Каждому по потребностям: рецензия на альбом Сергея Бабкина “#неубивай”

В прошлом месяце Сергей Бабкин для одного из пабликов “ВКонтакте” составил свой плей-лист. Наборчик вышел впечатляющий – Том Уэйтс, Beck, Radiohead, Bjork, Nirvana и даже Александр Вертинский.

После этого плей-листа, Сергей говорил, что просил продюсера пластинки Милоша Елича в песнях местами сделать “как у Тома Уэйтса”, а местами, чтобы звучало “как у Бека”. Если вы случайно наткнулись на какое-то интервью, в котором он об этом рассказывает, а потом ломанулись слушать новый альбом, то советуем попридержать коней.

Уэйтсы, Беки и даже Паоло Нутини – это всего лишь средство для поиска вдохновения, достижения нужного настроения, установки движения по нужному вектору. Десятый студийник Бабкина “Не убивай” – это вещь в себе, как бы это банально не звучало. Впрочем, все, что делает Бабкин, в какой-то степени можно отнести в эту категорию.

С одной стороны у него всегда все просто и понятно. С другой – где-то глубоко заложено главное, сакральное в написанном и спетом. В многочисленных разговорах с журналистами на Сергея крейсером прут вопросами о смысле материала. Бабкин же, подобно спокойному морю, омывает словами “борта крейсера”, не оставляя четких ответов. Поймать за хвост волну творческого человека не так-то просто. В общем, истину ищите сами.

Две предыдущие пластинки, “Снаружи и внутри” и “Сергевна”, были наэлектризованы, напряжены, эмоционально и партитурно размашисты, местами даже опасно нестабильны. В общем, открыты по максимуму к слушателю. За три года Бабкин смог найти что-то среднее между мирским спокойствием и церковным смирением – не зря здесь есть столько обращений к Богу. Однако, бог у Сергея – не клерикальный, привычный всем, а внутренний, свой. С которым он говорит на многие темы, который указывает ему правильный путь.

В целом, линия о “спокойствии и смирении”, которую гнет Бабкин, выдержана. Но на пути случаются редкие выбоины, вызывающие неподдельное буйство – оно искрится, колет пальцы, поджигает волосы на руках, режет душу, тягуче присасывается к барабанным перепонкам. Что-то до боли знакомое чувствуется из тех времен. Где-то дергается мрачным звоном колокол, где-то аранжировки покрылись толстым, затвердевшим слоем духовых, где-то атмосфера холодного космоса поражает каждую ноту. Это похоже на то, когда ты идешь к светлому будущему, а беспокойное прошлое без церемоний хватает тебя за ноги и тащит назад.

Единственным недостатком “Не убивай” можно считать масштабность – восемнадцать песен разных расцветок, форм, жанров и величины. Уши за последние несколько лет поотвыкли от такого напора, отдавая предпочтение более удобному формату в десять треков. Массивность время от времени мешает сконцентрироваться, потому что разнообразие здесь поражает воображение.

Неожиданный уклон в поп-рок в “Баба є”. Джаз с ярковыраженными пассажами в “Спутнике”, а также “Напиши меня” с вокалом супруги Снежаны. Выдвинутые на первый план ноты фольклора в “Агов” и “Магните”. Стрекочущая драм-машинка в “Ангеле”. Зацикленный сэмпл в “Метафоре”. И какое-то неуловимое блюзовое настроение, которое охватывает эту монументальную работу, то появляется в нужный момент, то исчезает никого не спросив.

Не менее огромно и количество тем, которые задевает лирика Сергея – та же вера в Бога, семья, любовь, серьезные раздумья о жизни, о том, что мы тут вообще все делаем и для чего мы нужны. В какой-то момент становится понятно, почему “Не убивай” – это гигантский пласт. Музыкант хотел столько всего донести, захватить, объяснить и не расплескать. Вероятно, если бы он захотел, то записал бы второй диск – мысли в запасе точно есть. Но и без малого двух десятков композиций достаточно для того, чтобы призрачно обрисовать суть, а дальше – догонять самому. Но точно ясно одно – здесь каждый сможет выбрать себе Бабкина по душе и не остаться обиженным.

В плей-лист: «Пробач», «Напиши меня», «Метафора», «Спутник», «Блюз вантажівки», «Не убивай».

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.