas и на данный момент собрал более 1,7 млн просмотров на YouTube. Баттл получился скандальный: и по смысловому наполнению, и по результату. После второго раунда Ярмак потерял сознание на сцене, а Лоик отказался продолжать рэп-битву. В результате, поединок остался без победителя.
К концу года Ярмак дал большой сольный концерт в Stereo Plaza. Незадолго до его выступления, еще осенью, мы встретились с Сашей и поговорили о его бизнесе, украинском хип-хопе, выступлениях в России и, конечно, баттле.
– В интервью с Фрилом ты говорил о том, что готовишь на осень украиноязычный альбом.
– Не успеваю его подготовить. Потому что череда событий в моей жизни выбила меня из колеи и мне не хватило времени. У меня закончился ужаснейший баттл. И начались новые проблемы.
В один момент мы узнали, что у нас в кассе – ноль. Я доверял человеку, который работал у нас три года. Я разрешал, чтобы все деньги приходили на его счета. И мы оказались в лютой ситуации, когда нужно платить за Stereo Plaza и все остальное, а мы банкроты.
– Как так получилось?
– Не особо хочу поднимать эту тему. Человек понемногу отдает эти деньги. Но в жизни так бывает, когда ты полностью доверяешь человеку, а у него свои жизненные и психологические проблемы. И в какой-то момент просто поплавило башню и всё.
Мало того, что пропали деньги. Мы узнали, что он еще и должен куче людей из нашего окружения. Два месяца мы это все разруливали. Поэтому альбом я постараюсь выпустить весной.
– Но ты продолжаешь его писать?
– Он обязательно выйдет. Я сторонник той идеи, что мы своими мыслями что-то притягиваем. И сейчас появился битмейкер – это известный диджей Джереми Стар. У него накопилось много проектов, в том числе с украинской этникой. Он начал включать и я понял, что это первый шаг к украинскому альбому.
– Как ты думаешь, возможен вообще украиноязычный хип-хоп без фольклорного колорита?
– Возможен. Но мне кажется, это не интересно. Мне кайфово использовать необычные звуки. В наших инструментах есть куча нестандартных звуков.
Тот же пример – ONUKA. Которая в треке Vidlik использует вообще непонятно что за штуку. Но звук крутой. И это цепляет. Ты никогда такого не слышал. Оно завораживает. Поэтому хочется не устроить шароварщину из украинского хип-хопа, а сделать стильно и необычно.
– Но ты же уже делал. На треке “Вставай” звучат этнические инструменты.
– Вот да. Будем двигаться в ту сторону. Но Вставай – более роковая тема. А хочется что-то ближе к хип-хопу. Скорее по типу Украинские атаманы. Там есть припев “Ой за гори за тумани…” – все думали, что это хор поет. На самом деле нет. Я написал текст, мой друг хоровик спел это все в несколько голосов и получилось интересно.
Но это было два или три года назад. За это время мы музыкально выросли. Раньше я много спешил, делал на скорую руку. Многие песни и клипы были ширпотребными. Сейчас я от этого отказался. Если буду делать – то буду вылизывать до конца.
Бывает не получается. Например, с песней Твої сни. Мы видели себе этот клип по-другому. Но не получилось так как видели. Ну и ничего страшного. Прошли и идем дальше.
– Мы сейчас сидим на Крещатике и я вспомнил твой первый клип. Ты бы сейчас выпустил клип “Пидарасия“?
– Нет, сейчас бы ни в коем случае не выпустил.
– Почему?
– Я стал взрослее, размереннее, мудрее. Тогда кипело что-то внутри. Была дерзость, хотелось что-то кому-то доказывать. Сейчас – не хочется. Хочется прокачивать себя с каждым днем. Делать круче и круче. Пока в плане музыкальности это не очень хорошо получается. Я это понимаю.
Но я занимаюсь музыкой – всего ничего. Нынешние успешные украинские продюсеры посвятили музыке всю свою жизнь. Они взрослее меня. Думаю, что в 35 лет я тоже буду очень прокачанным в музыкальном плане человеком.
– А ты самокритичен.
– Очень самокритичен. У меня нет такого, что я лучший рэпер в стране! Или что-то такое. Когда мне говорят “Ты – самый популярный рэпер в стране”, я отвечаю: “Это из-за отсутствия рэп-индустрии. Банально, из-за отсутствия других персонажей”.
