С 30 сентября по 2 октября в столице Украины прошел первый Kyiv Music Summit, на котором выступал Игорь Панасенко aka Stereoigor – автор и ведущий первого аудио-журнала о музыке STEREOBAZA (Просто Ради.О).
Темой его доклада была: «Прокрутіть цю пісню по радіо: основные ошибки артистов или что нужно сделать, чтобы никогда не попасть в эфир».
Выделю простой закон жанра: музыку продает радио. Точка. Совсем коротко: если вас на нем нет, вы не соберете стадион. Я очень хочу найти пример, который не будет этому соответствовать, но пока что не могу.
Исходя из своего почти 20-летнего опыта работы в сфере рекорд-индустрии и СМИ могу дать несколько вредных советов, следуя которым вы, скорее всего, никогда не попадёте в радиоэфир.
1. Холодная рассылка
Сделайте себе ящик и пускай адресаты, которым вы пишете, будут видны друг другу. Не пишите сопроводительных писем. Забейте на жанры и формы вещания, ведь есть только вы.
Пример типичного диалога:
“— У меня есть трек для вашей радиостанции!
— Для какой?
— Ну-у, для вашей!”
Потому еженедельно получателю и мне, в том числе, приходится вникать в содержимое диапазона от «леопардовых» клипов до death-metal.
2. Шумите невнятными «достижениями». Побольше врите.
Сплошь и рядом в украинских СМИ звучат заклинания, мол, все в мире слушают украинскую музыку, регулярно формулируемые в «24 украинские группы, покорившие Запад/поставившие мир на колени» и подобные демагогические тезисы.
В начале года я попал в гости к замечательному берлинскому музыканту харьковского происхождения Юрию Гуржи, известного, в первую очередь, по его группе RotFront, а также, в последнее время, по участию в проекте «Жадан и Собаки» в качестве приглашенного музыканта.
В интервью мне Юра признался: «Я вот недавно, к слову, читал один такой рейтинг из десяти украинских групп. Пять из них я видел действительно на концертах в клубах, в которых было от 20 до 40 человек».
Это я к тому, что такие громкие выводы о среде можно делать только будучи хорошо знакомым с этой самой средой. С таким же успехом можно, скажем, и дальше сочинять опусы о традиционной итальянской кухне, так ни разу не побывав в Италии. Хотя нынешнее медиа-поле, впрочем, наверняка знает и подобные попытки.
В конце 90-х, когда я попал в Лос-Анджелес, то понял, что можно и дальше писать рецензии на альбом Red Hot Chili Peppers, но совершенно ясно, что ты не владеешь контекстом, если сам не побывал там, не проникся средой обитания или как минимум досконально не изучил весь контекст. Получается так: в лучшем случае передается только впечатление, которое базируется на еще чьем-то впечатлении.
Потому, для людей хоть сколь-нибудь грамотных и образованных, ссылки на такие высосанные из пальца «рейтинги покорителей Запада/завоевателей мира» — комплимент весьма сомнительный.
3. Плох тот музыкант, который не нафантазирует о Sziget.
Это, скорее, частный случай предыдущего пункта.
Среди украинских музыкантов, как мне показалось, бытует мнение, что если ты попал на фестиваль Sziget, то всё: это проездной билет в счастливую жизнь. Обязательно нужно сказать, что группа куда-то поехала и кого-то там покорила.
Бесспорно, команда может блестяще выступить, есть масса средств это показать и зафиксировать.
Манипулировать с темой фестиваля, на мой взгляд, не лучший способ наладить коммуникацию. Тем более что значительная часть менеджеров «по ту» от вас сторону радиоэфира в этом бизнесе уже много лет (и обычно это «много» больше стажа групп), и потому легко может распознать подделку.
4. Присылайте демо для радио-эфира.
Как известно, не бывает второго шанса, чтобы произвести первое впечатление. Вредный совет тем, кто присылает радиостанциям демо и черновики — настаивайте, чтобы их поставили в эфир между другими, в отличие от ваших, отлично сведенными и спродюсированными треками.
Если демо не пролазит, в срочном порядке требуйте интервью с молодой группой. О чём оно будет, правда, совершенно не понятно, но главное — приложить усилие.
В STEREOBAZA, например, выходят интервью, которые я лично периодически беру.
Ну, например, это у Jay-Jay Johanson, Lee Scratch Perry, Erol Alkan, James Lavelle/UNKLE, Bonobo, группы Depeche Mode, WhoMadeWho, GusGus, CocoRosie, The Smashing Pumpkins, of Montreal, Franz Ferdinand.
Как вы думаете, много ли шансов попасть в эту уважаемую компанию группе, менеджер которой не предложит внятной темы для беседы, но упорно продолжает писать мне: «Гарні хлопці, але пока майже нічого не записали»?
5. Путайтесь в терминах.
Пускай будет много «эксклюзивно» и «премьера», даже если это совершенно не так.
Мне регулярно присылают предложения устроить «эксклюзивную премьеру». На мой вопрос «Звучал ли где-нибудь трек?» говорят “Нет, ну разве что мы выложили его на YouTube ну и в онлайн на радио-X”. Лучшее, что для вас произойдёт — на вас бесплатно потратят время и разъяснят значение терминов. Такой шанс есть, но он небольшой.
6. Не делайте Radio Edit – вы и так круты.
Правильный вывод: если вы не The Doors или Radiohead, то не можете себе этого позволить. Понятно, что когда «душа поёт», автор меньше всего думает о хронометраже.
Но если вы вдруг передумаете, и решитесь сделать радио-дружественный трек — то вот несколько рекомендаций технического характера, которые, несмотря на скучность формулировок, могут быть полезными:
– исключить длинное вступление и долгие тихие ямы, стартовать лучше до 20 секунд;
– до 40 секунд – первый припев, второй
– до 100-110 секунд; – весь возможный “кач” не позднее 2 минут 30 секунд;
– хронометраж не более 200-210 секунд.
Большинство релизов, синглов имеют радиоэдиты, и они достаточно короткие. Форматные ремиксы, кстати, тоже путь, который может помочь треку попасть в эфир, например, некоторых специфических станций: как лаунж или дэнс.
7. Уклоняйтесь от коммуникации.
Заведите себе неработающий email и не проверяйте его. Не торопитесь отвечать, редакторы музыкальных радиостанций готовы ждать.
Правильный вывод: оказаться “right here, right now”, как пела когда-то британская группа Jesus Jones. «Слетел» запланированный для эфира музыкант, что-то пошло не так, как задумывали — будьте готовы немедленно стать из дублера «листа ожидания» музыкальным ньюсмекером.
Не бойтесь написать, если вам однажды не ответили, но со СМИ важно не передавить. Знаю по себе — можешь оказаться в дороге, в другой стране, и, потому, иногда напоминания могут оказаться нелишними.
Дополнительная информация о спикере:
Игорь Панасенко aka Stereoigor – музыкальный эксперт и журналист, топовый радио-диджей Украины (№4 по версии PromoDJ среди около 50 тыс претендентов). Создатель еженедельного радиошоу о музыкальных трендах — первого аудио-журнала STEREOBAZA, выходящего с 2011, в настоящий момент – на Просто Ради.О. В 2010 в составе new-media-проекта Znaki.fm номинирован в шорт-листе на премию Артемия Троицкого «Степной волк» в области музыкальной журналистики (единственный раз в истории, когда украинское муз.СМИ попало в шорт лист данной престижной премии). Возглавлял маркетинг в ряде рекорд-лейблов, в т.ч. в украинском представительстве мейджора звукоиндустрии Universl Music Group.
Напомним, что этим летом, на фестивале Hedonism, в качестве тизера Kyiv Music Summit, также прошел курс лекций, об одной из которых мы писали ранее.
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: