Игра в концепт. Артем Рисухин о новом альбоме MAiAK

Киевский квартет MAiAK – один из самых интересных музыкальных проектов в Украине. В первую очередь с точки зрения эволюционирования группы. С момента своего основания три года назад, музыканты находятся в постоянном поиске звучания, концепта и визуального воплощения. От пост-панка к смеси электроники и гитарного инди-рока, а потом — к полноценному доминированию электронного саунда. MAiAK не уходят в андеграунд, но и не скатываются в мейнстрим.

19 мая MAiAK выпустили свой третий альбом – Untitled Kingdom. По их словам – “самый целостный и концептуальный”. И в определенной мере, так и есть. Это свежее, не затасканное звучание для украинской музыки. Веха в становлении группы.

Проблема лишь в том, что в попытке сделать все “концептуально”, музыканты заложили в архитектуру альбома слишком много спорных элементов. В итоге, пластинка спотыкается о них почти на каждом треке.

Меланхолия, которой пропитано все творчество MAiAK, принимает на новом альбоме четкую форму и художественную задачу. Это не просто некая атмосферность, а отдельный инструмент, которым группа умело пользуется. А вот чем пользоваться у нее получается не всегда – разнообразием звуковых паттернов, собранным на пластинке. По ходу всего альбома идеи и формы периодически теряются в звуковой каше. Интересные аранжировки и ходы внезапно убиваются.

Открывающий трек, Gates заявляет — пластинка будет экспериментальной: заигрывания с шумами, врывающаяся в плотности звука синтовая линия. Это эпичное интро для альбома из семи песен. А затем – резкая смена динамики на Untitled Kingdom. И пока умело расставленные вокальные семплы вытягивают трек, его по непонятной причине рубят паузы. Но важно другое. Уже на этой песне четко вырисовывается одна из проблем релиза – вокал. На большинстве песен Untitled Kingdom слабая подача и артикуляция просто-напросто убивают текст. И эмоциональность не спасает. Ее сложно прочувствовать в такой форме.

Один из самых проработанных и интересных треков альбома – Golden Dreams. Выверенный и структурно, и по плотности звучания, и по аранжировке. При всей своей линейной плавности, он оказывается на голову выше, «целостнее и концептуальнее» ломаных ритмов и хаотичного использования эффектов и сэмплов. Здесь нет звуковой каши, в которой варятся и Dancing with the shadows и No More. Последний вообще мог бы стать прекрасным грайм-треком, вместо этого – скатывание в альтернативу образца 2008 года.

To the bones пропитан мотивами и мелодическими ходами Depeche Mode разных периодов взросления. Что совершенно неплохо. Плохо — это такая же неуместная гитарная партия, как и на No More. Какую художественную задачу несет гитарный рифф, режущий по живому отличный трек с отсылками к олдскульному EBM? Совершенно неясно.

И это еще одна проблема Untitled Kingdom – хаос. При всей кажущейся упорядоченности, периодически появляющейся главной линии. Отдельные элементы мозаики, которую выкладывают MAiAK, смотрятся непродуманно, хаотично, расставленными наобум. Например, вокальный семпл в интерлюдии шикарного трека Noise или уже упомянутого No More. Даже шум, элементы перкуссии.

«Концепт, который будто строится концепта ради».

В восприятии практически любого экспериментального (в особенности – авангардного) искусства есть момент перед принятием или отторжением: когда совершенно непонятно, что именно перед тобой – талантливый ход или отчаянный бред. В этот момент произведение, будь то картина или песня, существует в своей самой чистой форме. Пока наш мозг не принял решение.

В случае с Untitled Kingdom это решение принять невероятно сложно. Здесь слишком много идей — неплохих и интересных. Концепт проваливается во вторичность или наоборот – вызывает вопросы: а насколько необходимы, например, эти чертовы паузы на заглавном треке… Но при этом, Untitled Kingdom – смелая работа. Это эксперимент, эволюционный виток для группы, которая вышла за рамки собственного музыкального трафарета. Глобально здесь очень много влияний: от Ultravox до FKA Twigs, от трип-хопа до авант-попа. Для украинского рынка Untitled Kingdom – новаторская пластинка.

Именно поэтому безумно жаль, что свой новый музыкальный концепт MAiAK представили именно в таком виде. Все будто застопорилось на полумерах, смешалось в невнятность из-за отсутствия должных акцентов. Вместо динамики и цельной атмосферы, к концу седьмого трека Untitled Kingdom тонет в своей скуке и монотонности. Чистая форма альбома получается с настолько размытыми, неровными краями, что гораздо интереснее и важнее принятия альбома, в итоге, становится вопрос: какие музыкальные фарватеры теперь будет прокладывать MAiAK?