Мое главное качество – это работоспособность и стабильность. Я переживу всех. Я работаю и работаю, учусь и учусь. Я уверен, что это то, что приведет меня к успеху в жизни.
Я никогда не говорю, что я самый классный или самый техничный. Есть масса талантливых ребят в Украине, у которых мне еще стоит поучиться.
– Когда заблокировали ВК, это сильно ударило по тебе? У тебя ж там была основная база поклонников?
– Сначала ударило. Сейчас уже не так сильно ощущается. Конечно, посещаемость страницы ВК упала в два раза. Сейчас большинство посещений – это Россия, Беларусь, Казахстан. А мы туда не ездим с концертами. Только в Беларусь.
– В Facebook не думали активно перебираться?
– Думали. И будем понемножку. Оно просто должно в нашу жизнь органично войти. Я, например, никогда особо не пользовался фейсбуком. Я сидел в инстаграме. Это простой способ донесения фотографий и информации.
Сейчас будем осваивать фейсбук. Потому что мы заметили насколько более зрелая там аудитория.
– Перед интервью я поговорил с Фрилом, как с человеком, который намного больше разбирается в рэпе чем я. И он предложил задать тебе такой вопрос. Почему не выстрелил альбом RESTART? Хотя он музыкально интереснее и сложнее, чем все, что выходило до этого в том числе со Стольным.
– Я бы не сказал, что он выстрелил хуже или лучше. Мы поймем это через год. Информация очень тяжело проходит через людей. Интернет ускорил процесс, но чтобы понять завоевал альбом массовый сегмент или нет – надо чтобы прошло время. Чтобы человек послушал и передал другому.
С момента альбома RESTART и собственной перезагрузки, я принял решение, что я работаю сейчас не для масс. Я буду стараться работать для людей, которые действительно разбираются в творчестве и в музыке. Для музыкальной интеллигенции. Потому что они для меня, честно говоря, важнее.
– Это в ответ на то, что в какой-то момент тебя все чаще начали называть конъюнктурщиком и попсовиком?
– Может когда-то и начали называть. Потому что я по природе был попсовиком, но не конъюнктурщиком. Я был обычным обывателем, который смотрит на мир такими же глазами, как и все. Сейчас у меня другой порог и другая планка качества по отношению к самому себе.
Я отказался от этого всего. Хочется видеть на концертах более интеллигентную аудиторию. А для этого нужно самому становиться умнее, начитаннее и мудрее.
Дальше – я уверен, что когда музыкальная интеллигенция скажет, что это круто, остальные тоже подтянуться. Мы просто выйдем и как ONUKA развалим любой фестиваль и все скажут “Как мы не замечали их раньше?!”.
Вот, например, группа Бумбокс. Я очень рад за их аудиторию. У них клип набирает 500 тысяч просмотров, из которых 100 тысяч человек пойдет на концерт. А у меня клип – 15 миллионов просмотров, из которых 50 тысяч пойдет на концерт. Вот задача – бороться за эту плотность, качество и любовь к тебе как артисту.
Я хочу драться за украинскую бибой сцену. У нас она очень развита. Наши люди в топ-20 мира. И эти люди выросли на хип-хопе. Они знают, что такое тру хип-хоп. Потому что когда рэперы говорят о понятии «тру» – я просто с них смеюсь. В их мировоззрении – это сидеть с водным, без денег и обсуждать других, почему у них не получилось.
– Ну, у тебя же есть строчка «Дискотека Авария больше тру чем вы».
– Так и есть! Дискотека Авария что-то делает всю жизнь, но делает искренне. Для меня тру – это когда человек ретранслирует в творчество то, как он живет.
Когда я писал Пидарасию, я это писал максимально искренне. И я вообще не ожидал, что будет какой-то резонанс. Когда я писал Маленькие города, я вообще не думал, выстрелит это или нет. И все вот это «Шаурма капает на кофту» – ну так оно и было. Я описывал процессы, которые происходили вокруг меня. А сейчас вокруг происходят несколько другие процессы. Меня окружают другие люди.
В какой-то момент я понял, что меня ждет либо путь такой себе Верки Сердючки в рэпе. Или даже Ленинграда. Либо – попробовать сделать что-то музыкальное. Я считаю, что истина где-то посередине.
С одной стороны, я знаю идеально, как и что надо делать. Годы в КВНе сыграли свою роль. Хотите хит? Нате песню Хулиганом. На М1, везде крутится. Я могу такие песни на ходу сочинять. Я знаю, как это работает. Я мог бы быть идеальным Потапом в нашей стране. Но это музыка не несет никакой информации.
