Хорошохорошоотлично! Рецензия на альбом «III» группы BADBADNOTGOOD (2014)

Так мог бы оценить работу начинающего маляра неправильный прораб. Почему неправильный – да потому что нормальный просто обязан материться и подначивать новичков. Однако уже после первого прослушивания полноценного дебютного альбома молодых канадцев «BADBADNOTGOOD» хочется улыбаться, неосознанно сооружая приятное удивление. А затем – пожать ребятам руки. По очереди. Как пионерам на торжественной линейке, в честь выполнения пятилетки в три года.

Не прошло и двух лет с выпуска последнего крупного релиза, как тройка приятелей из джазового колледжа Торонто совершает своего рода прорыв. Альбом под названием «III» (не удержаться от радости за столь минималистичное название, как уважительный отсыл к Led Zeppelin) можно расценивать как своеобразный пропуск в большой музыкальный водоворот. Но, одновременно с прорывом, сам по себе он – декларация собственной независимости.

Стоит пояснить – однажды встретившись около пяти лет назад, Matthew Tavares, Chester Hansen и Alexander Sowinski очень грамотно оценили влияние трендов и приятно удивились совпадению их со своим вкусом. А вкус-то у мальцов (им даже пиво не продавали в те времена) был очень даже ничего. На этом этапе тяготение ребят к оживлению любимого классического джаза, который они играли во время учебы, вылилось в крайне грамотные и симпатичные каверы на небезызвестного  Tyler The Creator, на новатора-тихоню James Blake, на новую икону в лице Kanye West. Да чего мелочиться, переиграли даже Joy Division на свой манер. Да так складно переиграли, что их заметили все вышеуказанные товарищи (кроме почивших пост-панков, конечно). В последующие пару-тройку лет было выпущено два альбома (соответственно «BBNG1» и «BBNG2»), нашпигованные, в основном, совместками и отлично сведенными качественными версиями известных шлягеров. Был также душевный и неожиданный привоз в московский «16 тонн» летом 2013 года, где можно было смело потирать ладошки в предвкушении новых работ парней.

И вот, апрель 2014–го начинается с приятной неожиданности. В свет выходит полноформатная и цельная работа, первая и полностью индивидуальная. Предварительно выброшен в сеть клип «Can’t Leave The Night», звуковая дорожка которого вполне могла бы стать саундтреком для «Секретных материалов», как если бы песня была записана в день рождения исполнителей, ну а видеоряд – наглядная демонстрация по-хорошему ироничного отношения BADBADNOTGOOD к себе и окружающим.

Примечательна и заглавная вещь. «Triangle» — это чистой воды приветствие. Ребята дают пять любимому Flying Lotus, хитро улыбаются главным хип-хоп инструменталистам современности из The Roots, и вносят в комнату свой транспарант – джазовые импровизации в чистом виде. И, после дерзких, но удачных издевательств над гением клавиш из прошлого Bill Evans на ранних записях, здесь чувствуется нехилое влияние наследия отшельника Clutchy Hopkins.

Не смотря на то, что номинально участников группы трое, в пределы трех инструментов закрываться никто не собирается. Об этом в «Confessions» бескомпромиссно нашептывает саксофонист Leland Whitty, неоднократно работавший с BADBADNOTGOOD ранее, в том числе и в популярной записи с Earl Sweatshirt из OFWGKTA.

Наличие на пластинке трех композиций длительностью «шесть и более» — еще одно доказательство серьезных намерений музыкантов. Эксперименты с виртуозными импровизациями – занятие рисковое – но в данном случае риск абсолютно оправдан. Однако краеугольным камнем «III» становится «Hedron». Вокруг него остальные треки рассаживаются как туристы вечером у костра, после дневного перехода. Он же подпитывает ночную, дарк-джазовую, шипящую «Differently, Still», сыгранную, словно для прохода в зазеркалье Твин Пикса.

Ну и, напоследок, немного космических тарелок от ударника Alex Sowinski, довершающих на редкость симпатичную картину синтовым, отчасти хайповым, звучанием. Вся чувствительность и некая отрешенность – показатель творческой конфирмации музыкантов, их уверенной заявки о себе, как о зрелых боевых единицах.

В итоге, пока что лучший релиз апреля налицо. Если учитывать полную инструментальность продукта, если представить, что группа писала альбом на домашней студии, причем используя бобинник, невозможно не пропитаться душевным настроем, наполняющим пластинку. Молодым везде у нас дорога, к слову. А если эти молодые со старта «рубят» вот так добротно – скрестим пальцы, господа, на удачу.

 

Богдан Чегорка