Головна
>
Інтерв'ю
>

Режиссер Олег Руз: “Решив заниматься искусством, ты покупаешь билет в один конец”

Режиссер Олег Руз: “Решив заниматься искусством, ты покупаешь билет в один конец”

Цель большинства представителей творческих профессий в Украине — пробиться на зарубежный рынок. Кто-то переезжает в столицу, чтобы попасть в тусовку и для начала добиться известности здесь. Кто-то подгоняет свое творчество под формат, который может быть актуален за рубежом. А кому-то удается пробиться благодаря честности и невероятному упорству.

Мы поговорили с Олегом Рузом, режиссером из Днепра, о работе на зарубежный рынок, сотрудничестве с The Dillinger Escape Plan и Enter Shikari, и о том, почему украинские группы не готовы к концептуальным проектам.

IMG_8246 copy
Фото: Женя Люлько

О начале работы

В 2006-2007 году мне купили первый телефон с камерой, какую-то Nokia. Я начал снимать всякую дичь с одноклассниками. Не делал постановок, а брал камеру и всем надоедал. Так по фану начал увлекаться съемкой.

После школы поступил на пиарщика в местный модный универ в Днепре на заочку, в надежде, что буду работать в дневное время. Но меня не брали даже продавцом-консультантом. Ушел с универа, поступил в другой, чисто для галочки. Тогда уже параллельно начал работать с местным организатором (концерты ТОЛ, 7 Раса, ТКН и т.д.), был его ассистентом. На тот момент у меня уже появилась первая кассетная камера, и я начал для себя снимать концерты этих групп.

Позже местные банды начали обращаться ко мне и просить снять их выступления за 50 грн. Дальше одни ребята попросили, уже за гонорар, снять им клип. Позднее я нашел работу в этой сфере и ушел со второго универа, потому что уже не мог совмещать.

В мае 2012 года вышел клип ТОЛа “Флаг”, который меня очень впечатлил. Режиссером клипа был Кадим Тарасов. Я написал ему и сказал, что очень хочу с ним работать. Пришел на собеседование, показал все свои первые работы и он меня взял на испытательный срок. В итоге полтора года проработал его ассистентом в продакшне “Chupacabra”. Он меня очень многому научил. Он первый, кто увидел во мне потенциал и помог это дело развить.

Главной стартовой точкой можно назвать клип для My Autumn, который я снял в 2013 году в Питере.

Знакомство с Enter Shikari

В 2013 я полностью ушел в свободное плаванье. В ноябре того же года, в Минске выступали Enter Shikari и перед концертом я написал их менеджеру, что хочу снять отчет. Группе очень понравилось то, что я сделал, и они предложили снять видео в Питере, официальный DVD. Позже подключился ещё к промо-кампании альбома The Mindsweep. Я делал всякие визуалки, также смонтировал клип The Last Garrison. C ним, кстати, получилась необычная история.

Когда был с “Шикари” в Польше, они при мне смотрели черновой монтаж их клипа The Last Garrison. Сняли его в Англии, и режиссер как раз скинул им монтаж. Когда ребята смотрели это видео, я так, подглядывал со стороны. И смотрю — монтаж, мягко говоря, не очень. Но я молчал, потому что был там как бы на птичьих правах. И тут тур-менеджер поворачивается ко мне и спрашивает: “Как тебе клип?” Я объяснил, что мне не нравится и что я могу сделать лучше. Они такие “окей”, и уже через неделю они мне прислали предложение взяться за монтаж.

В прошлом году была похожая история с видео Hoodwinker, когда группа предложила перемонтировать клип.

Работа с Dillinger Escape Plan

С The Dillinger Escape Plan мы познакомились таким же образом. Я сам написал их менеджменту. В течение четырех часов мне ответил Бен Вайнман (также гитарист группы), мол они сейчас пишут альбом и на данный момент их это не интересует.

Где-то в июле я снова напомнил ему о себе. Он ответил, что да, вот у нас песня выходит из нового альбома, надо сделать тизер. Я думал, у меня на это есть около недели, но оказалось что песня выходит на следующий день. Пришлось очень оперативно, где-то за час, сделать все. Ночью они выпустили тизер, и утром у них уже был релиз трека. Тизер им очень понравился и они предложили сделать тизер к каждой песне альбома, в итоге выпускали по два тизера в неделю. Я чувствовал себя, как на фуллтайме в офисе.

TDEP
Фото: Анастасия Осень

У Бэна есть свой лейбл/менеджмент — Party Smasher Inc., и он просил меня делать видео и для других артистов, с которыми работает. Например, для Kimbra. Это вообще такой сюр, что человек из андерграунд сцены — менеджер поп-артиста с двумя Грэмми.

Другие группы

Я работал с Gogol Bordello (клип Saboteur Blues), ‘68, Septa, Jinjer (клип Just Another), Sinoptik и другими. Около года работал с Anacondaz, в апреле прошлого года я снял им DVD, потом клип. Стабильно сотрудничаю в основном западными артистами, но вот недавно ездил в тур с Jinjer и Arch Enemy, например. Мне пока хватает.

В последний год пошел минимальный спрос по Украине. Забавно, потому что когда я начинал, почти все заказы шли из России. Вплоть до 2016 года в Украине меня знали единицы.

С Septa мы сняли первый клип в 2014 году, и сразу нашли общий вайб. Это первая группа, у которой подход к промо альбома, как у западных коллективов. Сингл, обложка, визуальный ряд для каждого трека. В этом плане Septa можно сравнить с Enter Shikari.

Зарубежные банды, обращаясь к тебе, знают, что ты делаешь и как, доверяют тебе и твоему мнению. У них очень быстрый ритм и решения принимаются так же быстро. Наши группы уверены в том, что они все знают лучше. Я работал с одной украинской группой, где на моменте правок в дискуссию влез даже техник. Он начал рассказывать мне, как правильно монтировать видео.

Плюс отношение “я тебе дал денег — делай все, как я хочу”. С таким подходом арт не делается. С Septa и Jinjer, конечно, тоже бывают разногласия, но работать друг с другом комфортно и это не вредит результату. Но относительно украинских групп они скорее исключения из правил.

О заработках и творчестве

Мнение, что работать на зарубежный рынок финансово выгоднее — это стереотип. То, что вот я снял видео для “Шикари” и теперь могу сорить деньгами — такого нет. Да, там у групп выше гонорары, чем у нас, но у них большие налоги и большая команда.

Так вышло, что работаю я в основном с “тяжелыми” группами, хотя сам я слушаю немного другую музыку. В большей степени благодаря тому, что я снял первое видео для My Autumn, метал группе. Мне это в кайф, но хочется уже чего-то нового, попробовать в других жанрах поработать. Вот Sinoptik это уже немного другая музыка, попробовал поэкспериментировать.

У меня нет желания выходить на поп-музыку, там практически нет искусства. Чистая коммерция, клипы штампуются. А мне еще со школьной парты хотелось делать что-то свое, грубо говоря — создать свой стиль. И если такие группы, как Enter Shikari и The Dillinger Escape Plan, которые создали собственный жанр, увидели что-то во мне, значит всё не зря. Поэтому продолжаю кровью и потом делать то, что я хочу.

Я не снимаю свадьбы или корпоративы на стороне, чтобы заработать денег. Все мои видео – полноценная работа, в которую я вкладываюсь по максимуму. Ты либо делаешь все на 100%, либо не делаешь вообще. Решив заниматься искусством, ты покупаешь билет в один конец. Нет компромиссов, выбора между офисом и творчеством. Можно работать в IT-конторе и зарабатывать деньги на содержание музыки, но с таким подходом не выйдешь на высокий уровень и не станешь большим артистом. Это американские горки, ты можешь в один месяц шиковать, а в следующем сидеть без копейки — это очень сложно. В этом “рецепт успеха”. Это тяжелый выбор, но его надо сделать. Четыре года назад я выбрал такой путь и не жалею.

photo_2017-10-20_12-26-35
Фото: Саша Кокс

В основном я работаю один, но иногда работаю под именем CMND/CTRL – это собранная мной команда, с которой я работаю в России: я, Павел Хомяков (оператор-постановщик) и Кирилл Чабан (продюсер). Оба из Москвы, с Пашей я снял оба концертника для Enter Shikari, с Кириллом только второй, а также с ними снял клип и концерт для Anacondaz. Уверен в них на 200%. Благодаря ним я стал на ступеньку выше в плане работы.

Работа в Украине

В Украине всем все равно на то, что ты делаешь. Всем важно только то, с кем ты это делаешь. Каким бы ты крутым ни был, если ты не сотрудничал с большим артистом, то на тебя внимания не обращают. Только после Шикари и TDEP меня начали замечать в Украине.

У большинства украинских артистов нет собственного мнения. Они либо смотрят, с кем ты работал до этого, какой-то стадный инстинкт, либо хотят копию работы какого-то другого артиста. Я никогда не понимал, почему люди хотят сделать то, что уже было, вместо того, чтобы сделать что-то новое, может нелепое по началу, но всё-таки это твоё.

Показательная история с Sinoptik и их победой на GBOB 2016. Я считаю, что GBOB — полное говно. Все эти конкурсы на западе никому не сдались, там совсем по другому принципу находятся таланты. Поэтому это смешно и грустно, что все вспомнили о Sinoptik только после этой победы. Очень обидно, что у нас в Украине все ведутся на эти GBOB-ы и Евровидения, тогда как в Европе никто не воспринимает это всерьез. Не то, чтобы я не любил Украину или украинский музыкальный рынок, просто он живет в настолько другой реальности! Поэтому я воспринимаю себя, как интернационального артиста, по крайней мере стремлюсь к этому.

IMG_8277 copy
Фото: Женя Люлько

О тусовке

В Украине своя закрытая музыкальная туса, где все друг другу дрочат. А все эти звёзды — в Европе полнейший ноль, они живут в каком-то вакууме, со своими героями и правилами. Очень много фальши и нет души. Артисты, мягко говоря, оценивают себя необъективно, живут в своём мире. Мол, если я крутой в Украине, то значит и остальной мир с лёгкостью покорю. Большинство персонажей, которые переехали в Киев – это вообще отдельная история, я ни в одной стране больше не видел, чтобы человек переехавший в столицу, становился настолько высокого мнения о себе и своей деятельности. Они могут поиграть в Польше или Штатах, или где-то в Европе для диаспоры — всё.

Разве что кто-то типа Jinjer и прочих “неформатных” у нас групп могут турить по Европе и хорошо собирать. На афишах всех “мировых” туров наших любимых поп-артистов надо дописывать, что это туры для диаспоры. Потому что наши люди, наверняка, думают, что это иностранцы их слушают и полные залы набивают.

Не сказал бы, что являюсь частью тусовки. За последние четыре года я всего несколько раз сам предлагал поработать украинским артистам, их можно сосчитать на пальцах одной руки. Но предлагал только из творческих интересов, а не чтобы хайпануть на украинском рынке/тусовке, вот этом “сучукрмузе”. Да и вообще, смысл тратить тонну ресурсов (время, силы, нервы, деньги) ради известности в Украине, если можно немного больше постараться и стать известным в мире?

Из мировых режиссеров меня очень вдохновляет канадец Джонатан Десбиенс. Именно его клип для Deftones вдохновил меня на то самое видео для My Autumn. Еще есть крутой дуэт Daniels, который снял фильм Swiss Army Man. Очень у них крутой подход.

photo_2017-10-20_12-25-53
Фото: Алексей Махов

Из украинских меня до сих пор поражает Кадим Тарасов, насколько он самобытный. Еще команда Born Vision, которая снимала клипы для тех же Sinoptik и Jinjer. У меня к ним даже белая зависть насчет того, как они себя подают, я так не могу сделать. Но в целом, мне кажется, в Украине пока все очень грустно.

Единственная клевая штука, что у нас “андерграунд” и “мейнстрим” тусовки сливаются — одни пиарщики, одни клипмейкеры, одни менеджеры на всех. Это круто в том плане, что вот я имел возможность поработать с поп-музыкой, узнать, как все правильно делается, и применить это на работе с тяжелой музыкой. В России, например, люди из этих тусовок почти не пересекаются, разве что в Питере.

IMG_9609
Фото: Саша Кокс

О технике и упорстве

Когда я начал снимать более-менее нормальные видео, я брал камеру у друга, потому что у меня своей не было. И даже когда пошла волна на Full HD видео, мой комп не тянул монтаж такого формата видео. Но я находил возможности это сделать. Круто, когда у твоего папы есть деньги, но когда у тебя нет желания и нет сил это не сработает. Главное: тонна желания, храбрости и силы себя “протаскивать”, чтобы о тебе знали, при этом не стать человеком, который всем надоедает. Тебя могут очень долго не воспринимать всерьёз – это ок, да и не нужно пытаться всем понравиться. Всегда нужно быть честным перед собой и объективным, ещё самоирония не помешает.

Если в начале пути есть два человека: один вообще ни с чем, а другой с кучей денег, то во время развития у этого человека с деньгами все равно появятся проблемы, которые он не сможет решить финансами. А ты, как человек закаленный, сможешь вырулить все. Каждый съест одну и ту же порцию дерьма, вопрос только в том, когда именно. Когда ты строишь все по кирпичику, у тебя будет равномерное развитие. Но самое главное — никаких компромиссов. Если ты хочешь заниматься искусством, но у тебя проскакивают мысли “а вот работа…”, — то это не твое. Если ты на 100% уверен в своем деле, у тебя все получится. Может слишком оптимистично, но я считаю так.

Instagram
Facebook

Розповiсти друзям

Facebook Twitter Telegram

Допитливим

Культура в регіонах
Від Onuka до Foa Hoka: як звучить Чернігівщина
Лєра Зданевич Лєра Зданевич
13 Червня, 2024
Культура в регіонах
Від Wellboy до Re-read: як звучить Сумщина
Лєра Зданевич Лєра Зданевич
13 Червня, 2024
Культура в регіонах
Музика Дніпропетровщини (Січеславщини): плейлист від Ліруму та Dnipropop
Лєра Зданевич Лєра Зданевич
12 Червня, 2024