Каждому по потребностям: рецензия на альбом Сергея Бабкина «#неубивай»

В прошлом месяце Сергей Бабкин для одного из пабликов «ВКонтакте» составил свой плей-лист. Наборчик вышел впечатляющий — Том Уэйтс, Beck, Radiohead, Bjork, Nirvana и даже Александр Вертинский.

После этого плей-листа, Сергей говорил, что просил продюсера пластинки Милоша Елича в песнях местами сделать «как у Тома Уэйтса», а местами, чтобы звучало «как у Бека». Если вы случайно наткнулись на какое-то интервью, в котором он об этом рассказывает, а потом ломанулись слушать новый альбом, то советуем попридержать коней.

Уэйтсы, Беки и даже Паоло Нутини — это всего лишь средство для поиска вдохновения, достижения нужного настроения, установки движения по нужному вектору. Десятый студийник Бабкина «Не убивай» — это вещь в себе, как бы это банально не звучало. Впрочем, все, что делает Бабкин, в какой-то степени можно отнести в эту категорию.

С одной стороны у него всегда все просто и понятно. С другой — где-то глубоко заложено главное, сакральное в написанном и спетом. В многочисленных разговорах с журналистами на Сергея крейсером прут вопросами о смысле материала. Бабкин же, подобно спокойному морю, омывает словами «борта крейсера», не оставляя четких ответов. Поймать за хвост волну творческого человека не так-то просто. В общем, истину ищите сами.

Две предыдущие пластинки, «Снаружи и внутри» и «Сергевна», были наэлектризованы, напряжены, эмоционально и партитурно размашисты, местами даже опасно нестабильны. В общем, открыты по максимуму к слушателю. За три года Бабкин смог найти что-то среднее между мирским спокойствием и церковным смирением — не зря здесь есть столько обращений к Богу. Однако, бог у Сергея — не клерикальный, привычный всем, а внутренний, свой. С которым он говорит на многие темы, который указывает ему правильный путь.

В целом, линия о «спокойствии и смирении», которую гнет Бабкин, выдержана. Но на пути случаются редкие выбоины, вызывающие неподдельное буйство — оно искрится, колет пальцы, поджигает волосы на руках, режет душу, тягуче присасывается к барабанным перепонкам. Что-то до боли знакомое чувствуется из тех времен. Где-то дергается мрачным звоном колокол, где-то аранжировки покрылись толстым, затвердевшим слоем духовых, где-то атмосфера холодного космоса поражает каждую ноту. Это похоже на то, когда ты идешь к светлому будущему, а беспокойное прошлое без церемоний хватает тебя за ноги и тащит назад.

Единственным недостатком «Не убивай» можно считать масштабность — восемнадцать песен разных расцветок, форм, жанров и величины. Уши за последние несколько лет поотвыкли от такого напора, отдавая предпочтение более удобному формату в десять треков. Массивность время от времени мешает сконцентрироваться, потому что разнообразие здесь поражает воображение.

Неожиданный уклон в поп-рок в «Баба є». Джаз с ярковыраженными пассажами в «Спутнике», а также «Напиши меня» с вокалом супруги Снежаны. Выдвинутые на первый план ноты фольклора в «Агов» и «Магните». Стрекочущая драм-машинка в «Ангеле». Зацикленный сэмпл в «Метафоре». И какое-то неуловимое блюзовое настроение, которое охватывает эту монументальную работу, то появляется в нужный момент, то исчезает никого не спросив.

Не менее огромно и количество тем, которые задевает лирика Сергея — та же вера в Бога, семья, любовь, серьезные раздумья о жизни, о том, что мы тут вообще все делаем и для чего мы нужны. В какой-то момент становится понятно, почему «Не убивай» — это гигантский пласт. Музыкант хотел столько всего донести, захватить, объяснить и не расплескать. Вероятно, если бы он захотел, то записал бы второй диск — мысли в запасе точно есть. Но и без малого двух десятков композиций достаточно для того, чтобы призрачно обрисовать суть, а дальше — догонять самому. Но точно ясно одно — здесь каждый сможет выбрать себе Бабкина по душе и не остаться обиженным.

В плей-лист: «Пробач», «Напиши меня», «Метафора», «Спутник», «Блюз вантажівки», «Не убивай».