В ноябре вышло очень много разнообразных и интересных украинских альбомов. Порой создавалось ощущение, что музыканты почувствовали скорый приход Нового года и активизировались в плане записи и выпуска релизов. Выбрать даже восемь из них оказалось непросто. Вашему вниманию наш обзор украинских альбомов ноября, которые нам показались самыми значимыми.
ПНД – Про любов
Василий Прозоров вернулся в новом амплуа, с новым составом группы и совершенно новым настроением песен. Те, кто будут искать в новом альбоме что-то созвучное с ТОЛ – ничего не найдут. Те, кто будут искать старый ПНД – найдут лишь отголоски. Прозоров не только сменил музыкантов, но и концепцию. Теперь это не “Психо-неврологічний диспансер”, а “Пісні наших днів”. Впрочем, и название альбома очень простое, если не сказать наивное – Про любов.
Новый ПНД – это не музыка на каждый день. Более того, это и не музыка для каждого фестиваля. Это откровение и мысли Прозорова, которому есть что сказать после возвращения. Красивая лиричная музыка, в которой чувствуется бекграунд метал-сцены. Главную роль отыгрывает мощный грубоватый вокал солиста. За ритм и мелодические линии отвечает акустическая гитара, которая звучит так, как это принято в лайтовых проектах тяжелых групп (например, в Stone Sour). А драматургия остается на струнной секции.
Про любов может показаться скучным и довольно однообразным. В нем нет явных зацепок и поп-потенциала. Но непохоже, что Прозоров стремится попасть в радиоротации и на телеканалы. В этой музыке нужно искать близкие мысли и наслаждаться специфической эстетикой саунда ПНД. Этот альбом – это вещь в себе. Если вам она зайдет – то с каждым прослушиванием получится открывать новые грани каждой песни.
Алексей Бондаренко
7/10
Morphom – 8×8
Опытный саунд-продюсер Роман Черенов (он же Morphom) продолжает реализовываться как сольный музыкант. 8х8 – это шесть песен с приглашенными вокалистами, интро и послесловие. Саунд Morphom легко узнаваем среди украинских продюсеров. Он любит сбитые ритмы, размашистые синты и мягкий вокал. Все песни звучат ужасно симпатично и в меру однообразно.
Три песни на альбоме записаны на английском языка – две с Димой Костюком и одна с The Maneken. Morphom явно хочет попробовать свои силы на международной арене. К примеру, Carry On – это задорный электро-поп без географической привязки. Легко представить себе, что этот трек написан где-то в LA или Лондоне. Такая композиция без проблем могла бы вписаться в ротацию практически любой поп-радиостанции.
Главная проблема в том, что после прослушивания остается понимание саунда, но не запоминаются отдельные песни. Все смешивается в один длинный трек. Но если метить на большую поп-сцену, этого может оказаться недостаточно. Выверенного звучания и крутых вокалистов не хватит, пока не родится строчка в духе “I am a motherfuckin starboy” героя всех чартов The Weeknd.
Алексей Бондаренко
6/10
Cardiomachine – Заборонені
Cardiomachine появились в этом году и сразу же замахнулись на плотный альтернативный рок, который последнее десятилетие попадал в топы мировых чартов. Речь о той альтернативе, которая стала настолько популярной, что вышла в статус поп-музыки.
Пластинка начинается с грозного Интро, которое предвещает чуть ли не саунд Linkin Park первых двух альбомов. Ощущение развеивается на треке Заборонені, когда вступает солист, голос которого звучит как нечто среднее между Женей Галичем и Сашей Чемеровым. Даже ход в припеве напоминает фишку O.Torvald из свежего хита Вирвана. Все последующие песни балансируют между той или иной степенью тяжести и лиричности текста. При прослушивании вспоминаются и Epolets (Назавжди), и Друга Ріка (Мовчала ти), и даже 30 Seconds To Mars (Віддай). Завершается все акустической Піснею невідомого в небі, на которой Cardiomachine демонстрирует, что одинаково любит как Radiohead, так и Мотор’ролла.
В общем, Cardiomachine удалось в один альбом уместить аллюзии сразу на всех, кто им нравится. Заборонені – мощная, плотная пластинка, которая пока не говорит свежего слова в украинской музыке. Тем не менее, это отличный дебют. Сложно найти группу, которую на ранних этапах не обвиняли во вторичности и подражании кумирам. Если Cardiomachine не будет пытаться идти по пути наименьшего сопротивления, а продолжит искать собственный саунд – у нее есть все шансы выбиться на большую сцену. С точки зрения качества записи и исполнения все уже и так на уровне.
Алексей Бондаренко
6/10
Вагоновожатые – Start-up Молодость
Вагоновожатые снова повторили свой уникальный кульбит – сделали альбом, на котором танцевальная электроника сливается в одном потоке с дробящими мозг живыми ударными и титанической по своему размаху лирикой. Тексты Слепакова – это не достижение одной группы, это достижение всей украинской музыки. Антон умудряется использовать разнообразные культурные коды, жонглировать аллюзиями и облекать это все в идеальную лирическую форму.
Start-up молодость пропитан ностальгией. Особенно это проявляется на треке Огонь, который по своей сути является перечислением символов разных поколений, а заглавная строчка вызывает в голове легендарную Fire героев танцполов 90-х, группы Scooter. При этом, на всех песнях все равно чувствуется какая-то бесконечная грусть, которая разъедает треки изнутри.
Вагоновожатые нашли свой звук, свою аудиторию (на последнем концерте в Atlas люди еле влезли в зал) и свое настроение. Единственное, что можно поставить им в упрек – Start-up Молодость звучит очень предсказуемо, в том же стиле, что и предыдущие работы группы.
Алексей Бондаренко
8/10
Dakh Daughters – IF
Главный эпитет, которым можно охарактеризовать IF – это “долгожданный”. В принципе, на альбоме нет ничего нового. Все эти песни звучали еще год назад в ходе тура Dakh Daughters. Но как же они чертовски хороши.
У Dakh Daughters получается музыка, близкая к статусу гениальной. Даже без визуального наполнения треки напоминают собой отдельные пьесы, с четко выстроенной драматургией и динамикой. Каждая песня пробирает до мурашек. Музыка Dakh Daughters находится вне времени и трендов и, в то же время, является рефлексией на многие элементы современной культуры. Девушки сознательно не пытаются делать вылизанные треки. Их акцент на английском служит не прорехой, а эстетическим бонусом, как у Gogol Bordello.
Dakh Daughters удалось то, над чем иные группы бьются всю свою жизнь – сделать уникальный узнаваемый саунд в мировом контексте. Единственное, чего не хватает альбому – парочки хитов, ушедших в народ: Rozy/Donbass и Ганнусі. Dakh Daughters объясняет отсутствие этих треков тем, что они и так уже живут своей жизнью в видео-версиях. И с этим сложно спорить.
Алексей Бондаренко
9/10
Tik Tu – Shuma
Последние пару лет слово “инди” в отношении к молодой музыке стало нарицательным. Ничего хорошего с ним давно не ассоциируют. Тернопольчане Tik Tu, похоже, могут нарушить эту традицию. Shuma – это рождение украинского инди-фолка по мировым лекалам и с национальной идентичностью. Tik Tu сейчас проделывают с украинским инди ту работу, которую ДахаБраха когда-то проделала с украинской World Music.
Этот альбом интересно слушать как комплексно, так и потреково. В нем много всего – размах аранжировок и драматургии в Промінь, шаблонный инди-поп в Birdy, олдскульная электро-акустика в Маленьких малюсіках, лаунжевая лирика в Колихана и не только. Стоит отметить, что к саунд-продюсированию приложил руку Лесик Omodada, мастерство которого растет от альбома к альбому (до этого Omodada работал с Zapaska, Semmar, Piano и не только).
Алексей Бондаренко
8/10
Septa – Sounds Like Murder
Своим релизом Sounds Like Murder одесситы Septa очень четко обозначили один из самых важных моментов в украинской тяжелой музыке 2016 года – свежесть и аутентичность. Черт возьми, да. Она в той или иной мере была и других групп, расплескавших свои треки в альтернативе. Но сплав металла, пост-хардкора, который выдала Septa на 13 треках своего нового альбома – это взрывоопасно, это максимально плотно.
Безусловно, одесситы цитируют мелодические ходы и риффы, в них слишком чувствуется влияние Deftones, чтобы это отрицать, слишком велик соблазн проводить четкие параллели с The Dillinger Escape Plan. Но при этом, Sounds Like Murder четко демонстрирует, насколько разнопланово и по-особенному звучит Septa. Там, где топит ярость The Seducer, там же увлекает мелодизмом одиночество Where There Is No Time, там же главенствует эпичность Sky Moves Faster. Sounds Like Murder – удачная попытка сформировать на основе пережитых, переигранных влияний свое видение. Septa проделали ювелирную работу там, где многие смазывают все во вторичную кашу.
Артем Рисухин
9/10
Krobak – Nightbound
В 2016 году пост-рок в том виде, в котором его мусолил мейнстрим последние десятилетия, мало кому нужен и интересен. От истоков, вместе со Slint и Bark Psychosis (а если копнуть еще глубже, то дорога ведет к Брайану Ино, Филлипу Глассу, Faust и джазу) это жанр превратился в одно большое клише из монотонности и смычко-гитарной беспомощности. Sigur Ros никого не спасут, Mogwai не вернут свой Helicon 1, а Explosions in the sky вообще не должны больше выпускать альбомов.
Одна из важных черт музыкантов – честность. В первую очередь перед собой. Киевский квартет Krobak прекрасно понимал, куда ведет жанровый путь их альбома 2013 года Little Victories. Замечательный альбом в украинских реалиях, но в контексте самого жанра – он больше похож на кубик Рубика, который не сложили до конца и просто заменили наклейки панелей на нужные цвета. Проблема осталась. Она чувствуется на всех треках. Она в даже в паузах между фразами скрипки.
Так вот, о честности. Очень важно честно сказать себе, что нужно менять если не все, то чертовски много. Когда ты слушаешь новую работу Krobak Nightbound, то понимаешь, насколько сильное произошло переосмысление и переработка самого концепта Krobak. Вступление на Stringer Bell лишь это подтверждает, делая реверанс предыдущей работе. Сочные до нельзя оркестровки и бесподобные аранжировки No Pressure, Choice is Yours делают его одним из самых интересных треков альбома. Nightbound не просто задает настроение, он рассказывает. Не обрывистыми картинками, а одной историей, погружая в полумрак. So Quietly Falls the Night – эпос внутри истории. Marching for the Freedom We Have Lost – элегия.
Krobak, уставшие от шаблонов Mono и GY!BE, говорят о King Crimson, Swans и Mars Volta. Может, как троллинг публики, которая любит этими шаблонами мыслить. Но с другой стороны, и King Crimson со своей пластинкой Red, и Swans с Children of God в равной мере рассыпаны по трекам Nightbound. Важно другое. Не то, что пост-рок для Украины все-таки не остановился на балалаечном дилее и замусоленных квадратах, а скачет вперед. И даже не количество хвалебных отзывов и прослушиваний. Единственное, что важно – группа совершила эволюционный скачок, сохранив честность перед собой и слушателем, создав потрясающий во всех смыслах альбом.
Артем Рисухин
9/10
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: