1110x80

7 замечательных альбомов марта, которые вы скорее всего пропустили

Автор: Артем Рисухин 1 1491

Этот март – месяц громких имен и неожиданных камбеков. Он принес нам новые альбомы инди-метров Grandaddy и The Shins, релиз одного из лучших авторов текстов 90-х Джарвиса Кокера, монументальный опус Magnetic Fields. Даже Squarepusher разродился сайд-проектом, а легендарные The Jesus and Mary Chain вновь в строю. Чего уж говорить о Jamiroquai, Depeche Mode, Джеймсе Бланте и очередной порции каверов на Синатру от Боба Дилана.

Вместе с тем – появилось огромное количество релизов и от новых групп/исполнителей, которые радуют глаз и слух. Но это изобилие, несмотря на всю свою прелесть, опасно тем, что часть стоящих работ могут пройти мимо жадного слушателя. Замечательные альбомы остаются в тени. В этом месяце для нашей подборки мы выбрали семь из них

Secret Shine – There Is Only Now

Shoegaze / Dream Pop

GDOB2-30CH-001.cdr

В этом году тренд на музыкальные камбеки продолжается с новой силой. До шугейза эта волна добралась еще в 2013, с выходом третьего альбома культовых My Bloody Valentine – MBV. Реюнионы коллег не заставили себя ждать. В прошлую пятницу одна из самых важных групп для этого жанра – The Jesus and Mary Chain – выпустила свой первый за 19 лет альбом. Еще два колосса – Ride и Slowdive – вернутся с новыми работами в июне и мае, соответственно.

Один из менее громких камбеков этого года – альбом бристольцев Secret Shine There Is Only Now. Причина, по которой группа так и осталась недооцененной, кроется в том, что этот коллектив слишком поздно ворвался на территорию шугейза – в 1993 году. Каким бы потрясающим ни был альбом Untouched, он просто захлебнулся в лучах все тех же My Bloody Valentine и Slowdive (с которыми их постоянно сравнивали). Затем был уход в тень и воскрешение в 00-х. Не самое удачное, мягко говоря.

There Is Only Now, вышедший 17 марта, – попытка полноценного возвращения. Попытка мощная. Достаточно только включить To The Well и дождаться стены звука на припеве. Нежность, излитая во всех треках вокалисткой Джейми Гингелл и дополненная синтами, проходит сквозь атаки шугейза так же ловко, как и в 90-х. Пусть и без той гитарной ярости, но все с той же красотой. Яркое подтверждение – All In Your Head.

Напористый, порой слишком, альбом не всегда справляется с проблемными моментами жанра – однообразием. Гармонии просто теряются в какофонии, а потом внезапно оголяются (Burning Stars) до красивейшей мелодики.

There Is Only Now вряд ли катапультирует Secret Shine из небытия. Особенно, учитывая предстоящие релизы монументальных Ride и гениальных Slowdive. Все точно так же, как и в 1993.

Но вы должны знать – если вам попадется этот альбом, не показывайте его никому. Слушайте его сами или с тем, кто вам дорог. Это редкое сокровище, в котором ценна каждая песня.

7/10


Desperate Journalist – Grow Up

Alternative-pop / Gothic-rock / Post-punk

MI0004205838

Настоящая проблема с цикличностью в музыке – не в возвращении стилей или трендов. Она в том, что погружение в ностальгию лишь в очень небольшом проценте случаев дает импульс к реальному движению. Лишь очень немногие группы видят разницу между вдохновенностью предшественниками (что по сути – норма), и слепым копированием.

Лондонцы Desperate Journalist с самого начала, с самого первого своего одноименного альбома ходили по тонкой грани между преклонением перед пост-панк/готик иконами и похабным воровством у них же. На своем дебютнике три года назад периодически оживал то 1987-й, то (а это еще хуже) 2007-й. Но новая пластинка, иронично названная Grow Up, дала понять – группа наконец нащупала твердую почву под ногами.

Desperate Journalist слишком любят Sisters Of Mercy, чтобы отказаться от драм-машины на одном из главных треков альбома – Hollow. Слишком любят The Cure, чтобы не сделать оммаж Смитовским гитарным риффам на Purple. В этом релизе может быть слишком много The Smiths. Но при этом Grow Up звучит по-взрослому. Вокал Джо Биван окреп и раскрывается характерным ярким тембром в переливах. В этом альбоме все так же много динамики (Why Are You So Boring?), как и на предшественнике. Но она теперь выверена, она сбалансирована с воздухом.

Grow Up – ни в коем случае не сделанное под копирку полотно. Его главная прелесть – способность звучать узнаваемо ровно настолько, чтобы не звучать вторично и старо. А это дорогого стоит.

