Что такое songwriting camps и зачем они нужны. Опыт шести украинцев

Шесть украинских музыкантов приняли участие в серии из шести онлайн-лагерей Blackbelt Songwriting Camp, из Швеции. Так они учились взаимодействовать друг с другом и другими творцами, писать музыку и вдохновляться на новые идеи. Соосновательница независимой инициативы Music Export Ukraine Дарця Тарковская рассказывает о том, что такое «музыкальные лагеря» и какой опыт получили украинцы.

Современный мир подарил музыкантам свободу, о которой только можно было мечтать. Покупка любых инструментов онлайн? Домашняя студия? Онлайн-курс битмейкерства от Тимбаленда и гитары от Сантаны? Продажа треков, не выходя из дома? Это только верхушка айсберга, которая шепчет: “закройся в квартире на год и запиши хитовый альбом! Тебе никто не нужен, ты ведь такой талантливый!” В этот момент и начинаются проблемы.

Инструменты стоят дорого, для создания студии нужно изучать много нюансов, курс теоретизирован, а для продаж в интернете приходится ещё и изучать основы пиара и коммуникаций. Каждая возможность требует временной и/или финансовой инвестиции. На сегодняшний день даже для того, чтобы прокачать навыки по написанию песен, будет недостаточно запереться наедине и сочинять хиты.

В Европе начался целый бум на так называемые songwriting camps – такие «музыкальные лагеря» собирают музыкантов, чтобы они научились за кратчайшие сроки писать вместе песни.

Несмотря на то, что этот формат начал развиваться ещё в девяностых, многие считают, что он получил массовый характер в 2009 году. Именно тогда лейбл Def Jam Records собрал ряд кемпов, чтобы написать один из ключевых альбомов Рианны под названием Rated R. С тех пор многие музыканты предпочитают делать специальные сессии, для того чтобы сообща придумать что-то интересное. Например, хит Dua Lipa’s IDGAF появился после songwriting camp от Warner/Chappell в Лас Вегасе.

Альбом Beyonce Lemonade и вовсе называют образцом кемпов, ведь каждую песню прорабатывали десятки людей, импровизируя, обсуждая идеи и ключевые фразы. Например, один из забавных моментов произошел во время работы над песней Hold Up, одной из ключевых строчек которой является утверждение They don’t love you like I love you. Интересно, что на самом деле один из участников кемпа просто решил использовать любимую фразу из песни Maps группы Yeah Yeah Yeahs. Позже она так прижилась, что её решили оставить.

Так что же дает такой формат songwriting camp и почему он набирает обороты? Авторы книги «Black belt songwriting» акцентируют внимание на нескольких моментах:

Талант развивать песню сообща.

Кто-то приходит на кемп с мелодией в голове, кто-то с несколькими строчками в блокноте, а кто-то — с умением виртуозно играть на гитаре. Вы можете быть хороши по-отдельности, но создать из этих набросков целую песню сможете только вместе.

Умение слышать друг друга.

Вы прекрасно поете или играете на гитаре, но что если вы не умеете слушать других? Тогда вы всё ещё плохой музыкант. Быть хорошим слушателем — одно из самых важных качеств, которое стоит развивать. Иногда умение расслышать в джеме другого музыканта Ту Самую Мелодию, стоит дорогого.

Принятие чужих идей.

Каким бы вы ни были талантливым, нужно уметь работать с идеями других людей. Если вы считаете себя самым гениальным, вы можете упустить хорошие предложения ваших коллег, которые сделали бы песню ещё лучше. Говорите “да” каждому музыкальному предложению, отказаться от него вы ещё успеете.

Отсутствие обид на референсы.

Пока вы обижаетесь на сравнения с другими песнями, другие используют референсы как инструмент коммуникации. Когда вы вместе работаете над песней, объяснить словами как должны звучать барабаны бывает нелегко. Намного проще включить референс и сразу же его обсудить. Вы не копируете, а используете чужой язык для, того чтобы проще общаться со своей командой.

Black Belt решили продемонстрировать на практике то, о чем рассказывают и с начала 2019 года запустили серию online songwriting camps. Довольно ироничное комбо – с одной стороны, ты действительно можешь не покидать пределов своей комнаты, с другой – тебе всё же надо сотрудничать с другими музыкантами и делать это очень быстро.

При поддержке Music Export Ukraine к обучению сонграйтингу присоединилось шесть украинских музыкантов: Юрий Грицак (LemoDJ), Юрий Медведь (Very the Jerry), Максим Осауленко (Max Paragraph), Андрей Чмут (Jamala), Cофия Швагер (Sophistication) и Тарас Галаневич (OY Sound System). Они поучаствовали в шведском Blackbelt Songwriting Camp, который в этом году начал впервые принимать участников из нескольких стран. Серия состояла из шести лагерей, в каждом из них приняло участие по украинцу.

Вместе с участниками из Швеции, Литвы, США, Нигерии, Великобритании и Норвегии у них была четкая задача – написать всего за неделю по две песни. Интересно, что в этой ситуации им всем пришлось найти общий язык в прямом и переносном смысле – без английского языка тут не обойтись. Впрочем, отзывы участников говорят о том, что шалость удалась.

«Понравилась сама возможность делать музыку с людьми из разных уголков мира. В моём случае девушка напела прекрасный вокал на демку (бит-зарисовку), которая у меня была и из этого получилась хорошая песня. А парень из Литвы сделал отличный продакшн, чтобы все хорошо зазвучало. Такие инициативы дают опыт и контакты. Например, теперь я знаю куда обратиться, если мне понадобится качественный вокал на английском. Или я знаю куда писать за арабскими мелодиями, так как один парень из команды был с востока», – отмечает LemoDJ.

 

«Хвала технологиям и глобальному прогрессу человечества! Только представьте: благодаря Soundtrap командное написание трека онлайн в браузере стало реальностью. У Soundtrap привычный интерфейс, который быстро осваивается. В нем имеются вшитые инструменты, банки звуков, синтезаторы, а также MIDI редактор, реалтаймовая обработка, даже автотюн. Когда во время работы возвращаешься к мысли, что все вышеперечисленное реализовано в интернет-браузере (!), становится прикольно от мысли, что теперь это доступно людям», – делится впечатлениями Юрий Медведь (Very the Jerry).

 

«Мне удалось поработать в команде с музыкантами из Германии и Швеции. В целом это был крутой опыт, в первую очередь из-за того, как преображались песни в процессе создания. Мне повезло работать с парнем из Швеции,который очень круто работает с аранжировками. Он такой себе человек-клей. После его прикосновения набор идей складывался в готовый макет песни. На самом деле я впечатлен каждым, с кем мне довелось поработать. Музыка становится богаче, интереснее, если позвонить целой команде вложить свою фантазию. Но очень важно наладить коммуникацию, и договориться о направлении ещё на берегу. Уже собираюсь в Швецию. Скажем так, у нас в планах встретиться и записать что-то вместе», – рассказывает Максим Осауленко.

Говорят, творчество состоит лишь в том, чтобы соединить между собой идеи, которые и без того были у всех на слуху. Вместо того, чтобы заново изобретать колесо, просто приделайте к нему новую телегу. В этом вам помогут другие люди, которым тоже нужно двигаться вперед.


Напомним, что наш главный редактор в 2015 году ездил в «музыкальный лагерь», который проходил в Литве в рамках подготовки ко Дню уличной музыки и подробно рассказывал о своем опыте.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.