1110x80

12 лет спустя. Рецензия на альбом «КУ» дуэта 5’nizza

Автор: Леша Бондаренко 3 9443

Возвращение такой легендарной группы как 5’nizza спустя более десятка лет чем-то напоминает римейк культового фильма. Невозможно слушать КУ и не сравнивать его с Пятницей и о5. Потому что 5’nizza – одна из немногих групп, которую невозможно не знать. Это вирусный феномен начала двухтысячных. Это удивительно колоритная группа, которую не получится оценить в полной мере, не понимая русского и украинского языков.

Первое, за что хочется поблагодарить Бабкина и Запорожца – в этом альбоме они не пытались обмануть ни себя, ни слушателя. КУ – это не копия первых альбомов, не попытка быть такими же классными и строить из себя дерзких харьковских пацанов. Это более взрослая и спокойная музыка. В ней больше возвышенных переживаний, больше музыкальных изысков (даже ситар проскакивает на треке Настоящее).

Саунд альбома изменился. В основе все те же гитара и два вокала, но к ним почти во всех треках добавилась перкуссия. Перкуссия настоящая, а не битбокс Бабкина, который под нее маскируется. 5’nizza тут не пытается сделать вид, что все это сыграно живьем и вдвоем. Расширение количества инструментов в аранжировках привело к побочному эффекту – песни несколько потеряли в изобретательности, которая была присуща ранним трекам, когда Бабкину и Сану приходилось выкручиваться вдвоем.

5’nizza изменилась стилистически. На КУ стало намного меньше регги, основополагающего жанра для музыки этой группы. Стало и меньше речитатива и искрометных текстов. Сан намного больше поет и намного меньше читает. А если уже и принимается за старое, то делает это очень плавно, нараспев. Практически в каждой песне добавили вокальные вставки, которые объединяют между собой составляющие треков. Как правило, это возгласы на народный манер как «гей-я-гей» в Почему, напев в духе вестернов в Человек дождя, «пара-пам» в Опана, «ой-ней-ней» в Самолет. Список можно продолжать.

На этом альбоме 5’nizza решила практически избавиться от сложных припевов. Почти все они состоят из одного-двух простых слов, которые повторяются по нескольку раз. Не то, чтобы дуэт брезговал этим раньше (можно вспомнить Ты кидал, Ямайка, Огонь и я), но все-таки это не было повсеместным. В случае с КУ исключение составляют Життя, Негасимая и Митя.

Впрочем, Митя – это исключение во всех смыслах. Эта песня наиболее напоминает первоначальную стилистику 5’nizza. Осмелюсь предположить, что именно таких песен и ждали от дуэт олдскульные фаны. В ней есть все составляющие успеха. Простая, но цепкая последовательность аккордов. Изобретательный и интересный текст с разнообразными закольцованными рифмами. Чего только стоят пары «Раймонд Паулс – Денжер Маус» и «буффонада – променада». И в этой песне есть фирменная концовка с вокальными импровизациями и выкрикиванием ключевой фразы.

КУ – многослойная пластинка. Ее можно переслушивать по нескольку раз и испытывать разные эмоции. Тут есть отголоски того самого харьковского стиля, который долгое время задавал тон творчеству сразу нескольких групп. Это песни КУ и Але.

Здесь есть шаманские напевы в Настоящее и Почему. Есть простой поп в Вверх, Раздеты и Життя. От наркоманских треков с растянутым вокалом осталась разве что Самолет. Зато есть роковый трек в духе поздней 5’nizza (до распада) – Вітаємо. В общем, этот альбом может угодить очень широкому кругу меломанов. И, что самое главное, все треки хорошо согласуются между собой, КУ – цельная пластинка.

Если раньше 5’nizza писала альбомы по наитию, то теперь написала по уму. Это неудивительно. Они давно уже не те пареньки из общаги, песни которых передают из уст в уста. Запорожец прошел огромный путь творческого развития и духовной трансформации. Бабкин из дворового гитариста вырос до телезвезды.

Возвращаясь к теме римейков. Вряд ли КУ станет таким же легендарным, как Пятница (в больше мере) и о5 (в меньшей). В нем практически не чувствуются песни, которые могли бы “уйти в народ”. Эти песни не хочется сразу же наигрывать на гитаре и петь с друзьями на кухне. Правда, не факт, что сегодняшней 5’nizza это вообще нужно.

Поэтому КУ – это честная и смелая пластинка, в которой 5’nizza удалось уверенно сказать свое слово вопреки скепсису фанатов. 5’nizza не изменили собственному бренду и сделали шаг вперед, хоть и не такой громогласный как 14 лет назад, во время выхода первого альбома. Приобрели в музыкальности, потеряли в задоре. Если все-таки оторваться от прошлого и взглянуть на КУ как на независимое музыкальное полотно, понимаешь, что это сильный поп-альбом с цепкими песнями и выдержанным стилем.

 

7/10