Экзорцизм для Дилана. Рецензия на Various Artists — «Bob Dylan in the 80’s: vol.1»

Боба Дилана образца 80-х принято безбожно хаять, фактически именно за то, что этого самого бога Дилан в тот период наконец, нашел. По большому счету, всем было бы плевать на то, что сорокалетний еврей Бобби Циммерман с головой окунулся в христианство. Только вот религия и музыка сплелись на первых же альбомах новообращенного христианина в такой ком, что он стал поперек горла поклонникам. «Slow Train Coming» (1979) и «Saved» (1980) шокировали слушателей. Да, в свое время уход Боба из акустики в полноценный рок тоже вызвал конвульсии у публики. Но с роком же христианским начался по-настоящему печальный период. За целую декаду, после выхода злополучных «Slow Train» и «Saved», Дилану удалось выпустить лишь одну адекватную пластинку – «Infidels» (1983), которую он буквально забросал сверху еще шестью дичайше поверхностными альбомами. И выбраться из собой же устроенного плена удалось лишь к 97-му.

Обложка альбома

Человека, который решился очистить репутацию Боба Дилана 80-х, зовут Джесси Лотер. Музыкальный продюсер, обитающий на годном Нью-Йоркском лейбле ATO Records. К слову, Джесси в прошлом году сводил для лейбла сносный трибьют легенде кантри, Джону Денверу.  Для Дилана же Лотер и сопродюсер, Шон О’Брайен, выбрали 17 ключевых песен с 10 альбомов, бутлегов и би-сайдов, покрыв 80-е практически полностью.

«Bob Dylan in the 80s: vol.1», как и в случае с Денвером, коммерческим назвать решительно нельзя. Ведь, в целом, треклист сформирован из нишевых музыкантов, вотчина которых в фолк-роке, альт-кантри и indie-сцене. Даже, несмотря на присутствие маститых, авторитетных исполнителей и групп: Аарон Фримэн, Уилл Одхэм, Built To Spill, Глен Хансард, Blitzen Trapper и, конечно же, Слэш. Но обо всем по порядку.

Longhorne Slim & The Law

Выбор открывающего трека вполне логичен. Got My Mind Made Up, во-первых, написан в пост-христианский период творчества Дилана. Во-вторых, написан в соавторстве с Томом Петти. В третьих, блюзовая канва песни и рок’н’ролльный драйв делают ее практически идеальной для задания темпа. Что же касается кавера, то ребята справились на «отлично». Да, Longhorne Slim & The Law прямолинейны в чтении Дилана, но с другой стороны, в этом треке стилистическое отхождение могло бы разрушить всю магию. Хотя и некоторую самобытность у трека не отнять. Фортепианное соло, банджо, надрывный вокал Шона Сколника – этого будто не хватало оригиналу все эти годы.

А вот дальше…. дальше разгон, который взял Longhorne Slim, уже со второго трека начинает куда-то уходить. И речь совсем не о ритмике. Будто ослабевает ковалентная связь между изначальной целью альбома и конечными целями музыкантов.

Built To SpillВзять, к примеру, Jokerman и Sweetheart Like You. Обе песни вошли в уже упомянутый в начале, «Infidels» (1983). Пластинка, которая позволила вернуть расположение, как критиков, так и поклонников после нескольких лет музыкальной пропасти. И, конечно, для Built To Spill и Крэйга Финна сложность этих песен была именно в силе оригинального материала. В итоге, нельзя сказать, что музыканты не справились. Просто, планка была высокая. Они скорее «не испортили». Крэйг Финн сыграл Дилана. Практически один в один, прям как по Станиславскому (но все же лучше версии Рода Стюарта). А Built To Spill сыграли Built To Spill. Вместо синергии двух исполнителей, Jokerman был просто-напросто ассимилирован. И это и не плохо, и не хорошо. Это ни о чем. Той же тропой, что и Built to Spill чуть позже на сборнике пошли Blitzen Trapper. Ну а как еще расценивать, что стилистически кавер Unbelievable звучит, будто близнец блитценовской же Thirsty Man?

 

Humbled Essay

 

Бонни "Принц" БиллиКонечно, глупо ожидать исполнения Brownsville Girl в оригинальном хронометраже – 11 минут. Сохранять его – неоправданный риск, сродни идиотизму. Но отдавать лучшую песню альбома «Knocked Out Loud» (1986) музыканту/комику? Только лишь для того, чтобы Реджи Уоттс урезал потрясающую балладу и перекроил ее в трехминутный даб? Тот же Бонни ‘Принц’ Билли (по иронии судьбы, тоже присутствует  на сборнике) исполнял эту песню честнее. Да, без экспериментов, консервативно. Но уважая первоисточник, а не прячась за глупой припиской «Reprise».

Хотя, сам Бонни ‘Принц’ Билли, он же Уилл Одхэм, в его дуэте с Доун Ландес показали и обратную сторону консервативного подхода. Слушая их кавер-версию Dark Eyes, вспоминаются две вещи: 1) потрясающий дуэт Боба и Патти Смит; 2) камерность, обнаженность оригинала, который был намеренно записан в акустике. Из этого вытекает вполне закономерный вопрос: на кого именно рассчитан кавер? На дальнобойщиков, слушающих за рулем ночное кантри-радио? В любом случае, спасибо Уиллу и Доун. Они заставили вновь скучать по старику Бобу.

Tea Leaf GreenNight After Night и Waiting to Get Beat – изначально безжизненные песни. Первая вышла в 1987 году саундтреком к жуткой кинематографической ошибке Боба Дилана – фильму «Hearts of Fire». А вторая не входила ни в один альбом, всегда была в пограничном состоянии. К сожалению, в руках Deer Track и  Tea Leaf Green ни одна из композиций так и не ожила. You Changed My Life – настолько проходная песня, что она даже не вошла в абсолютно проходной альбом «Shot of Love» (1981). И тем удивительнее, что вашингтонский дуэт Ivan& Alyosha решился ее записать и, главное, в отличие от своих коллег по несчастью, ребята сумели довести песню до ума. Очень гармоничная, достойная запись.

Будто нарочно в самую середину сборника поместили Wiggle Wiggle. Многими критиками она признается, чуть ли не самой худшей песней Дилана в принципе. Совсем. А присутствие на записи Слэша делает это недоразумение еще более диким. Вряд ли можно было вернуть вменяемость треку с текстом «Wiggle, wiggle like a pail of milk».
Поэтому Аарон Фримэн (ex-Ween), и Джесси Лотер решили просто адаптировать песню под музыкальные реалии 2014 года, пригласив Слэша. Лучше ли эта версия оригинала? Господи, да что угодно лучше. Только стоило ли включать ее в сборник?

Slash

Congratulations в исполнении Элвиса Перкинса демонстрирует, что Wiggle Wiggle была ничем иным, кроме как логическим завершением первого акта сборника. Музыкальный ландшафт меняется. Становится отчетливо видно, что свои главные мысли, свое видение основной темы релиза Лотер и О’Брайен поместили во втоую его часть.

Ханна КоэнCovenant Woman и Pressing On – два трека второго, провально-христианского альбома «Saved» (1980). Их отправка на очищение более чем символична. В случае с Covenant Woman облагораживать песню доверили Ханне Коэн. И, в отличие от безжизненного, претенциозного оригинала, вариант Ханны долгожданно откровенен в своем минимализме. Ее вокалу хочется верить. Pressing On попала в руки к матерому Глену Хансарду.  Хоть он и беззастенчиво обтесал оригинал под свой, легко узнаваемый ирландско-горлопанящий стиль, все же, сшил прекрасное, искреннее полотно. Не потерял госпеловские мотивы, но вернул песню к фолковым корням самого Дилана.

Особое внимание следует обратить на 12 и 13 треки сборника. Так, Marco Benevento со своим прочтением Every Grain of Sand, оказался самым смелым исполнителем на пластинке. Он решился обойтись без основы творчества Боба Дилана – текстов. Every Grain of Sand – единственный инструментал в сборнике. И один из самых лучших треков.  Бруклинцы Yellowbirds, не были так радикальны. Они, наоборот, попытались сохранить атмосферность Series of Dreams, которую в оригинале помог создать Даниэль Лануа, и которая так явно перекликается с мотивами «Joshua Tree» U2. Удачнейшее решение с горнистом, навевающее музыкальные образы от Belle&Sebastian, отдельные фирменные ходы Grandaddy времен альбома «The Sophtware Slump», утопленный в ревербе вокал Сэма Коэна. Все это действительно окутывает, как покрывалом. Один из самых лучших треков Боба Дилана, по глупости не попавший альбом, получил свой заслуженный трибьют.

Bob DylanТолько Дилану одному известно, на кой черт ему понадобилось создавать танцевальную(!) When the Night Comes Falling From The Sky. Но в рамках эстетики 80-х это работало. Своеобразный эксперимент, который нашел свой отклик в сердцах фанатов. И истинная ценность его оказалась именно в этой самой танцевальности. Стоило Lucius убрать ритм и стилистику, как песня потеряла, по большому счету, все.

А вот на Death is Not The End, закрывающей сборник, Карл Брёмель возвращает трек обратно Бобу Дилану, восстановив атмосферу и подачу оригинала, после того, как песня десятилетиями была частью репертуара Ника Кейва.

Джесси Лотер и Шон О’Брайен попытались перезапустить, дать новую жизнь песням самого неоднозначного, в некотором роде пустого, периода в творчестве Боба Дилана. Вряд ли, сам музыкант нуждается в реабилитации. Уж слишком Боб основополагающ для современно рок-музыки. Но именно поэтому и стоило очистить от остального хлама самые удачные произведения Дилана в 80-х. В большинстве своем, команда «Bob Dylan in the 80s: vol.1» с задачей справилась. Опуская ряд вторичностей и перегибов, цель достигнута – хочется переслушать тот же дилановский «Saved» (1983). И не только ради Covenant Woman. Но ради того, чтобы понять, что именно пошло не так в творчестве неугомонного Циммермана.

И последнее. После окончания 17 трека на сборнике, не ощущается точка. Ощущается необходимость vol.2. Но это, скорее, заслуга самого Дилана.

 

Общая оценка: 7/10.

 

Артем Рисухин