На музыкальное развитие я даю себе три года. Через три года общество увидит нового качественного украинского артиста, который будет уникальным и достойным. Сейчас я себя таким не считаю. Я нахожусь в поиске.
Сейчас я пошел на вокал, сольфеджио, потом пойду на фортепиано. Потом хочу выучить барабанные секции. В общем, действительно стать музыкантом. То, что я в детстве упустил.
– А время на все это есть?
– Нет… Это жесть какая-то. Помимо того, что я занимаюсь музыкой, я контролирую, где будут висеть ситилайты, сколько денег по безналу мы должны и так далее. Куча моментов, которые я пытаюсь с себя скинуть. Хочу заниматься только спортом и музыкой.
– Баттл стал для тебя переломным моментом?
– Определенно. После баттла я ощущал себя очень хреново. Настолько хреново, как никогда в жизни. Не то, чтобы мне было за что-то стыдно. Просто из-за этого дурдома, в который я попал. Я абсолютно не конфликтный человек. Баттл закончился, а дурдом не закончился.
Дальше пошло какое-то поливание грязью. И ладно Лоик. Я понимаю, что Лоик – это пешка в большой игре. Все это затеяли два моих бывших бизнес-партнера, с которыми мы разошлись по Стольныму – Роман Шутак и Валентин Шпаков.
Как все началось. Мне позвонил организатор баттлов – Евгений Васили и говорит: «Давай делать баттлы». Я ответил, что мне это совершенно не интересно, но оказалось что до этого он позвонил на общий номер нашего лейбла и мои, на тот момент, бизнес партнеры с которым я расходился пообещали ему помочь. 15 ноября мне приходит сообщения от моего партнера Валентина Шпакова, что Лоик меня вызывает на баттл. Парадоксально – почему от моего партнера? Затем приходит следующее сообщение – «А ты видел, что он там о тебе в интервью сказал?». В общем, меня откровенно подогревали на этот баттл.
– Ну и его, скорее всего, тоже.
– Конечно! Потому что они понимали, что первый миллион просмотров молодому проекту в Украине могу принести пока только я. И это не хвастовство, это реальность. Дошло до того, что во время нашей последней встречи Валентин Шпаков сказал, что они даже рассматривали вариант дать мне денег, чтобы я пришел на баттл. После перепалки с Лоиком в сети, которая выросла на ровном месте, нам начали писать смски с угрозами. В результате я созвонился с Лоиком. Он сказал, что ничего мне не писал. У нас произошла вполне человеческая беседа. Но после просмотра баттла Гига – Лоик, меня оскорбило то, что она там наговорил и мы таки забились на баттл. Я абсолютно спокойно относился к этому баттлу.
Но на самом баттле я был шокирован и обескуражен. Я впервые столкнулся с таким количеством лжи и наглейшего перекручивания фактов. Я думал что баттлю с достойным человеком, а оказалось с типичным грязным баттл рэпером. Вообще я недооценил баттлы как явление, это территория пост правды. Тут никто не будет разбираться правду ли сказал МС, важен панч и подача только в данный момент.. А для меня всегда будет важна правда!
– А как членов жюри выбирали?
– Он предлагал и я предлагал. С Фаготом я впервые в жизни поговорил, когда мы его утвердили. Недашковский из The Flow – авторитетный чувак. Фрил – абсолютно адекватно и нейтрально относился как ко мне, так и к Лоику.
– Как ты думаешь, если бы Лоик зачитал третий раунд, он бы выиграл?
– Я не знаю. У него очень слабый был третий раунд. Как всегда вот эти его крики… Если у меня он был слабый, то у него еще слабее. В жюри сидело три адекватных здоровых человека. Я не знаю, как бы они восприняли третий раунд. Возможно, уход Лоика был его хитрым ходом. Он понял, что перевес пока на его стороне.
Мне было не важно что скажут судьи. Я попросил выйти и закончить это дело. Мне казалось, что если бы Лоик показал бы хороший третий раунд (а он мог придумать в гримерке кучу панчей по типу “от моих панчей МС падают”), то жюри победу отдало бы ему. Но там же цирк начался… Жена Лоика схватила его за руку и сказала “Ты никуда не пойдешь!”, отправили на сцену какого-то непонятного чувака оглашать версию. Ты мужик или нет? Выйди скажи сам! Мы просто попали в дурдом.