7,5/10


Jacaszek – Kwiaty

Ambient / Electro-acoustic

MI0004193007

В одном из своих интервью польский электро-акустический музыкант Михал Якашек говорит, что вся его музыкальная деятельность основана на предчувствии: вне материального мира спрятана какая-то другая реальность. Именно желание прикоснуться к ней, показать ее и почувствовать – движет музыкантом.

Этот подход лежит в основе всех работ Якашека: как в собственных альбомах, так и в саундтреках. Его одержимость звуком и шумами, которые окружают нас, воплощается в потрясающие эскизы и полотна. Барокко переплетается с электронными структурами в завораживающий эмбиент. Барочную музыку Михаил с огромной любовью проносит сквозь свое творчество вот уже боле десяти лет. Она возникает паттернами клавесина на Glimmer (2011), или в струнных на Treny (2008). Прячется в эмбиентовых шумах.

Однако, на своем новом альбоме, Kwiaty, Михал решил отталкиваться не от звука, а от несколько непривычной для инструменталиста материи – от слов.  А точнее – от поэзии XVII века. Вдохновленный метафизическими пассажами Роберта Геррика, Якашек укутывается в привычные для себя покрывала из меланхолии электронной полутени. Сквозь порывы ветра на To Perenna пробивает гитарная партия. По звуковому плато To Meadows гуляют одинокие фортепианные семплы. В Daffodils пульсирующие синты тонут в шумовых помехах.

Kwiaty – это пластинка, которую полноценно ведет именно вокал Хани Маларовской. Даже будучи утопленным, он все равно остается на первых ролях, укладываясь в звуковое одеяло аранжировок.

9/10


Lusine – Sensorimotor

Experimental Techno / IDM

MI0004182871

Вот уже почти двадцать лет техасец Джефф МакИлвейн, известный электронной на сцене как Lusine, никак не может определиться, в каком же жанре ему комфортнее: в IDM, эмбиент-техно или электро-попе. Поэтому Джефф поступает мудро – он смешивает в нужных пропорциях все эти направления, и не только их.

Получившееся в итоге экспериментальное техно соткано из выверенных аранжировок и утонченных ритмических рисунков, которые уже давно стали фирменным стилем Lusine. Так было и на одном из лучших его альбомов Serial Hodgepodge (2004), и на дебютном L’usine (1999). Что еще важнее, с помощью новой полноформатной работы Sensorimotor, Lusine доводит свою формулу практически до идеальности.

Название пластинки носит для Джеффа два смысла: на поверхности лежит совмещение чувств и действий; в то время как гораздо более глубинное значение Джефф объясняет как поиск баланса между творческой интуицией и контролем.

Посреди метаний от IDM к хип-хоп паттернам, эмбиенту и около-EDM – умение Lusine сохранять концепт и баланс спасает Sensorimotor от того, чтобы распасться на тысячи кусков. Прямолинейная The Level прекрасно уживается со рваной Won’t Forget. Ломаное техно Ticking Hands с вокалом Сары МакИлвейн дарит один из самых красивых треков альбома, как трипповое арпеджио Witness.

Не стоит смотреть на Sensorimotor как на отдельные треки. Только в целостном формате становится заметно, что эта мозаика выложена без единого шва. На одном дыхании. И здесь Lusine превзошел самого себя.

8/10


Blanck Mass – World Eater

Experimental Techno / Noise / Alternative

MI0004182849

В музыкальном концепте Бенджамина Джона Пауэра (Blanck Mass) всегда есть элемент брутальности и неистового потока эмоций. К примеру, второй альбом Blanck Mass Dumb Flesh, покоривший публику – самый настоящий марафонный забег в нойзовую электронику, которая периодически уносит слушателя в пресыщенный синтами рейв. Концепт «тупой плоти» вращал альбом прежде всего вокруг хрупкости человеческого тела. Посреди давящих битов, дроуна и шума вырастали потрясающе красивые пассажи. Но несмотря на объемность звука в Dumb Flesh, это была поставленная в тематические рамки работа. Чего совершенно не скажешь о новом альбоме Blanck Mass World Eater.

Драматургию в музыке можно выстраивать различными методами. В инструментальных композициях ее, порой, получается создавать даже успешнее, чем в песнях. Но донести политизированность и социальный месседж без текста, создать концепт без назидательных строк – задача крайне сложная. Как вы уже догадались, именно это и пытается сделать третий альбом World Eater.

Начиная с сумасшедшего рейва Rhesus Negative, после нагнетающего спокойствия первого терка, альбом лихо закручивается в крике, зеркально отражающем глобальные тренды: расизм, фобии всех сортов, шовинизм и политическое безрассудство. Важно, что даже посреди около-индастриала Rhesus Negative Пауэр находит место для прекрасных синтовых вставок.

Please и Silent Treatment останавливают буйство, и вокальными переливами сглаживают оголенную энергию альбома. Они очень удачно огибают трек The Rat, который с ревом продавливает басы.

Minnesota/Eas Fors/Naked за семь минут создает максимально разнообразный музыкальный ландшафт, в конце уходя из эмбиента в синти-поп. Пауэр будто проносит нас по земному шару. И наконец оставляет в наиболее собранном, прекрасном треке альбома – Hive Mind, который заканчивает пластинку в экзальтации и переливающихся синтах. Заканчивает, оставляя невероятно сильное послевкусие и рефлексию. Если именно так и задумывал Blanck Mass, то ему это удалось.

8,5/10


Ibibio Sound Machine – Uyai

Afro-electro / Funk / Disco

MI0004199179

На языке народа ибибио (Нигерия) «uyai» – это красота. Вокалистка Ibibio Sound Machine Ино Уильямс придает этому слову более глубокое значение: она говорит о силе и свободном духе женщин в целом и о смелости женщин ее собственной семьи. Этническая нигерийка Ино родилась в Лондоне. Каким бы сильным ни было влияние британской музыки, Уильямс не просто сохраняет африканские корни в своих работах, она делает ибибио осью своего музыкального мира.

Как и на дебютном альбоме в 2014 году, Ibibio Sound Machine продолжает обживать афро-электро, диско и фанк. В постоянно динамичной среде, которую Ино создает, этническая составляющая настолько органично вписывается посреди текстов на английском и ибибио, что намертво сплавляется с западными музыкальными стилями. А их на новом альбоме Уильямс добавилось.

Но начнем с того что, помимо музыкальной составляющей, немного расширился фокус самого мышления проекта. Если первый полноформатный релиз был целиком соткан из народных нигерийских преданий, то Uyai тематические расширяется теперь на общественно-политические процессы в Африке и мире. И пусть вас не вводит в заблуждение яркий и энергичный афробит треков – в ряде из них Уильямс поднимает по истине трагические моменты современности. Так, в легкомысленном электроклэше Give Me a Reason, которая открывает альбом, рассказывается о 276 школьницах лицея города Чибок (Нигерия), похищенных группировкой Боко харам в 2014 году.

Купаясь фанке и R&B, Ibibio Sound Machine добавляют в свой арсенал пост-панк (Joy (Idaresit)) и нью-вейв (окропив им, например, Trance Dance). Сумасшедшее смешение жанров и ритмов. Один из главных талантов Ино Уильямс, помимо ее потрясающего вокала – способность доносить свои эмоции даже тогда, когда слушатель совершенно не знает текста. Вне зависимости от того, на каком языке поет Уильямс, среди диско и афро-электро ритмов Uyai ощущается главное – свобода. Именно в этом состоит красота альбома.

9/10


moon:and:6 – A Brief History of American Space Travel

Electronic / Downtempo/ Ambient

a2945017984_10

Канадский мульти-инструменталист и продюсер Майкл Чемберс, он же moon:and:6, стал экспериментировать со звуком в возрасте 12 лет. Тогда еще – с помощью аудиокассет. Годы муштры по классическому фортепиано и учеба на звукоинженера привели Чемберса в 90-х на крупный лейбл. Затем он успел поиграть в инди-рок группе The Golden Dogs, пока окончательно не основался в студии.

Пожалуй, справедливо будет сказать, что за все годы, предшествовавшие становлению Майкла как музыканта, его больше всего вдохновляли две вещи: 1) работы Брайана Ино и подход Стива Райха; 2) космическая программа НАСА. Эти элементы нашли свое воплощение в дебютном альбоме moon:and:6 A Brief History of American Space Travel, который вышел на прошлой неделе.

Несмотря на небольшой хронометраж (29 минут), эта пластинка охватывает огромный исторический период с 1958 по 2011 год. В электронные пейзажи эмбиента, даунтемпо, брейкбита и future-disco Чемберс вложил реальные записи переговоров астронавтов и космического центра. Например, трек Welcome to Space содержит запись пресс-конференции, на которой миру представили семерку первых американцев, отобранных для покорения космоса. Apollo-Soyuz звучит неким саундтреком к знаменитому совместному проекту США и СССР в 1975 году.

Этот альбом не существует вне концепта. Без архивных записей и предыстории прочувствовать драматизм трека Challenger было бы невозможно. Комплексная, многоцветная музыка moon:and:6 проносит нас сквозь десятилетия, прогуливает в открытом космосе и по Луне. Останавливается она в 2011 году на последней миссии шаттла Atlantis и программы Space Shuttle в целом. Фразой «Goodnight from Atlantis» заканчивается целая эпоха, любовь и восхищение которой Майклу Чемберсу удалось талантливо уместить в 29 минутах.

7/10