Интеграция украинской музыки в мировой контекст — конспект лекции Саши Вареницы

В ходе фестиваля Hedonism в Киеве проходил цикл лекций о музыкальной индустрии в Украине, который стал своеобразным тизером к Kiev Music Summit, который пройдет осенью в Киеве. Один из организаторов саммита — Саша Вареница — сооснователь компании Be Management Music & Publishing и музыкальный обозреватель (PromoDJ, Метрополь, Нож, Insider, Афиша-Волна, Interview, Esquire, Different Grooves, Data Transmission, TopDJ, Newseaters).

В своей лекции «Интеграция украинской музыки в мировой контекст», на основе опыта работы с украинскими и зарубежными артистами, Саша Вареница рассказал о том, что зачастую наше видение образа украинской культуры за рубежом бывает ошибочно. Делимся с вами конспектом выступления.

14191361_1376842945678587_117546100_o

Есть общие тренды, которые заключаются в том, что мы двигаемся в Европу. Во всех сферах (в т.ч. музыкальной) возникает вопрос “что мы можем дать миру?”.

Когда мы начали ориентироваться на внешний рынок, то накопили большое количество шишек и знаний, которые и стали нашим продуктом. Именно им и заинтересовалось много артистов, которых волнует вопрос “как нам попасть туда?”.

Полтора месяца назад (во время Евровидения и победы SINOPTIK на Global Battle Of The Bands) я планировал написать статью для издание “Новое Время” на тему “Как украинская музыка пробивает окно в Европу”. Я уже взялся ее писать, но потом пришло осознание того, что за нее хочет взяться мое тщеславие, а на самом деле все не совсем так, как заявлено в заголовке.

Любое развитие начинается с умения принять ситуацию в полной мере. Относительно музыкальной сферы, у нас многие готовы выдавать желаемое за действительное. Есть три пути, к которым склоняется большинство украинских музыкантов, считая, что именно они и есть “окно в Европу”, но ни один из них не приводит к реальной интеграции украинской музыки на мировой рынок:

1) Конкурсы;

2) Низовое продвижение (артисты сами делают себе туры в Польшу, Венгрию, Прибалтику. Ни у одной украинской группы нет системного количества запросов, чтобы где-то там выступать);

3) Спекуляция на временном интересе к Украине и всему украинскому, которая по мнению артистов должна всех заинтересовать.

Многие сейчас начинают осмыслять свое этническое наследие, а это очень сложная штука, для которой нужно минимум одно поколение. Но с этом еще рано двигаться на широкий экспорт. В мире этническая музыка распространяется естественным образом и только в том случае, если она доминантна в своей стране (пример — аргентинская музыка в Испании и других странах Европы). Это то, о чем несколько лет назад говорил музыкальный критик Андрей Горохов, когда рассказывал об эмиграции музыки — раньше музыка передавалась через прямые связи, через порты. Ей достаточно было двух моряков, которые перевозили ее через континенты совершенно ненасильственным образом.

Украинская музыкальная традиция долгое время не эволюционировала, поэтому даже нам ее сейчас сложно принять и сделать что-то актуальное. У нас это убедительно получается у Дахабраха и Dakh Daughters. Но это скорее выставочные проекты. Они не совсем о музыке, и одной-двух таких групп достаточно.

Есть момент, который начали нащупывать все восточно-европейские  артисты: большому европейскому рынку нравится все странное, экзотичное, непохожее на четкие жанровые классификации. Многие делают это наигранно, но ты же чувствуешь когда это неорганично. А вот в действительно самобытных, вроде Антохи МС, чувствуется эта натуральность.

Основная нехватка не в артистах, талантах или голосах. Не хватает профессионального окружения, тех, кто бы работал с артистами. Артисты приходят к нам и говорят: “нам нужно всё” — сведение, мастеринг, маркетинг и тд. А у нас пока нет людей, которые могут хорошо это сделать.

Должно вырасти поколение специалистов. Именно они и станут интеграцией. Но им нужно лет 5-7 чтобы вызреть, успеть чего-то добиться. А нам нужно понимание того, что интеграция Украины за рубеж — это не разовый момент, а, как минимум, 10 лет работы.


Напомним, что мы уже общались с Сашей Вареницей ранее в рамках интервью о книге «Ретромания» Саймона Рейнольдса. Подробности о самом Kiev Music Summit мы вскоре сообщим.

Фото: Дмитрий Комиссаренко