Еще сильней по тем же струнам. Рецензия на альбом «Дзеркало» ТНМК

ТНМК относится к старой когорте украинских групп, успевших зацепить эру власти традиционных СМИ, когда люди узнавали о новой музыке из телевидения и радио. Именно поэтому, до сих пор, многие песни на концертах люди знают наизусть, но при этом могут не знать их название.

ТНМК всегда балансировали на грани хип-хопа, альтернативного рока, рэп-кора и поп-музыки, но не всегда радовали продуктивностью. Если в период с 1998 по 2005 вышло аж 4 полноформатных альбома, то за последующие девять лет, всего два – «С.П.А.М.» (2010) и свежий «Дзеркало».

ТНМК не предает свои традиции и звук. «Дзеркало» содержит в себе все ключевые элементы, свойственные предыдущим пластинкам — фирменные скиты (интерлюдии между песнями), чередование вокала Фоззи и Фагота, тяжелые гитары и песни для разных целевых аудиторий.

Группа продолжает писать условный хип-хоп, но он уже не несет в себе тот молодежный и слегка легкомысленный запал. «Дзеркало» имеет в себе двойной смысл, реальность и ее отражение, если угодно.

Расслушать, распробовать альбом с первого раза очень сложно. Уловить все детали и посылы, которые музыканты зашифровали в своей музыке – задача нетривиальная. Еще сложнее это сделать, не побывав на концерте. Такую особенность можно записать и в плюсы, и в минусы. С одной стороны, ТНМК сразу могут потерять поклонников альбома, которые сочтут его излишне депрессивным, скучноватым и мудреным (впрочем, для того, чтобы с этим бороться есть, например, беспроигрышный кавер на «Файне місто Тернопіль»), а с другой – обрести слушателей, которые в полной мере прочувствуют настроение музыкантов, их посыл и переживания.

«Дзеркало» очень злой альбом. Правда. Никогда еще ТНМК не звучали настолько агрессивно и злободневно. Українська мрія — одна из краеугольных песен альбома – написана на основе нарочито примитивной и жесткой аранжировки в два аккорда, но несет в себе все раздражение и ярость, которые Фоззи накопил за это время. Глубокая социальная сатира, поданная в форме утяжеленного хип-хопа. Обрывающееся соло народной тематики, как бы намекающее на неумение украинцев доводить начатое до конца. «І ми у вишиванках можемо спокійно гамузом поплакати в Кобзар».

Війна світів еще одна лейтмотивная песня, которая уже неприкрыто вскрывает антипатию к агрессивному соседу. Прозрачная аналогия с марсианами на базе запоминающегося гитарного рифа. Понятно решение исказить голос в припеве на манер инопланетян, но не факт, что это хорошо сказалось на мелодичности трека.

В то же время, ТНМК не могут позволить себе забыть о том, что они остаются в когорте поп-групп. Для этого припасены Своя ріка — откровенный поп-номер, хоть и сделан на очень высоком уровне и Тестостерон, заточенная под клубные концерты и ротацию на поп-рок радиостанциях. «Якщо хочеш – давай, якщо треба – камон, хто на барі – наливай», — злободневно, конечно, но очень выбивается из канвы альбома.

Но группа не предает себя, как одних из лучших лириков в стране. В наступному, Хоча я є и особенно Небокрай — это три песни, которые могут конкурировать с легендарными Гранулами, Забув и Мушу йти. Фоззи и Фагот умудряются облачить банальные темы в простую и  до боли близкую форму. Слушая эти песни, так или иначе всплывают воспоминания (Хоча я є), эмоции (Небокрай) или надежда на будущее (В наступному).

 

С музыкальной точки зрения все сделано на высшем уровне. Задействована масса инструментов, все они звучат в тему: не выпирают, но и не выпадают. При этом ТНМК балуются со стилями: записывают битбокс вместо живых барабанов на Хоча я є, кубинское соло на клавишах на Фідель, или вообще делают припев на грузинском совместно с Mgzavrebi и даже заморочиваются, вставив оригинальную фразу Кузи в конце последнего припева на Файне місто Тернопіль.

Отдельного внимания заслуживает Гупало Василь. Более светлой, дающей надежду на будущее песни в украинской музыке я сразу не припомню. Хоть по стилистике она немного отдает У ритмі серця Русланы (не нужно здесь бросаться тапками, у меня своеобразный музыкальный вкус), это мощная и красивая работа. Но оценить ее в полной мере удалось лишь на концерте, когда своими глазами я увидел бандуриста, аккомпанирующего начитке и целый детский хор, поющий о том, что «добро закохає зло». Как есть поэзия в прозе, так это — детская литература, сказка в музыке. И да, в 20 лет такую песню не напишешь. Слушать в моменты, когда кажется, что все пропало.

Заглавный трек Дзеркало — концертный боевик, и он это уже доказал. «Бреши нам дзеркало, бреши», — призыв ТНМК искать проблему не столько по сторонам, сколько в себе. Qari Qris — какая-то очень тревожная и грустная песня (только что под эту песню в наушниках прошла девушка с очень знакомым запахом духов, и как-то совсем грустно стало).

Там, де ти тепер с оркестровыми семплами – пожалуй, одна из самых сильных песен посвященных трагическим событиям, происходящим в нашей стране, хоть и написана была несколько раньше. В ней нет излишнего пафоса. Она просто величественная, красивая и цепляющая.

Скиты – это вообще тема, заслуживающая отдельной статьи, как и всегда в альбомах ТНМК. Но об этом Фоззи уже написал лучше, чем кто-либо.

«Дзеркало» на первый взгляд – простой альбом, не несущий в себе новизны. Ни Фоззи, ни Фагот не запели по-новому. Используются те же музыкальные приемы, та же ритмомелодика и тематитка песен. Но если вслушаться (читай всмотреться), этот альбом намного глубже. Тут нужно вникать в тексты, понимать, что ТНМК и не ставят себе за цель меняться. Они уверенно и комфортно чувствую себя в занятой нише, и всеми силами ее развивают. Да и вряд ли слушатель, воспитанный на Арешті, Воді и Іво Бобулі будет готов принять кардинально новый саунд.

Лично мне не хватило украинского колорита, который был так ярко выражен на первых пластинках (хоть тогда за него во многом отвечал Диля). На мой вопрос об этом, Фагот сказал, что не чувствует сейчас необходимости продвигать эту тему, так как этим и так уже, слава богу, очень многие занимаются. И с ним трудно не согласиться.

В рамках своего статуса и возможностей ТНМК сделали большой шаг вперед. Говорить о том, что они выросли, было бы глупо. Выросли они давно. ТНМК избавились от комплексов, предрассудков и молодежной наивности.

«Дзеркало» — злой, комплексный, традиционный и глубокомысленный альбом, который будет интересно слушать и через несколько лет. И именно в этом главный успех этой пластинки. Она не умрет через пару месяцев.

8/10

 Подготовил: Алексей Бондаренко

Фото: Евгения Люлько