6 прекрасных альбомов апреля, которые вы скорее всего пропустили

Среди огромного количества релизов, ежемесячно попадающих в медиа-пространство, есть маленький островок. На нем мы собираем выуженные среди музыкального хлама и рафинированного мейнстрима альбомы, которые пригодятся в практически любой жизненной ситуации. В апрельской подборке вас ожидает новая порция релизов первой необходимости.

Diet Cig – Swear I’m Good At This

Garage punk / Indie rock

MI0004217699

Об американском гараж-панк дуэте Diet Cig важно знать следующее. Многие группы начинают с подобной DIY-легкостью, пренебрежением к правилам коммерциализации и милым разгильдяйством. Лишь немногим удается балансировать между музыкальной эволюцией и сохранением индивидуальности вопреки всему. Алекс Лучиано (вокал/гитара) и Ною Боуману (барабаны) это удается.

За три последних года Ной и Алекс прошли путь от знакомства на вечеринке университетского кампуса, первого EP и лоу-фай видео до дебютного альбома Swear I’m Good At This на лейбле Frenchkiss Records. Благодаря умелому продакшну, дебютник максимально бережно перенес харизматичную вокальную подачу живых выступлений Лучиано с фуззом гитарных риффов в более плотное звучание. При этом не потеряв нисколько в изначальном музыкальном концепте.

Между очень личными темами одиночества на Barf Day, боли и «fuckyou»-отношением на Sixteen. Между инфантильностью и осознанностью на Apricots. Между эмансипированностью и хрупкостью на Tummy Ache. Diet Cig не выходят за рамки поп- и гараж-панка с длиной треков до трех минут, и этот хронометраж идеален. За полчаса группе удается пронестись ураганом, зацепив почти каждой песней. Ироничные тексты подкупают и заседают в голове:

When I’m homesick
I go to the supermarket
I buy all the things I think my mom would get

Why did I buy four apricots?
I’ll never eat them before they rot
They’ll just become an afterthought

Безусловно, Diet Cig не хватает изобретательности Girlpool или глубины Sleater-Kinney, они обходят стороной ярость Dream Wife. Алекс Лучиано прямолинейна как в текстах, так и в гитарных риффах. Но именно этот, лишенный изощренности подход и делает Diet Cig невероятно искренними.

7/10


Joep Beving – Prehension

Contemporary / Solo piano

MI0004211939

Проблема музыкального термина «нео-классика» в том, что из осмысленного движения в первой половине прошлого века, этот термин превратился в этикетку, которой маркируется чуть ли не вся современная фортепианная и оркестровая музыка. Любое произведение, хоть отдаленно напоминающее Адажио в ре миноре Баха/Марчелло (BWV 974), становится «нео-классикой». Даже минимализм, отчетливо тянущий у Стивена Райха. Даже – авангард.

В этот порочный круг бездумно втягиваются такие композиторы, как Майкл Найман, Джордж Уинстон и пресловутый Людовико Эйнауди. К слову, эти трое сыграли не последнюю роль в том, что фортепианная музыка 21 века теперь сжимается в формат саундтрека, становится фоновой. Даже новаторские Нильс Фрам, Олафур Арнольдс периодически призываются медиа к участию в «неоклассическом» шабаше.

О голландце Йопе Бевинге известно немного. Почти каждый второй ресурс считает своим долгом упомянуть его бороду, двухметровый рост и десятки миллионов прослушиваний на Spotify. Будто бы хоть что-то из этого имеет реальное значение для его музыки.

Prehension – второй альбом Йопа. Как и дебютная работа, он невероятно красивый, сотканный из фортепианных партий и воздуха между клавишами. 15 чувственных композиций с обнаженной, чистой эстетикой. Обложка альбома прекрасно иллюстрирует все то, что Йоп хотел сказать. Красота – в простой геометрии и изгибах тела. Релиз медленно выстраивает в изящных формах от холода Ab Ovo до тепла верхних октав Seelenkind.

Но ближе к концу, чары Prehension ослабевают, эмоциональность уступает место взвешенности: становится понятно, почему музыка Йопа так цепляет. Альбом ходит по все тем же изведанным нео-классическим дорогам десятков исполнителей «жанра». Здесь и патетичность, и подкупающая камерность. Prehension ищет путь к слушателю, пусть и менее массовому. Все 15 композиций, будь то наполненная светом The Gift или романтичная An Amalgamation Waltz 1839, пропитаны различными оттенками грусти. И в этом, с одной стороны, нет ничего дурного. В конце концов — грусть продается охотнее, потому что она реальнее, глубже.

Но именно в сочетании с фортепиано, с наклейкой «нео-классика», этот товар выкладывается на музыкальные прилавки, где от первоначального неоклассицизма Стравинского не остается и следа. Лишь эстетика чертовой грусти, доведенная до автоматизма кинематографичность и самоповторение в рамках одного альбома.

Безусловно, Йоп Бевинг создает прекрасную музыку. Она, несомненно, дарит грусть и умиротворение. Фоном.

7/10


Fionn Regan — The Meetings of the Waters

Alternative Folk / Folk-pop

MI0004189431

Один из самых интересных фолк-исполнителей Ирландии. Нет, не Дэмьен Райс, не Гленн Хансард, но Фионн Реган.

Там, где Райс слишком замыкался на межличностной рефлексии, где Хансард рвал связки в попытках докричаться до аудитории, Фионн мягко ступал меж строк поэзии Дилана Томаса, гармоний Ника Дрейка и Вуди Гатри. Великолепный дебютный альбом Регана 2006 года The End of History катапультировал его к славе, Mercury Prize и знаменитому лейблу Bella Union. Затем — электрический релиз The Shadow of an Empire.

Хотя знаете. Все эти факты не дадут вам представления о Регане. Но этот трек сможет:

Теперь вы готовы продолжить чтение. К своему пятому альбому The Meetings of the Waters, который вышел спустя пять лет «молчания», Фионн сумел из акустического минимализма альбома 2012 года The Bunkhouse Vol. 1: Anchor Black Tattoo расширить и углубить свой музыкальный концепт до потрясающей атмосферности.

Начиная с заглавного первого трека, в котором фортепианная партия и синты создают ощущение потоков воды, а голос Фионна завораживающе ложится на музыкальную основу. Cormorant Bird и Turn The Skies of Blue On дают место для той гитарной акустики, с которой Фионн ворвался в 2006-м. Только теперь она звучит плотнее, ограненная годами, но все так же камерно. Альбом набирает обороты к ритмичному треку Babushka-Yai Ya (отсылка к песне Babooshka Кейт Буш), чтобы уже на Wall of Silver заполнить пространство электроникой. Завершается пластинка 12-минутным эмбиент-лупом Tsuneni Ai, что в переводе с японского означает «всегда люби».

Фионн имеет в своем распоряжении роскошь, доставшуюся не всем его коллегам. Он может позволить себе писать песни без оглядки на время и место – будто нет никого вокруг, создавать атмосферу, рисовать поэтические этюды. Оставаться в полутени, в около-андеграунде. И при этом, The Meetings of the Waters – актуальное, высокохудожественное произведение. Достойное возвращение ирландского фолк-крунера Фионна Регана.

8/10


Particle Kid — Particle Kid

Psychedelic Folk / Progressive / Avant pop

a1364979538_10

I will be young only for so long
And I will be afraid forever if I don’t jump now
Into your Sea

Первый трек нового альбома Мики Нельсона ака Particle Kid начинается со звучащего вдали женского голоса и нечленораздельных фраз по-французски. Они тонут в гитарном переборе, чистом вокале Мики, фортепианных акцентах и струнных на фоне. И в тот момент, когда бэки выводят трек к психоделичной кульминации, ритм-секция перекатывает Forever Friend в прог-фолк.

Джейкоб Мика Нельсон – сын американского кантри-исполнителя Вилли Нельсона и яркий пример того, как не растратить бестолку талант, подаренный родителями. До своего сольного проекта Particle Kid он успел побывать и гитаристом у Нила Янга, и фронтменом психоделик-фолк проекта Insects vs. Robots. Тяга Мики к сложным структурам, необычным инструментам и ювелирной работе с гармониями берет начало как раз со времен Insects vs. Robots.

Particle Kid – третий полноформатный альбом в дискографии одноименного проекта. И в отличие от предыдущей работы DEMO-iTiS, сквозь которую протянулся шлейф альт.рока, новый релиз купается в джаз-фьюжне и психоделии. Яркий пример – трек Slips Away, в который практически сразу врывается джазовый саксофон, подтягивая латино-ритмы.

Одна из жемчужин Particle Kid – аранжировки. Потрясающе, с какой легкостью переплетаются, например, американа и фрагменты авант-поп на The Wheels. Бридж из стаккато струнных на Leaving подводит к атмосферному психоделику-фолку. Альбом буквально соткан из огромнейшего количества разножанровых музыкальных фрагментов, но так умело – что швов не видно. Он завершается треком The River, который под хоровую мантру “See the city outside inside out”, пытается вырваться из набирающих обороты джазовых паттернов, чтобы окончательно утонуть в крещендо.

Помимо своей музыкальной карьеры, Мика Нельсон – художник и мультипликатор. Это чувствуется в его подходе к Particle Kid как проекту. Новый альбом Мика написал широкими мазками необычайно изобретательных, насыщенных оттенков. Это эклектичный, талантливейший релиз.

7,5/10


BNQT – Volume 1

Classic rock / Americana / AOR / Baroque pop / Psych pop

MI0004219254

Желание создавать супергруппы – одно из самых противоречивых в мире музыки. Даже стремление к личностному разрушению путем открытия всех возможных дверей познания обречено на больший успех. Но, видимо, на горизонте талантливых и востребованных музыкантов постоянно маячит мысль, что на каком-то этапе творческого полета необходимо собрать супергруппу из других не менее талантливых и востребованных музыкантов.

Для участников звездных ансамблей инди-сцены 00-х Midlake (Эрик Пулидо), Grandaddy (Джейсон Лайтл), Band of Horses (Бен Бридвелл), Franz Ferdinand (Алекс Капранос) и Travis (Фрэн Хили) момент «а почему бы и нет» наступил в 2013 году. Тогда, с подачи Эрика Пулидо и появилась идея супергруппы BNQT. И если вы уже устали от количества имен – крепитесь, потому что вдохновением для создания BNQT послужила легендарная супергруппа Traveling Wilburys (Боб Дилан, Джордж Харрисон, Том Петти и Рой Орбисон). Пулидо и ко. даже свой дебютник назвали Volume 1 отсылкой к первому альбому Traveling Wilburys.

Отсылок этих, к слову, на альбоме так много, что в какой-то момент их становится просто бессмысленно считать. Бас в Restart, который как у Kasabian на Shoot The Runner, Unlikely Force, который периодами скатывается в Margaritaville Джимми Баффета и яхт-рок. А потом — 100 Million Miles, который который открывается синтами Grandaddy и постепенно проходится по року 70-х. И когда возникает неизбежная мысль «а зачем все это?», звучит нежное вступление Mind of a Man, голос Фрэна Хили и «трэвисовские» гармонии. И тут альбом затягивает. А потом — медь на Real Love возвращает во времена Penny Lane одной группы из Ливерпуля, а гитарное соло на LA on my Mind бросает в уже знакомые 70-е.

Самая главная причина, почему у большинства супергрупп так и не получается сделать что-то долгосрочное и монументальное – даже не в эго участников. Большинство музыкантов, которые решают пойти на такой шаг, не могут вывести полученный продукт за рамки сессионного джема. Потому что по сути, таковым это творчество и является. Volume 1 удалось избежать подобной участи. Альбом черпает идеи отовсюду, ворует ходы и риффы у групп разных эпох. Но при этом, пластинка, на удивление не смотрится коллажем. Она не стремится быть продолжением карьеры участников BNQT, в то же время – не дает что-то кардинально новое. Volume 1 – это музыка, созданная ради музыки и с любовью к ней. Ни больше, ни меньше. И в этом главная ценность того, что делают Пулидо, Лайтл, Бридвелл, Капранос и Хили.

7/10


Chris Potter – The Dreamer is the Dream

Post-bop / Modern Jazz

MI0004211920

Крис Поттер, один из самых важных джазовых саксофонистов 90-х и начала 00-х, обладает умением не спешить. Он очень часто балансирует между Джоном Колтрейном и Дью Редманом, между бархатной расслабленностью и напором. Возможно, именно благодаря этому природному равновесию Крису удалось за свою карьеру стать успешным и в качестве сайдмена, и лидера джазового ансамбля, и солиста.

Новый альбом Криса Поттера The Dreamer is the Dream настолько умело раскрывает его разноплановость и упомянутое выше чувство равновесия, что шесть композиций превращаются в ярчайшую палитру. Здесь – приятная, вязкая нега Heart In Hand, которая утаскивает а атмосферность дуэта саксофона и фортепиано. Афро-бразильские ритмы Sonic Anomaly, басовый кларнет Поттера и превосходное соло басиста Джо Мартина – все акценты альбома четко расставлены и приводят к главной композиции – Yasodhara. Этот 10-минутный трек – жемчужина The Dreamer is the Dream. И баланс тут является ключевым фактором. Когда кажется, что Поттер почти срывается, он тут же уходит от эрратичных затяжных соло в острые, обрывистые фразы.

Еще одной отличительной чертой Криса, как и, пожалуй, вообще джазменов его поколения всегда было уважение к традициям жанра. Здесь очень важно не путать зацикливание на стандартах с преемственностью – именно она проходит сквозь все творчество Поттера ничуть не мешая ему экспериментировать, как например, на Traveling Mercies 2002 года.

The Dreamer is the Dream умело скроен: спустя почти 20 лет профессиональной карьеры, он позволяет Крису Поттеру оставаться одним из лучших представителей джаза.

8,5 /10

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.