Год спустя. Второе пришествие россиян “Элизиум” на “Файне місто”

Ровно год назад организаторы тернопольского фестиваля “Файне місто” предприняли наконец удачную попытку затащить меня в свои владения — привезли из далекого Нижнего Новгорода моих друзей, популярную российскую группу “Элизиум”. Это было первое выступление космос-рокеров на Западной Украине, да и в общем первое за долгое время выступление в нашей стране. К этому знаковому событию музыканты подготовились основательно — вспомнили песни из своего украиноязычного мини-альбома “Найкращі співанки” (2012) и разучили дополнительно песню Скрябина “Шмата”, чтобы почтить память любимого артиста.

За этот год многое поменялось и приключилось. Между нашими странами перестали летать самолеты, в России приняли пакеты “антитеррористических” законов, из-за которых можно было бы и испугаться ехать в Украину, а в Украине едва не прошел законопроект, предполагающий подписание российскими деятелями культуры прямо на границе письменного несогласия с действиями своего правительства. К тому же, в мае был неприятный инцидент с непропуском еще одной популярной российской рок-группы в Украину, но по другой причине.

Это, конечно, могло бы кого-то испугать. Но не музыкантов “Элизиума” — весомую часть своего 20-летнего существования группа осуждает действия российской власти и нежно любит украинскую культуру.

Встречаемся мы на вокзале во Львове. Если я туда добиралась 5 часов на удобном Интерсити в хорошей компании, то музыканты ехали вначале из Нижнего в Москву, а потом почти сутки в поезде… ну сами понимаете каком. И даже несмотря на это, бодро выпрыгнули из вагона — ведь впереди была многочасовая прогулка по Львову, в котором часть музыкантов и не была никогда, много знакомств и встреч со старыми друзьями, выступление на главной сцене фестиваля и путешествие в Киев. Но до него было еще далеко.

Шесть часов прогулок по культурной столице Украины не прошли бесследно — во львовских обменниках завелись рубли, у украинского сала появились новые почитатели, инстаграмы музыкантов заполнились городскими пейзажами, а легендарные крыши наслушались громких признаний в любви. Пора бы и честь знать — утром-то на саундчек!

Поспав наконец в мягкой постели, слегка позавтракав, мы с “Элизиумом” сели в автобус и последовали по запомнившемуся еще с прошлого года маршруту от тернопольского озера к месту проведения фестиваля — международному аэропорту.

На территории немного поменялись локации сцен, но их по-прежнему было 3: Light Stage, Dark Stage и Main Stage. Плюс ночью оживали еще 2 небольшие сцены-купола, из-под которых доносились Dub и Trance. Главная сцена стала шире и глубже, и обзавелась модным фестивальным новшеством — двумя барабанными установками (а вы же понимаете, сколько занимает саундчек только у барабанов?).

Во время саундчека к сцене подтянулись посетители фестиваля в футболках с логотипом группы, а прямо на сцену в гости пришел Женя Галич, которого “Элизиум” весь год вспоминали с теплом. Кроме группы O.Torvald, у нижегородцев было запланировано еще 2 долгожданные встречи — со старым другом Сергеем Михалком, который с Brutto уже давно не выступает в России, и с давно любимой группой Mad Heads — с братьями Красноокими российским музыкантам до сих пор приходилось общаться только посредством соцсетей. И благодаря фестивалю все они состоялись!

К выступлению “Элизиум” подготовились основательно — вместе с двумя уже известными и обкатанными по российским концертам (!) украиноязычными вариантами своих песен была подготовлена еще одна — перевод “Все и ничего”, с которой и началось выступление “эли” на “Файном місті”. “Можно я буду подглядывать в текст? Там этот “лід дзвенить”, это так сложно!” — жаловался мне вокалист Александр Телехов. Но рискнул, не допустив при этом ни одной ошибки в произношении. Неплохо, как для человека с полным отсутствием украинских корней?

Традиционно хорошо в Украине принимают песни из последнего альбома “Снегири и Драконы”: “Черное знамя” (которую негласно посвящают Нестору Махно), “Ад наш!” и заглавную песню пластинки. Под них фестивальное небо даже заливалось красным от огня фаеров. Приятно было услышать “Другие грани понимания свободы” и увидеть как Саша Телехов впервые за наверно лет 10 прыгнул в толпу и не выпуская из рук микрофона продолжал петь. Не менее приятным стал и еще один украиноязычный сюрприз — исполнение клавишником Егором Барановым песни “Воплей Видоплясова” “Е-е”. И тоже, кстати, без ошибок! А иногда и очень по-скрипкински.

Отдельно зрители отмечали и трубача Тимофея Осетрова — в прошлом году группа приехала без духовых, а в этом вышел на сцену и показал, как на самом деле должны себя вести трубачи на таком концерте.

Сойдя со сцены и выжав промокшие за час выступления футболки музыканты выходили раздавать автографы. И вот они фотографируются с поклонниками, расписывают футболки и гитары, угощаются алкоголем из рук фанатов и тех, кто их услышал впервые, а я стою и смотрю на это с самыми разными мыслями.

Удовлетворенная отсутствием лаж в украинском произношении, довольная выступлением и тем, как моих друзей принимают там, где согласно стереотипу в принципе недолюбливают русских (на самом деле нет), и ужасно гордая за то, что на моих глазах происходит удивительное единение моих друзей из далекого Нижнего Новгорода и тысяч украинцев со всех регионов. Есть еще что-то общее между нами, и слава богу.

Фото: Оля Закревская