Многие начали разгонять версию что мое падение было постановочное. У всего должна быть цель? Если я бы хотел сбежать от поражения, то почему я тогда вышел на сцену снова, чтобы все это закончить? Я забыл текст и хотел повторить? Вы смеетесь? Мало того, я попросил по человечески передать Лоику, что я готов на любой вердикт жюри, пусть даже засчитают мне поражение, просто давай выйдем и закончим это все.
Его сторона озвучила, что он “переживает” за мое здоровье, потому батлить не будет и через час выпускает в сеть свой 3-й раунд и на следующий же день начинает разгонять тему того, что я клоун и упал специально. Так если я клоун и упал специально, так выйди и добей меня. Где логика? А ее не было с самого начала конфликта! Он даже не может объяснить что же стало причиной. А причина проста – голод! Во время голода самые суки пытаются загрызть даже своих.
Истина всегда будет где-то посередине. Артем сказал на баттле “Но время рассудит и высечет, кто поэтом был, а кто подлецом”, так вот оно уже по чуть-чуть высекает и показывает, все же, кто есть кто на деле. Кто тихо как делал свое дело так и делает, а кто 3 года поливал Лепса говном в каждом баттле, а потом в середине лета плясал и пел у него на 55-летии в Москве.
Мне кажется, я один из нас двоих понимаю, что этот баттл – позор украинского хип-хопа. Я никогда не участвовал в баттлах и хотел привнести что-то новое. Но явно перегнул. Цель была – довести состязание до абсурда. Но не получилось. Это очень тонкая энергия. Чтобы довести до абсурда в ссоре – нужно быть очень психологически стабильным и контролировать ситуацию. Я думал, что получится. Не вышло. Потому оно и выглядит как дурдом.
В общем, мои бывшие партнеры клянутся, что они ничего не подстроили, но было столько странных ситуаций… За два дня до баттла у нас слетает оператор, потому что Валентин Шпаков сказал ему снимать альтернативную версию для Лоика. И много чего еще.
– Ты зарекся баттлить после этого?
– Я зарекся. Но его я разъебал бы. Вот теперь я, сука, злой!
– То есть ты допускаешь реванш?
– Допускаю. Готов это сделать даже в Полтаве!
– Все эти переживания будут у тебя в новом альбоме?
– Будет одна мудрая песня. Она не будет поднимать все это говно. Она будет о том, что: «Как-то воин решил дурака проучить и сыграть на сандали, но совсем не учел, что дурак обречен и дурак всегда лучший в скандале». Все метафорами.
– Мне всегда не хватало украиноязычного хип-хопа в стране. Как ты думаешь, почему он так медленно развивается?
– Всей Украины не хватает, чтобы нормально зарабатывать.
– Но вы же не ездите в Россию, хоть у тебя и русскоязычные тексты.
– Но мы все равно очень херово зарабатываем. Все обеднели. Можно еще ездить по маленьким городкам – но это ужас. Это совершенно другая аудитория, это разваленные залы. Аппаратура не работает. Это не концерты, а идиотизм. Не хочется этим заниматься.
Поэтому и так Украины не хватает. А если ты еще и на украинском поешь – то в восточных областях тебя не особо будут слушать.
У нас до сих пор комплекс младшего брата. Пока в Москве не сказали, что «Грибы» – это круто, у нас никто на них не обращал внимания. И у меня такое же было. Пока меня приглашали на A-One Hip-Hop Channel и так далее, пока меня респектили в России, в Украине был хороший движ. Как только я поддержал Майдан, меня сразу со всех пабликов убрали и всё. И тут точно так же – сразу «А, так Ярмак не классный. Классные – уебки из России, которые про водный читают».
Парадокс, блядь. Pharaoh в Украине собирает больше чем я. Я понимаю, что он бьет в коллективное бессознательное, попадает в нужные точки молодому поколению. Но о каком мы вообще подъеме говорим? Если будущее поколение слушает «Ровно пять минут назад я ебал эту шлюху».
Я замечаю, что у многих групп, которые отказались ездить в Россию, сейчас трудности.
– Ну, по-моему, у Океан Ельзи все хорошо.
– Через 15 лет и у меня будет все хорошо. Это долгий путь, который нужно пройти. Побеждает не тот, кто единожды выстрелил, а тот, кто 20 лет пашет как конь. Через 3 года, я обещаю, страна получит достойного рэп артиста, не хуже русского ТОПа.
Фото: Женя Люлько
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: